Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:37, дипломная работа
В связи с актуальностью целью дипломной работы выступает анализ и исследование путей совершенствования деятельности предприятия на примере Алтайского краевого театра драмы в городе Барнауле.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть задачи в области культуры и искусства
2. рассмотреть показатели оценки искусства
3. рассмотреть основные направления анализа ситуации в сфере искусства
4. привести краткую организационно- экономическую характеристику Алтайского краевого театра драмы
5. провести анализ основных показателей деятельности театра
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные задачи в области культуры и искусства
1.2 Показатели оценки искусства
1.3 Основные направления анализа ситуации в сфере культуры
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика
2.2 Анализ основных финансово – экономических показателей
2.3 Анализ рынка театральных услуг
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ТЕАТРА ДРАМЫ
3.1 Предложения по формированию зрительского интереса, совершенствованию и расширению репертуара
3.2 Направления по государственной поддержке предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Задачи культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все задачи культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода задач весьма велико. Они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих задачи более высокого уровня.
Наиболее общей и
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести задачи, обеспечивающие основные формыинтегрированного существования сообществ людей:
организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;
регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;
консолидация и
самоидентификация людей в
Третий уровень — задачи культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:
культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и ин-культурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее “производителя”;
культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система);
культуру развития
искусственной материально-
культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);
культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.;
культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);
культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных и технических символов — математических, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картотеки и пр.);
культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п.
Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни задач культуры связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты (“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”, “религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных задач (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф. культурой” и “культурой образа жизни”.
Таким образом, во всем многообразии
задач культуры можно выделить такие
“профильные” направления, как социально-интегративное,
организационно-регулятивно-
1.2 Показатели оценки искусства
При оценке искусства и культуры необходимо использовать ряд показателей, которые будут характеризовать состояние объектов искусства и культуры в динамике. Так в таблице 1.1 приведены показатели оценки культуры и искусства на территории г. Барнаула за 2003- 2004 годы
Таблица 1.1
Показатели оценки искусства на территории Барнаула за 2003- 2004 годы [19, с. 176]
№ п/п |
П О К А З А Т Е Л И |
Единица измерения |
2003г. |
2004 г. |
Темп роста, (снижения) ( % ) |
I. СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||||
1. |
Дворцы культуры - в с е г о |
ед. |
7 |
7 |
100 |
- в них мест |
мест |
4250 |
4250 |
100 | |
в том числе: | |||||
Дворцы культуры в муниципальном ведении |
ед. |
3 |
3 |
100 | |
- в них мест |
мест |
1350 |
1350 |
100 | |
2. |
Обеспеченность населения зрительскими местами в учреждениях клубного типа |
мест на 1 тыс.жителей в % к нормативу |
5,9 39,2 |
5,9 39,0 |
100 99,5 |
3. |
Кинотеатры |
ед. |
6 |
5 |
83,3 |
-в них мест |
мест |
3890 |
3100 |
79,6 | |
- количество зрительных залов в кинотеатрах |
ед. |
9 |
6 |
66,7 | |
- обеспеченность населения
зрительскими залами |
залов на 100 тыс. жителей в % к нормативу |
1,2 20,7 |
0,83 13,8 |
69,2 66,5 | |
4. |
Массовые библиотеки - в с е г о |
ед. |
53 |
51 |
96,2 |
в том числе: |
ед. |
42 |
42 |
100 | |
- в муниципальном ведении. |
|||||
Библиотеки, входящие Централизованную библиотечную систему, в них библиотечный фонд |
ед. тыс. экз. |
20 793,6 |
20 800,9 |
100 100,9 | |
Продолжение табл.1.1 | |||||
Библиотеки, входящие в Централизованную детскую библиотечную систему, в них библиотечный фонд |
ед. тыс. экз. |
22 709,3 |
22 705,8 |
100 99,5 | |
5. |
Филармония |
ед. |
1 |
1 |
100 |
6. |
Музеи |
ед. |
1 |
2 |
200 |
Обеспеченность города музеями |
в % к нормативу |
10 |
20 |
200 | |
Основной фонд экспонатов в нем |
тыс. экз. |
30,2 |
30,6 |
101,3 | |
7. |
Картинная галерея Основной фонд экспонатов в ней |
ед. тыс. экз. |
1 7,6 |
1 7,9 |
100 104 |
8. |
Фонд историко-культурных памятников |
ед. |
1 |
1 |
100 |
9. |
Музейно-выставочный комплекс |
ед. |
1 |
1 |
100 |
10. |
Профессиональные театры |
ед. |
3 |
3 |
100 |
в них мест |
мест |
1250 |
1250 |
100 | |
Обеспеченность населения зрительскими местами в профессиональных театрах |
мест на 1 тыс. жителей в % к нормативу |
1,7 43,2 |
1,7 43 |
100 99,5 | |
11. |
Парки культуры и отдыха |
ед. |
5 |
5 |
100 |
Обеспеченность населения парками культуры и отдыха |
в % к нормативу |
100 |
100 |
100 | |
12. |
Количество аттракционов в парках культуры и отдыха и на площади города - в с е г о , |
ед. |
42 |
42 |
100 |
в том числе: | |||||
Центрального района |
ед. |
16 |
16 |
100 | |
Автозаводского района |
ед. |
20 |
20 |
100 | |
Комсомольского района |
ед. |
6 |
6 |
100 | |
Продолжение табл. 1.1 | |||||
13. |
Учреждения дополнительного образования - в с е г о |
ед. |
22 |
22 |
100 |
Количество учащихся и студентов в них, |
чел. |
7686 |
7656 |
99,6 | |
в том числе: |
|||||
- Музыкальное училище в нем студентов |
ед. чел. |
1 273 |
1 276 |
100 101,1 | |
- Колледж искусств в нем учащихся |
ед. чел. |
1 950 |
1 915 |
100 96,3 | |
- Лицей искусств в нем учащихся |
ед. чел. |
1 1032 |
1 1100 |
100 106,6 | |
- Детские музыкальные школы в них учащихся |
ед. чел. |
7 2640 |
7 2562 |
100 97,1 | |
- Детские школы искусств в них учащихся |
ед. чел. |
5 1527 |
6 1710 |
120 112 | |
- Детские художественные школы в них учащихся |
ед. чел |
3 394 |
3 394 |
100 100 | |
- Детская музыкально-хоровая школа в ней учащихся |
ед. чел. |
1 245 |
1 245 |
100 100 | |
- Детская музыкально- в ней учащихся |
ед. чел. |
1 303 |
1 303 |
100 100 | |
-Детская художественная школа “Керамика” в ней учащихся |
ед. чел. |
1 151 |
1 151 |
100 100 | |
Продолжение табл. 1.1 | |||||
-Детский музыкальный центр в нем учащихся |
ед. чел. |
1 171 |
- - |
- - | |
II. МЕРОПРИЯТИЯ,
ПРОВОДИМЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ | |||||
1 |
Количество культурно-массовых мероприятий - всего, |
ед. |
403 |
408 |
101,2 |
в том числе: | |||||
- фестивалей |
ед. |
10 |
10 |
100 | |
- массовых праздничных мероприятий |
ед. |
11 |
11 |
100 | |
- конкурсов и концертов
художественной |
ед. |
382 |
387 |
101,3 | |
2 |
Количество спектаклей, показанных театрами города - в с е г о ( с учетом выездных ), |
ед. |
747 |
837 |
112 |
в том числе: | |||||
- драматическим театром “Колесо” |
ед. |
251 |
256 |
102 | |
- театром кукол |
ед. |
296 |
351 |
118,6 | |
- театром юного зрителя “Эксперимент” |
ед. |
200 |
230 |
115 | |
Число зрителей, посетивших театры - в с е г о ( с учетом выездных ), |
тыс. чел. |
213 |
173,2 |
81,3 | |
в том числе: | |||||
- драматический театр “Колесо” |
тыс. чел. |
105 |
113,6 |
108,2 | |
- театр кукол |
тыс. чел. |
44,5 |
46,5 |
104,5 | |
- театр юного зрителя “Эксперимент” |
тыс. чел. |
63,5 |
13,1 |
20,6 | |
3. |
Обновление репертуара в театрах: |
||||
Количество новых спектаклей - в с е г о, |
ед. |
12 |
13 |
108,3 | |
Продолжение табл. 1.1 | |||||
в том числе: | |||||
- драматическим театром “Колесо” |
ед. |
4 |
6 |
150 | |
- театром кукол |
ед. |
4 |
3 |
75 | |
- театром юного зрителя “Эксперимент” |
ед. |
4 |
4 |
100 | |
4. |
Количество мероприятий, проведенных в краеведческом музее - всего, |
ед. |
511 |
1170 |
229 |
в том числе: | |||||
- выставок |
ед. |
13 |
28 |
15 | |
- лекций, экскурсий и других мероприятий |
ед. |
551 |
1142 |
207 | |
Число зрителей, посетивших краеведческий музей |
тыс. чел. |
100 |
104,5 |
104,5 | |
5. |
Количество мероприятий,
проведенных в картинной |
ед. |
231 |
158 |
68,4 |
в том числе | |||||
- выставок |
ед. |
29 |
27 |
93 | |
- экскурсий |
ед. |
202 |
131 |
64,9 | |
Число зрителей, посетивших картинную галерею |
тыс. чел. |
152 |
137,3 |
90,3 | |
6. |
Количество концертов, проведенных филармонией - в с е г о, |
ед. |
257 |
233 |
90,7 |
в том числе | |||||
-собственным симфоническим оркестром |
ед. |
40 |
185 |
в 4,6 раз | |
Число зрителей, посетивших филармонию |
тыс. чел. |
85,3 |
31,6 |
37 | |
III. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ ГОРОДА | |||||
Окончание табл. 1.1 | |||||
1. |
Книжный фонд - в с е г о в том числе в детских библиотеках |
тыс. экз. тыс. экз. |
1502,9 709,3 |
1536,7 705,8 |
102,2 71,6 |
2. |
Количество читателей - всего, в том числе детей |
тыс. чел. тыс. чел. |
125,5 52,6 |
130,4 54,5 |
103,9 103,6 |
3. |
Книговыдача, в том числе в детских библиотеках |
тыс. экз. тыс. экз. |
2644,3 1153,8 |
2718,1 1152,4 |
102,8 99,9 |
4. |
Количество посещений - всего, в том числе в детских библиотеках |
тыс. раз тыс. раз |
755,8 348,4 |
801,2 363,3 |
106 104,3 |
5. |
Средняя посещаемость одним читателем - всего, в том числе в детских библиотеках |
раз раз |
6 6,6 |
5,8 7,0 |
96,7 106 |
6. |
Средняя читаемость на одного читателя - всего, в том числе в детских библиотеках |
экз. экз. |
21,1 21,9 |
20,6 21,0 |
97,6 95,9 |
7. |
Книгообеспеченность на одного читателя - всего, в том числе в детских библиотеках |
экз. экз. |
12 13,5 |
10,6 12,9 |
8,3 95,6 |
Проводим оценку основных показателей. Как видно из таблицы 1.1:
- число наиболее крупных
дворцов искусства на
- число кинотеатров сократилось на 17 % или на 1единицу, что является отрицательной тенденцией
- число массовых библиотек
также сократилось на 2 единицы
или на 4 %, что также является
отрицательной тенденцией и
- филармония осталась 1
- число наиболее крупных музеев выросло с 1 до 2 или на 100%
- обеспеченность города музеями выросла на 100 %
- при этом увеличился основной фонд экспонатов в них на 1 %
- картинная галерея в городе – 1, однако вырос основной фонд экспонатов на 4 % или на 0,3 тыс. ед.
- не изменилось количество таких учреждений как фонд историко- культурных памятников ( 1 ед), музейно- выставочный комплекс (1 ед), профессиональные театры (3 ед)
- снизилась обеспеченность
населения зрительскими
- не изменилось количество
парков культуры и отдыха (22 ед.),
а также – учреждений
При оценке культурных мероприятий, проводимых в городе можно сделать следующие выводы:
- количество культурно- массовых мероприятий выросло с 403 до 408 или на 1,2 %
- резко выросло количество спектаклей с 747 до 837 ед. или на 12 %
- однако резко снизилось число зрителей, посетивших театры с 231 до 173,» тыс. чел. или на 19 %
- повысилось обновление репертуара в театрах с 12 до 13 ед. или на 8,3 %
- резко увеличилось количество
мероприятий, проведенных в
- уменьшилось количество
мероприятий в картинной
- уменьшилось количество концертов с 257 до 233 ед. или на 10 %
При оценке показателей библиотечных систем города :
- книжный фонд вырос незначительно с 1502,9 тыс. экз. до 1536,7 тыс. экз. или на 2,2 %
- количество читателей
увеличилось также
- книгообеспеченность на одного читателя упала с 12 до 10,6 экз. или на 8,3 %
Таким образом, по большинству
показателей культуры и искусства
в городе Барнауле, можно сделать
вывод об упадке культурного уровня
в 2004 году по сравнению с 2003 годом. На
основании проведенных
1.3 Основные направления
анализа ситуации в сфере
Информация о работе Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия