Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:37, дипломная работа
В связи с актуальностью целью дипломной работы выступает анализ и исследование путей совершенствования деятельности предприятия на примере Алтайского краевого театра драмы в городе Барнауле.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть задачи в области культуры и искусства
2. рассмотреть показатели оценки искусства
3. рассмотреть основные направления анализа ситуации в сфере искусства
4. привести краткую организационно- экономическую характеристику Алтайского краевого театра драмы
5. провести анализ основных показателей деятельности театра
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные задачи в области культуры и искусства
1.2 Показатели оценки искусства
1.3 Основные направления анализа ситуации в сфере культуры
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика
2.2 Анализ основных финансово – экономических показателей
2.3 Анализ рынка театральных услуг
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ТЕАТРА ДРАМЫ
3.1 Предложения по формированию зрительского интереса, совершенствованию и расширению репертуара
3.2 Направления по государственной поддержке предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
До конца 1980-х гг. в СССР
отношения государства к
В 1990-х гг. отношения между
государством и отраслью культуры изменились
коренным образом. Государство отказалось
от патерналистского подхода в сфере
искусства к учреждениям
С другой стороны, государство
последовательно уменьшало свое
участие в поддержке
Кроме того, необходимо учитывать, что именно в 90-е годы со всей силой проявились те проблемы отечественной культуры, которые никогда не пытались решить в советское время. Поскольку советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства), в стране существовала огромная сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре - существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном - находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса.
Проявившись со всей силой именно в 90-е годы, этот кризис характеризовался катастрофическим состоянием материально-технической базы культуры, отсутствием в музеях, библиотеках, театрах, учебных заведениях не только современного, но просто элементарно необходимого оборудования (систем обеспечения охраны и пожарной безопасности в музейных и библиотечных хранилищ, театрального сценического оборудования, музыкальных инструментов и т.п.), ухудшающимся с каждым годом состоянием сохранности недвижимых памятников истории и культуры и музейных экспонатов, отсутствием достоверной системы государственного учета памятников истории и культуры, мизерным для огромной страны количеством профессиональных сценических и филармонических площадок, позволяющих поддерживать минимальный уровень гастрольного обмена и т.д[21, с. 154].
Характеристика основных вызовов и угроз, возникающих перед страной и играющих важную роль в ближайшее десятилетие
В ближайшее десятилетие стране грозит увеличивающееся отставание от развитых стран в широком использовании имеющегося культурного потенциала, во внедрении новых информационных средств, в активизации модернизационных процессов в обществе, т.е. постепенное снижение общего культурного уровня представителей трех поколений: учащихся, которые будут в дальнейшем нести ответственность за социальное и экономическое состояние страны; взрослого работающего населения, которое сегодня занято в системе общественного разделения труда и функций, и старшего, культурный потенциал которого уже сегодня оказывается невостребованным. Такое положение дел грозит тем, что к существующим ныне диспропорциям в имущественном и социальном расслоении будет прибавлена культурная составляющая: незначительная доля населения, имеющего все соответствующие времени возможности, в том числе и широкие международные контакты, и подавляющее большинство вынужденных жить в деградирующей культурной и информационной среде.
К наиболее серьезным вызовам и угрозам, порождаемым сегодняшним состоянием отечественной культуры и требующим немедленного реагирования со стороны государства, следует отнести[29,с .1 09]:
1. нарастающие процессы деградации общества, массовое замещение позитивных общественных идеалов антисоциальными;
2. сокращение "емкости" и снижение качества источников для формирования элит, ведущее к неизбежному в скором будущем усугублению отставания в техническом, технологическом, политическом и государственном развитии;
3. опосредованная угроза самой российской государственности в силу постепенной утраты обществом связи с исторической традицией и осознания себя единой страной и единым народом.
В данной ситуации политика в области культуры должна включать в себя поддерживающее (культурное наследие) и развивающее (модернизационное) начала. Она может стать конструктивной в контексте решения текущих экономических и социальных проблем, если в дополнение к ориентации на самоподдержание отрасли будет содержать социально значимые функции по следующим приоритетным направлениям:
· поддержка модернизационно ориентированные социальных групп, имеющихся в стране; обеспечение их социально значимой культурной информацией; организация их социального участия в модернизационных процессах. Речь идет как о деятелях культуры, включая искусство, так и о представителях широко образованной общественности;
· использование имеющихся учреждений культуры и информационных средств для обеспечения таких групп необходимой культурной информацией для их интеграции, активизации коммуникативных процессов между ними. Это даст новый импульс развитию самих учреждений и средств, поскольку они из хранилищ культурной информации превращаются в центры ее активного использования (речь идет о библиотеках, музеях, театрах, концертных залах, книжных издательствах);
· активизация просветительской
деятельности учреждений культуры, ибо
в распоряжении отрасли культуры
находятся необходимые для
· создание возможности для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь в зависимости от их способностей и склонностей;
· совершенствование методов планирования культурной политики, серьезным препятствием, в организации которого является отсутствие обоснованных показателей культурного развития, неполнота статистических данных, отсутствие информации о культурных потребностях и запросах разных групп населения и различных регионов.
Критические точки, требующие принципиальных решений.
1. Нарастающая угроза
2. "Истончение" и угроза
критического сокращения
3. Замедление темпов
4. Разрыв культурного
5. Критическое снижение
уровня обеспеченности
Характеристика действующего законодательства [32,с . 190]
В Административном кодексе практически нет норм ответственности за нарушение законодательства об охране памятников истории и культуры. Вместе с тем к рассмотрению нижней палатой парламента приняты уже морально устаревшие по своему характеру законопроекты "О творческих работниках и творческих союзах", "О народных художественных промыслах" и др.
Характеристика эффективности бюджетных расходов
Культура не может и не должна рассматриваться государством как "социальная сфера", занимая место между сиротами, инвалидами и вынужденными переселенцами.
Государство вкладывает в
культуру средства вовсе не из филантропических
соображений, а потому, что в итоге
это - самые выгодные вложения, дающие
отдачу в виде цивилизованного общества,
обладающего высокой
Будучи сегодня недостаточно
богатым для того, чтобы делать
дешевые приобретения, российское государство
из соображений самосохранения должно
адекватно участвовать в
Бюджетные расходы в отрасли культуры сегодня малоэффективны ввиду воспроизводящегося действия следующих факторов:
· отсутствие рациональной и реалистичной дифференцированной культурной политики, включающей в себя четкие критерии определения приоритетных направлений действий и их финансирования;
· бессистемное финансирование объектов культуры, программ культурного развития, отдельных мероприятий;
· не отработанная экономическая модель ресурсного обеспечения отрасли;
· отсутствие разработанных критериев оценки экономической и социальной эффективности принимаемых и реализуемых решений.
Все это приводит к нерациональному
распределению бюджетных и
Характеристика мирового опыта решения сходных проблем
В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, поскольку в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности, в том числе и со стороны бизнеса и общественных организаций. Высокий уровень инфраструктуры этих государств позволяет обеспечивать развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями, для которых характерны следующие основные параметры[34,с . 156]:
· широкое понимание культуры как искусственного мира людей и рассмотрение культурной политики с точки зрения повышения качества жизни всех членов общества, а не только работников искусства и отрасли культуры;
· использование многоканальной модели финансирования объектов, учреждений культуры, социально значимых видов культурной активности;
· широкий доступ различных социокультурных групп к культурной информации;
· широкое использование учреждений культуры в просветительских и рекреативных целях;
· включение в категорию "национальное культурное достояние" не только объектов культуры, но и социально ценных видов деятельности;
· поддержание культурной элиты;
· широкое использование меценатства и спонсорства в сфере культуры за счет налоговых льгот тем, кто финансирует отдельные культурные объекты, мероприятия, виды культурной профессиональной деятельности;
· интенсивный международный культурный обмен.
Такие направления деятельности способствуют интенсивному использованию культурного потенциала развитых стран их гражданами.
Анализ политики в сфере культуры
В сложных условиях радикальных преобразований в Российской Федерации негативные последствия экономического кризиса в полной мере коснулись и российской культуры, которая практически находится в полной зависимости от государственной поддержки.
1990-е годы для российской
культуры проявили две
Советское государство делало
основной акцент на массовые формы
и уровни культуры (при одновременной
поддержке исключительно
Проявившись со всей силой именно в 1990-е годы этот кризис, в частности, характеризуется[40, с. 165]:
1. ухудшающимся состоянием материально-технической базы культуры;
2. отсутствием в музеях, театрах, библиотеках, архивах, учебных заведениях необходимого оборудования;
3. отставанием учреждений и предприятий культуры, искусства и кинематографии в области внедрения информационных и телекоммуникационных технологий;
4. дезинтеграцией единой системы кинопроката;
5. ухудшающимся состоянием сохранности недвижимых памятников истории и культуры, музейных экспонатов и архивных фондов;
6. отсутствием надлежащей системы государственного учета памятников истории и культуры;
7. информационной и культурной изоляцией многих регионов;
8. недостаточным количеством профессиональных сценических и филармонических площадок;
9. оттоком молодых и квалифицированных кадров
Кризисные явления в сфере
культуры усугубляются как в связи
с недостаточным
1. распыление средств и недофинансирование учреждений культуры;
2. низкий уровень оплаты труда работников культуры;
3. невозможность концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики;
Информация о работе Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия