Анализ себестоимости продукции и пути ее снижения на примере ООО «Лапидус»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является анализ и критическая оценка формирования себестоимости продукции и разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть сущность, экономическую характеристику и классификацию затрат;
- изучить методику проведения анализа себестоимости;
-изучить резервы снижения себестоимости продукции;
-проанализировать структуру и динамику общей суммы затрат предприятия;
-провести углубленный анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции;
-сделать факторный анализ затрат;
-определить резервы снижения себестоимости продукции в условиях конкретного предприятия.

Содержание работы

Введение 1
1 Теоретические аспекты анализа себестоимости 3
1.1 Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат 3
1.2 Методика проведения анализа себестоимости 8
2. Анализ себестоимости продукции на примере ООО «Лапидус» 18
2.1. Экономическая характеристика предприятия 18
2.2. Анализ калькуляции себестоимости и сметы затрат на производство и реализацию продукции 30
2.3. Анализ себестоимости единицы продукции 48
2.4. Анализ затрат на рубль выпущенной продукции 55
2.5 Анализ «затраты-объем-прибыль» 59
3. Определение резервов снижения себестоимости работ и услуг ООО «Лапидус» 67
3.1. Выявление резервов по снижению себестоимости работ и услуг 67
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий 70
Заключение 76
Список использованной литературы 79

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анализ себестоимости продукции и пути ее снижения на примере ООО Лапидус.docx

— 293.97 Кб (Скачать файл)

 

         Как видно из таблицы 2.3, самые  большие транспортные расходы  приходятся на закупку комплектующих  изделий у главных поставщиков  – ООО «Зальта» и ЗАО «ТД Миллениум». При этом у данных поставщиков самые высокие цены на комплектующие изделия. Самые низкие цены на комплектующие изделия и наименьшие транспортные расходы характерны для ОАО «ВиД», поэтому ООО «Лапидус» целесообразно сотрудничать с данным поставщиком.

         Обобщая вышесказанное, ООО «Лапидус» сотрудничает со многими поставщиками. Данный факт  можно оценить положительно, поскольку предприятие в данном случае не имеет полной зависимости от одного поставщика. В случае нарушения единственным поставщиком договорных обязательств, исследуемое предприятие могло бы  потерять значительный объем продаж. Однако предприятие не анализирует цены поставщиков на комплектующие изделия и осуществляет очень большие транспортные расходы при доставке товаров, поэтому ООО «Лапидус» необходимо искать резервы их снижения.      

    Наиболее  крупными покупателями компьютеров,  оргтехники и работ ООО «Лапидус» являются:

  • Московский Физико-Технический институт (ГУ)
  • Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
  • УВД г. Коломна
  • Коммерческий Банк "Преображенский"
  • ЗАО "Независимая экспертная компания "Мосэкспертиза"
  • Московское представительство "МДЛФ Сервис корп." (США)
  • ОРЧ №6 межрайонной инспекции по налогам и сборам ГУАД МО и др. 

         В ходе анализа необходимо  определить степень чувствительности  спроса  на товары и работы ООО «Лапидус»  к изменению цены на нее. Для этого  рассчитывается   коэффициент  ценовой эластичности (Е p):

Е p=   Пс : Пц

где Пс - процентное изменение количества спроса i-го товара;

       Пц - процентное изменение цен на товар.

         Спрос является эластичным, если  величина данного коэффициента  больше единицы, и неэластичный  – если меньше единицы. При  значении  коэффициента эластичности  равном нулю,  спрос абсолютно  неэластичен: никакое изменение  цены не  влечет за собой   изменение спроса на продукцию.  Если коэффициент эластичности  равен единице (единичная эластичность), то это значит, что темп роста  спроса  равен темпу  снижения  цены. Спрос бывает еще абсолютно  эластичным, когда при неизменной  цене или ее росте  спрос  на продукцию  увеличивается  до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в  условиях инфляции.

         Рассчитаем коэффициенты ценовой  эластичности для товаров и  работ ООО «Лапидус» (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Эластичность  спроса на товары и  работы ООО «Лапидус»

тыс.руб.

Наименование товаров и работ

Цена за единицу

Объем спроса

Базисные темпы роста, %

Коэффициент эластичности спроса

Цены

Объема спроса

Компьютеры

89.3

537

-

-

-

92.0

500

-103.0

93.1

0.90

94.0

480

105.3

89.4

0.85

Оргтехника

         
         
         

Настройка и модернизация локальных  сетей

         
         

85.0

190

107.6

97.4

0.91

Ремонт и обновление парка компьютеров, антивирусная защита

6.0

1085

-

-

-

7.0

850

116.7

78.3

0.67

8.0

600

133.3

55.3

0.41


 

         Как видно из таблицы 2.4, спрос  на работы по настройке и  модернизации локальных сетей  является неэластичным. Следовательно,  ООО «Лапидус» может увеличить цену на данный вид работ до уровня цен конкурентов, и это не отразится на объеме продаж.  Приведенные в таблице 2.4 данные показывают, также что у ООО «Лапидус» есть возможность  завоевать больший рынок сбыта по таким видам товаров, как компьютеры и оргтехника,  работ по ремонту и обновлению компьютеров,  антивирусной защите за счет некоторого снижения цены на них.  

         Предварительная оценка финансового  состояния   предприятия осуществляется  на основании данных бухгалтерского  баланса. На данной стадии анализа  формируется первоначальное представление  о деятельности предприятия, выявляются  изменения в составе имущества  предприятия и их источниках, устанавливаются взаимосвязи между  показателями.

         Анализ финансового состояния  ООО «Лапидус» на основе показателей бухгалтерского баланса целесообразно начать с изучения структуры и динамики активов и источников их образования  в условиях данного предприятия. В приложении 8 приведена структура и динамика активов ООО «Лапидус». Источником информации  для анализа являются бухгалтерские балансы предприятия за 2004, 2005.и 2006 г.г.  (приложения 1, 2 и 3).

        Как видно из приложения 8, активы ООО «Лапидус» на конец 2006  года увеличились по сравнению с началом 2005 г. на 6007 тыс.руб., или на 50,2 %, а по сравнению с началом 2006 года – на 2885 тыс.руб., или на 19,1 %.  Оборотные активы ООО «Лапидус»  в течение 2006 года увеличились на 2726 тыс.руб., или на 20,3 % и составили 16181 тыс.руб. Внеоборотные активы увеличились в 2006 г. незначительно – на 9,7 %, что в абсолютном выражении составило 159 тыс.руб.         

          Структура активов ООО «Лапидус» в течение всего исследуемого периода может быть охарактеризована как стабильная. Доля внеоборотных активов в структуре баланса снизилась с 11,8 %  на начало 2005 года до 10,0 % по состоянию на конец 2006 года. Соответственно, удельный вес оборотных активов увеличились с 88,2 % до 90,0 %, что свидетельствует об увеличении мобильности имущества ООО «Лапидус» и оценивается положительно.        

         В ООО «Лапидус» велик удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности – 40,7 % на конец 2006 года. Для данной статьи активов характерны наибольшие темпы прироста – 21,7 % в 2006 г. по сравнению с прошлым годом. В абсолютном  выражении прирост составил значительную сумму - 1305 тыс.руб.

         Больший удельный вес в структуре активов занимают запасы, причем данный показатель немного снизился  в течение исследуемого периода с 34,4 % до 32,2 %. Запасы в течение 2006 года  в целом увеличились на 876 тыс.руб., при этом прирост составил  17,9 %. Очень большой  прирост в абсолютном выражении характерен для такого вида активов, как товары – на 834 тыс.руб., или на 17,7 %. При этом в 2006 году по сравнению с 2004 годом произошло снижение долгосрочной дебиторской задолженности (на 104 тыс.руб., или на 24,9 %).  Таким образом, на предприятии существенно  увеличились остатки производственных запасов и задолженности покупателей, что может свидетельствовать о замедлении  оборачиваемости капитала, и, как следствие, отвлечение из оборота денежных средств. Однако при условии  роста оборачиваемости данных категорий активов  увеличение их остатков может оцениваться положительно, поскольку эти активы высоколиквидны.

         Положительно можно оценить увеличение абсолютно ликвидных активов – денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.  Денежные средства ООО «Лапидус» в течение 2005 года увеличились на 200 тыс.руб., или на 17,4 %, а в течение 2006 года – на 225 тыс.руб., или на 16,7 %. При этом  в абсолютном выражении их сумма очень велика – 1574 тыс.руб. по состоянию на 31 декабря 2006 г. 

           Отрицательно можно оценить тот  факт, что на предприятии происходит  очень значительное отвлечение  денежных средств в дебиторскую задолженность, что свидетельствует о необдуманной сбытовой политике предприятия. ООО «Лапидус» можно порекомендовать такие  меры по улучшению структуры активов, как совершенствование организации расчетов с покупателями (в условиях инфляции, как правило, выгоднее продавать продукцию быстрее и дешевле, чем ожидать выгодных условий её реализации).

         В приложении 8 приведена информация о структуре и динамике источников формирования капитала  ООО «Лапидус». Как видно из представленных данных, на предприятии велик удельный вес собственного капитала, при этом он имеет тенденцию к росту (с 35,6 % на начало 2005 года до  52,4 % на конец 2006 года).  Величина собственного капитала ООО «Лапидус» в 2006 году  в абсолютном выражении увеличилась  на 2487 тыс. руб., или на 35,9 %. Предприятие имеет долгосрочные заемные средства. Их размер на конец 2006 года составил 268 тыс.руб., или 1,5 % всех источников финансирования капитала.

         В течение  2006 года наиболее срочные обязательства ООО «Лапидус» увеличились на 669 тыс. руб. в абсолютном выражении, или на 8,8 %. При этом удельный вес этой группы пассивов баланса увеличился с 44,9 % в начале 2005 года до 46,1 % в конце 2006 года.

         Положительно  можно оценить тот факт, что ООО «Лапидус» практически не имеет «больных» статей в отчетности - ссуд и займов, не погашенных в срок, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

          Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.  Анализ прибыли и рентабельности ООО «Лапидус» необходимо начать с изучения данных Отчета о прибылях и убытках ф. № 2 за 2004-2006 г.г. (Приложения 4, 5 и 6).

Таблица 2.5

Анализ показателей Отчета о  прибылях и убытках ООО «Лапидус»

тыс.руб.

 

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

2005г.к2004г

2006г. к 2004г.

2006г. к 2005г.

+/-, тыс. руб

темп роста, %

+/-, тыс.руб

темп роста, %

+/-, тыс.руб.

темп роста, %

Выручка от продажи продукции 

80228

115059

105600

+25672

131.6

+25372

131.6

-9459

91.8

Себестоимость проданной продукции

               

93.9

Прибыль от продаж

               

88.6

Прочие доходы

               

37.9

Прочие расходы

               

73.4

Прибыль до налогообложения 

               

88.0

Налог на прибыль

               

88.0

Чистая прибыль

22376

34610

30459

+30116

234.6

+8083

136.1

-4151

88.0


 

 

 

          Как видно из таблицы 2.5, в 2004 году ООО «Лапидус» в 2004-2006 году было  рентабельно. В 2006 году чистая прибыль предприятия составила 30459 тыс.руб., что больше аналогичного показателя 2004 г. на 8083 тыс.руб. (на 36.1 %), однако ниже  прошлогоднего уровня на  22033 тыс.руб., или на 42.0 %.

          Положительной оценки заслуживает  значительное увеличение выручки  от реализации продукции в  2006 году по сравнению с 2004 годом  (на 25372 тыс.руб., или на 31.6 %), однако  по сравнению с прошлым годом  выручка снизилась (на 9459 тыс.руб., или на 8.2 %). Положительно можно оценить более низкие темпы себестоимости продукции (28.8 %) по сравнению с темпами роста выручки (31.6 %) в 2006 году по сравнению с 2004 годом. Данный факт свидетельствует о росте рентабельности продаж.

          Валовая прибыль ООО «Лапидус» в 2006 году составила 40530 тыс.руб. По сравнению с прошлым годом данный показатель снизился на 5232 тыс.руб. (на 11.4 %), а по сравнению с 2004 годом – увеличился на 10810 тыс.руб. (на 36.4 %).

          Данные Отчета о прибылях и  убытках свидетельствуют о наличии у ООО «Лапидус»  значительных убытков от прочей деятельности. Так, в 2006 году прочие расходы составили 758 тыс.руб., что меньше прошлогоднего уровня на 275 тыс.руб. Следовательно, ООО «Лапидус» необходимо провести углубленный анализ данных расходов и доходов с целью снижения убытка.

          Далее в работе необходимо  проанализировать рентабельность  ООО «Лапидус». Рассчитаем показатель рентабельности продаж (Рп):

                                           Рп = П / В х 100 %,                         (2.13)

         где П – прибыль от продаж;

               В – выручка от реализации.

Рп 2004 г.  = 29720 : 80228 х 100 % = 37.04 %

Рп 2005 г.  = 45762 : 115059 х 100 % = 39.77 %

Рп 2006 г.  = 40530 : 105600 х 100 % = 38.38 %

          Произведенные расчеты показывают, что  продажи ООО «Лапидус» рентабельны в течение всего исследуемого периода. Наибольшего уровня рентабельности продаж предприятие  достигло в 2005 году: на 1 руб.  реализованной продукции  было получено 0.40 руб. прибыли, что выше уровня 2005 года на 0.03 руб.  В 2006 году рентабельность продаж снизилась по  сравнению с прошлым годом на 1.39 % и составила 38.38 %. Таким образом, можно сделать вывод  о наличии у ООО «Лапидус»  неиспользованных резервов повышения рентабельности продаж.

          Проанализируем динамику показателя  рентабельности организации (Рорг) для ООО «Лапидус»:

                                     Рорг = Пч / В х 100 %,                     (2.14)

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и пути ее снижения на примере ООО «Лапидус»