Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:44, курсовая работа
Товарно-материальные ценности, незавершенное производство, готовая продукция на складе составляют запасы предприятия.
Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования любого предприятия необходимо располагать материальными запасами.
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа и управления производственными запасами предприятия 5
1.1Виды производственных запасов и методы анализа их состояния 12
1.2 Современные логистические подходы к управлению запасами 17
2.Методические аспекты анализа состояния и управления производственными запасами предприятия 25
2.1 Методы определения норм производственных запасов 27
2.2Методика расчета оптимальной партии заказа (EOQ-модель) 31
2.3. Методика факторного анализа влияния заготовленного сырья на объем выпуска продукции 34
3. Анализ состояния и управления производственными запасами "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАРТ-2"
3.1 Характеристика "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАРТ-2" 39
3.2 Методика планирования производственных запасов на "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАРТ-2" Расчет и анализ норм, состояния
запасов 41
3.3 Совершенствование системы планирования производственных запасов на "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАРТ-2""" 54
Заключение 56
Список литературы 58
Базовыми системами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении являются системы MRP I / MRP II - «Materials/manufacturing requirements /resource planning» (Системы планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов) и в дистрибьюции (распределении) - DRP I / DRP II - «Distribution requirements/resource planning» (Системы планирования распределения продукции / ресурсов). MRP и DRP относятся к толкающим системам управления.
Система MRP I была разработана в США в середине 1950-х годов, однако широкое распространение как в США, так и в Европе получила лишь в 1970-е. Согласно определению американского специалиста Дж. Орлиски, одного из главных разработчиков системы MRP, система «планирования потребностей в материалах (MRP-система) в узком смысле состоит из ряда логически связанных процедур, решающих правил и требований, переводящих производственное расписание в цепочку требований», синхронизированных во времени, и запланированных «покрытий» этих требований для каждой единицы запаса компонентов, необходимых для выполнения расписания… MRP система перепланирует последовательность требований и покрытий в результате изменений либо в производственном расписании, либо в структуре запасов, либо в атрибутах продукта».
MRP системы оперируют
с материалами, компонентами, полуфабрикатами
и их частями, спрос на
Основными целями МRP систем являются:
удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
поддержание низких уровней запасов;
планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает поток плановых количеств ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.
Входом MRP системы являются заказы потребителей, подкрепленные прогнозами спроса на готовую продукцию фирмы, которые заложены в производственное расписание. Таким образом, в MRP ключевым фактором является потребительский спрос.
База данных о материальных ресурсах содержит всю требуемую информацию о номенклатуре и основных параметрах (атрибутах) сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и т.п., необходимых для производства (сборки) продукции или ее частей. Кроме того, в ней содержатся нормы расхода ресурсов на единицу выпускаемой продукции.
База данных о запасах информирует систему и управляющий персонал о наличии и величине производственных, страховых и других требуемых запасов материальных ресурсах в складском хозяйстве фирмы, а также о близости их к критическим уровням с точки зрения необходимости их пополнения.
Проблемы, возникающие в процессе внедрения системы MRP, относятся к разработке информационного, программно-математического обеспечения расчетов и выбору комплекса вычислительной и оргтехники.
Системы, основанные на MRP подходе, имеют ряд недостатков и ограничений, к основным из которых относятся:
применение MRP систем требует
значительного объема вычислений, подготовки
и предварительной обработки
большого объема исходной информации,
что увеличивает ведущее время
производственного и
возрастание логистических издержек на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы уменьшить уровни запасов или перейти на выпуск продукции в малых объемах с высокой периодичностью;
нечувствительность к кратковременным изменениям спроса, так как они основаны на контроле и пополнении уровней запасов в фиксированных точках заказа;
большое количество отказов
в системе из-за слишком комплексного
ее характера и большой
С операционной точки зрения логистическая концепция RP может быть использована и в системах дистрибьюции, что явилось основанием для синтеза внешних систем DRP (Distribution requirements planning). Системы DRP - это распространение логики построения MRP в каналы дистрибьюции готовой продукции. Однако эти системы, хотя и имеют общую логистическую концепцию «RP», в то же время существенно различны.
Функционирование DRP систем
базируется на потребительском спросе,
который не контролируется фирмой.
DRP системы работают в условиях неопределенности
спроса. Эта неопределенная внешняя
среда накладывает дополнительн
Фундаментальный инструмент логистического менеджмента в DRP системах представляет собой расписание, которое координирует весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в дистрибутивной сети. Это расписание формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена логистической системы, связанного с формированием запасов в дистрибутивном канале. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование для пополнения запасов готовой продукции на складах фирмы или оптовых посредников.
Системы управления сбытом, основанные на схеме DRP, позволяют достичь фирмам определенных преимуществ в маркетинге и логистике. Маркетинговые организационные преимущества включают в себя:
улучшение уровня сервиса за счет уменьшения времени доставки готовой продукции и удовлетворения ожиданий потребителей;
улучшение продвижения новых товаров на рынок;
способность предвидеть и предупреждать маркетинговые решения о продвижении готовой продукции с низкими уровнями запасов;
улучшенная координация управления запасами готовой продукции с другими функциями фирмы;
исключительная способность удовлетворять требования потребителей за счет сервиса, связанного с координацией управления запасами готовой продукции.
Среди логистических преимуществ DRP систем можно отметить:
уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции за счет координации поставок;
уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;
сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;
уменьшение транспортной составляющей логистических издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;
улучшение координации между логистическими активностями в дистрибьюции и производстве.
2 Логистическая концепция «just-in-time»
Наиболее широко распространенной в мире концепцией является концепция «just-in-time» - J I T («точно в срок»). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Тоёта Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN. Название «just-in-time» концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать этот подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции J I T было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходной постановкой было то, что, если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции.
С логистических позиций J I T - это довольно простая бинарная логика управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. В дальнейшем идеология J I T была успешно продвинута в дистрибьюцию, системы сбыта готовой продукции. Учитывая широкую экспансию J I T подхода в различные сферы современного бизнеса, можно дать следующее его определение:
J I T - это современная концепция построения логистических систем в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсах, и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звено логистической системы в них нуждается, с целью минимизации затрат, связанных с запасами.
Концепция J I T тесно связана с логистическим циклом и его составляющими. Многие современные логистические системы, основанные на J I T подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменение спроса и, соответственно, производственной программы.
Логистическая концепция J I T характеризуется следующими основными чертами:
минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, готовой продукции;
короткими производственными (логистическими) циклами;
небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);
взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;
эффективной информационной поддержкой;
высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.
Внедрение концепции J I T. как правило, улучшает качество готовой продукции и сервиса, минимизирует излишние запасы и может в принципе изменить фирменный стиль менеджмента за счет интеграции комплексных логистических активностей.
Логистические системы, использующие J I T идеологию, являются тянущими системами, в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит только тогда, когда количество их в определенных достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по каналам физического распределения от поставщиков или логистических посредников в системе дистрибьюции.
3 Система KANBAN
Система KANBAN разработана Корпорацией «Тоёта Моторс» (что в переводе с японского означает «карта»). Система KANBAN представляет собой первую реализацию «тянущих» логистических систем в производстве, на внедрение которой от начала разработки у фирмы «Тоёта» ушло около 10 лет.
Ключевыми факторами внедрения этой системы явились:
рациональная организация и сбалансированность производства;
тотальный контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных ресурсов у поставщиков;
партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;
повышенная профессиональная
ответственность и высокая
Первоначальные попытки американских и европейских конкурентов автоматически перенести схему KANBAN в производство без учета этих и других факторов логистического окружения потерпели неудачу.
Система KANBAN, впервые
примененная корпорацией «Тоёта
Моторс» в 1972 г. на заводе «Такахама»
(г. Нагоя, Япония), представляет собой систему организации непрерывного
производственного потока, способного
к быстрой перестройке и практически не
требующего страховых запасов. Сущность
системы KANBAN заключается в том. что все
производственные подразделения завода,
включая линии конечной сборки, снабжаются
материальными ресурсами только в том
количестве и к такому сроку, которые необходимы
для выполнения заданного подразделением-потребителем
заказа. Таким образом, в отличие от традиционного
подхода к производству структурное подразделение-производитель
не имеет общего жесткого графика производства,
а оптимизирует свою работу в пределах
заказа, по производственно-
Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа - количество деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий «Тоёты», так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции.
В системе отсутствует складирование на местах, так как используются только контейнеры, перемещаемые от одного обрабатывающего центра к другому с помощью технологического транспорта.
Каждый полностью заполненный контейнер имеет прикрепленную на нем карточку «kanban» со следующей информацией:
o код компонента (полуфабриката);
o описание;
o продукция (конечная, промежуточная), где эти компоненты используются;
o номер (код рабочего), где производится компонент;
o номер обрабатывающего центра (код рабочего), который использует данный компонент;
o количество компонентов для данного контейнера;
o количество контейнеров (
Информация на карточках, прикрепленных
к контейнерам, относится к конкретному
контейнеру и фиксирует его объем
и соответствующие
KANBAN - это типичная схема «тянущей»
производственной системы, где
контейнеры с деталями (составляющие
производственный запас)