Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель исследования дипломной работы: по результатам исследования организации бухгалтерского учета и системы внутреннего аудита материально-производственных запасов в организации дать рекомендации по их совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические аспекты бухгалтерского и налогового учета материально-производственных запасов.
2. Исследовать организацию материально-производственных запасов в ПО «Колос» п. Стодолище
3. Проанализировать эффективность использования материально-производственных запасов в ПО «Колос» п. Стодолище.
4. Провести оценку системы внутреннего контроля материально-производственных запасов в ПО «Колос» п. Стодолище.
5. Дать рекомендации по совершенствованию постановки бухгалтерского учета и системы внутреннего аудита материально-производственных запасов в ПО «Колос» п. Стодолище.
Введение 5
1. Теоретические аспекты бухгалтерского и налогового учета материально-производственных запасов 8
1.1. Характеристика предприятия ПО «Колос» п. Стодолище 8
1.2. Запасы как объект учета и элемент бухгалтерской отчетности и их классификация 20
1.3. Оценка материально-производственных запасов 29
1.4. Регламентация бухгалтерского и налогового учета материально-производственных запасов 39
2. Организация учета материально-производственных запасов в ПО «Колос» п. Стодолище 44
2.1. Документальное оформление поступления и отпуска материально-производственных запасов 44
2.2. Организация синтетического учета и аналитического учета материально-производственных запасов 50
2.3. Инвентаризации МПЗ и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 57
3. Экономический анализ эффективности использования материально-производственных запасов в ПО «Колос» п. Стодолище 62
3.1. Цели, задачи, источники и методы анализа информации о движении материально-производственных запасов 62
3.2. Оценка текущего состояния запасов, их динамики, структуры 64
3.3. Оценка оборачиваемости материально-производственных запасов в целом и по элементам 70
3.4. Факторный анализ материально-производственных запасов 73
4. Аудит материально-производственных запасов в ПО «Колос» п. Стодолище 76
4.1. Оценка системы внутреннего контроля материально-производственных запасов 76
4.2. Основные этапы и процедуры аудита материально-производственных запасов 83
4.3. Проверка документального подтверждения операций по движению МПЗ и полноты отражения операций с МПЗ в бухгалтерском учете 87
4.4. Рекомендации по совершенствованию постановки учета и системы внутреннего аудита материально-производственных запасов в ПО «Колос» п. Стодолище 89
Заключение 97
Библиографический список 101
Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» - К 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - произведен налоговый вычет по НДС.
В ПО «Колос» п. Стодолище на счете 44 «Расходы на продажу» помимо издержек обращения на перевозку товаров отражаются следующие расходы: на оплату труда; на аренду; на содержание складских помещений и инвентаря; по хранению товаров; на рекламу; на представительские расходы.
При
признании в бухгалтерском
Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». При фактическом их отпуске (отгрузке) производится запись по кредиту счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные» [20].
Для сближения бухгалтерского и налогового учета ПО «Колос» п. Стодолище в учетной политике выбран одинаковый метод оценки списания материально-производственных запасов.
Единица аналитического учета запасов характеризует подход фирмы к организации их учета. Точного списка не существует, потому что видов запасов слишком много. Предприятие само выбирает, какие единицы учета ему использовать [53]. Например, это могут быть номенклатурный номер, отдельный объект запасов или их однородная партия [10, п. 3].
Аналитический учет товаров, поступающих в ПО «Колос» п. Стодолище, ведется в бухгалтерии и на складах.
Учет товаров на складе организация торговли может вести либо сортовым, либо партионным методом [11, п. 240].
При сортовом методе товары учитываются отдельно по каждому наименованию независимо от времени поступления на склад и цены приобретения. Вновь поступивший товар присоединяется к уже имеющемуся на складе аналогичному товару.
Материально ответственное лицо открывает на каждое наименование товара отдельную карточку количественно-стоимостного учета (форма № ТОРГ-28) или заводит отдельную страницу (несколько страниц) в журнале учета движения товаров на складе (форма № ТОРГ-18), открываемом на один год. В заголовке карточки или в журнале указываются все отличительные признаки товара: тип, марка, сорт, единица измерения, цвет, артикул, цена и т.д. Записи заносятся на основании приходных и расходных документов.
При партионном методе учета каждая новая партия товара хранится отдельно от уже имеющегося. Под партией, как правило, понимаются однородные товары, поступившие на склад по одному транспортному документу.
Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения определено, что можно считать одной партией товара.
Во-первых, это товары, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества транспортных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и т.д.).
Во-вторых, товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству.
На каждую партию товара материально ответственное лицо открывает отдельную партионную карту (форма № МХ-10), где отражает поступление и расход товаров только из этой партии.
Записи в расходной части партионной карты ведутся на основании расходных документов. Указываются дата отпуска товара, его количество в натуральных показателях, а также итог расхода за месяц и остатки товара. По мере полного выбытия товара данной партии со склада материально ответственное лицо закрывает партионную карту и передает ее на проверку в бухгалтерию [43].
В ПО «Колос» п. Стодолище использует сортовой метод учета товаров. В Приложении 18 представлена карточка количественно-стоимостного учета (форма № ТОРГ-28).
Бухгалтерская служба ПО «Колос» п. Стодолище ведет аналитический учет товаров (суммовой и количественный) на основе оборотных ведомостей.
Метод учета с использованием оборотных ведомостей может применяться в двух вариантах. Первый вариант: на каждое наименование товара открывается карточка количественно-суммового учета, в которой отражается движение товара на основании первичной учетной документации, полученной со склада [11, п. 137]. Практически учет ведется так же, как на складе, с той лишь разницей, что кроме количественного ведется еще и суммовой учет.
Второй вариант: итоговые данные, вносимые в оборотные ведомости, берутся из первичных документов, группируемых по каждой номенклатуре товаров. Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными по данным складского учета.
При сальдовом методе учет движения товаров ведется бухгалтерией в разрезе товарных групп только в денежном выражении, определяемом, как правило, исходя из учетных цен. Бухгалтерия принимает от материально ответственного лица первичные документы, проверяет их, сверяет с данными складского учета. Сведения об остатках товара переносятся в сальдовую ведомость, которая составляется по той же форме, что и оборотная, но не содержит информации о приходе и расходе товара [43].
В ПО «Колос» п. Стодолище учет движения товаров ведется бухгалтерией в разрезе товарных групп только в денежном выражении, т.е. с использованием оборотных ведомостей в программе «Первичные документы».
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, как известно, является одной из основных задач бухгалтерского учета [5, ст. 1].
Такая информация необходима как внутренним пользователям - учредителям, участникам, собственникам имущества, руководителям, так и внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
Проведение же инвентаризации Материально-производственных запасов как раз и способствует формированию достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличие МПЗ, их состояние и оценка [26].
Для
формирования полной и достоверной
информации о своей деятельности,
а также имущественном
При ее проведении и оформлении результатов необходимо руководствоваться положениями следующих нормативно-правовых актов:
- Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ [5];
- Положением
по ведению бухгалтерского
- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 [8].
Инвентаризация МПЗ в ПО «Колос» п. Стодолище проводится только в присутствии материально ответственных лиц. Фактическое наличие материальных ценностей определяется путем их подсчета.
Подготовительные мероприятия для проведения инвентаризации в ПО «Колос» п. Стодолище включают в себя:
- разработку внутренних инструкций;
- издание приказа;
- получение
расписок от материально
- определение
остатков имущества и
Для оформления приказа на проведение инвентаризации используется специальный бланк по форме № ИНВ-22 (Приложение 19). В приказе устанавливаются сроки проведения инвентаризации, определяется персональный состав инвентаризационной комиссии, объем инвентаризируемого имущества и обязательств, дата сдачи материалов в бухгалтерию.
При инвентаризации МПЗ в ПО «Колос» п. Стодолище используется натуральная (вещественная) проверка. Натуральная проверка связана непосредственно с наблюдением объектов инвентаризации, определением их количества путем подсчета.
Для оформления результатов вещественной проверки используются типовые формы инвентаризационных описей (Приложение 20).
В ПО «Колос» п. Стодолище значительный объем и номенклатура материально-производственных запасов, поэтому не всегда удается приостановить их поступление и выдачу во время проведения инвентаризации. В этом случае материально ответственное лицо принимает МПЗ в присутствии членов комиссии. Приходуются запасы по товарному отчету, при этом заносятся они в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».
Отпуск
же МПЗ производится в исключительных
случаях и только с письменного
разрешения руководителя и главного
бухгалтера. Заносятся отпущенные запасы
также в отдельную опись «
В ПО «Колос» п. Стодолище при проведении натуральной проверки при инвентаризации МПЗ комиссия:
- осуществляет проверку соблюдения правил и условий хранения;
- выявляет запасы, частично потерявшие свое первоначальное качество и устаревшие морально;
- выявляет сверхнормативные и неиспользуемые материальные ценности.
По результатам инвентаризации в ПО «Колос» п. Стодолище проводят анализ полученных данных, который включает:
- сопоставление
данных инвентаризационных
- выявление
расхождений, составление
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишки
имущества приходуется по
- недостача
имущества и его порча
По результатам проведения годовой инвентаризации МПЗ выявлены излишки канцелярских товаров на сумму 1068 руб., а также установлена недостача: товаров - на 12 370 руб.
От материально ответственных лиц получены соответствующие объяснения. Причинами недостачи товаров признана халатность работников при исполнении должностных обязанностей.
Завскладом АХО признала свою вину и согласилась возместить убытки. В бухгалтерском учете для отражения выявленных излишков и недостач по результатам инвентаризации используются следующие записи:
Дебет 10 Кредит 91-1 - 1068 руб. - оприходованы излишки канцелярских товаров;
Дебет 94 Кредит 10 - 12 370 руб. - отражена стоимость недостающей газовой плиты.
Дебет 94 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 2226,6 руб. - восстановлен ранее принятый к вычету НДС по недостающим товарам;
Дебет 73 Кредит 94 – 14596,6 руб. - начислена задолженность работников по недостаче материалов и товаров.
Дебет 70 Кредит 73 - 14596,6 руб. - удержана задолженность работника по недостаче.
Однако в ПО «Колос» п. Стодолище не учли, что удержание причитающейся суммы с доходов работника производится с учетом ограничения, установленного статьей 138 ТК РФ [3]: общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.
Обобщение результатов инвентаризации производится на заседании комиссии. Итогом этого заседания являются заключительный акт об инвентаризации, который представляется на рассмотрение руководителю организации.
В нем отражаются предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета.
Для оформления итоговых данных инвентаризации используется Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией № ИНВ-26 (Приложение 21).
Материалы работы инвентаризационной комиссии по завершении инвентаризации передаются в бухгалтерию организации, где они должны храниться не менее пяти лет [5, п. 1 ст. 17].
Производственные ресурсы играют важнейшую роль в производственной и хозяйственной деятельности любого предприятия, они обеспечивают бесперебойную и эффективную работу и выступают в качестве затрат предприятия. Следовательно, они являются финансовыми переменными, влияющими на производственно-финансовые результаты работы, и подлежат прогнозированию, регулированию, строгому учету и контролю [25].
Управление МПЗ - это комплексный подход, в котором все входящие элементы должны быть увязаны между собой. Ведь недостаточное внимание к одному из них ведет к снижению их эффективности.
А потому рациональное управление материально-производственными запасами производственного предприятия возможно лишь при наличии действенного механизма их оценки и качественного анализа [52].
Экономический анализ в управлении запасами подразумевает отслеживание динамики всех материалов и запасов на производство и реализацию продукции. Это позволяет определить изменения материалоемкости и ресурсоемкости работ.
С
помощью анализа в процессе его
проведения создаются базы данных о
расходах на производство и реализацию,
что позволяет сделать
В настоящее время предлагается множество методик, призванных способствовать решению проблемы управления материально-производственными запасами. В основе сложившихся методик лежат различные приемы экономического анализа, такие как использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода и др.
Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и аудит материально-производственных запасов