Финансовый анализ банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т. е, вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.

Содержание работы

• Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке
• Финансовый менеджмент малого предприятия
• Практикум

Файлы: 1 файл

Ча4_Гл1.doнадо для дипломников.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Финансовый менеджмент

Управление персоналом

1. Управление активами и пасси-

вами

1. Администрирование системы

организации и оплаты труда

2. Управление ликвидностью

2. Организация подбора и расста-

новки персонала

3. Управление собственным капи-

талом

3. Организация системы подготов-

ки персонала

4. Управление заемным капита-

лом

 
 

5. Управление банковскими рис-

ками

 
 

6. Управление кредитным портфе-

лем

 
 

7. Организация внутрибанковско-

го контроля

 
 

 

Банк — это организация, которая осуществляет управление капиталом: собственным и заемным. При этом капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Но понятие «капитал» можно рассматривать и с позиции чего-либо основополагающего в развитии социально-экономических процессов. Это опеределение капитала представляет собой отношения между людьми, определяющие успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Поэтому управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, понимание роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это может быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет в рамках своей миссии или философии существования в обществе. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому процессы управления человеческим капиталом должны происходить в неразрывной связи с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в форме таблицы (см. табл. 2).

 

510

 

Таблица 2. Задачи банковского менеджмента

Задача

Содержание решаемых задач

1

2

Банковская

политика

1.

Постановка главных задач, выделение  основной

 

цели существования банка

2.

Разработка комплексных программ и проектов,

 

обеспечивающих достижение основных целей су-

 

ществования банка

3.

Разработка методологии управления деятельно-

 

стью банка

4.

Разработка организационной структуры  банка в

 

соответствии с выбранной политикой  развития

 

банка

5.

Стратегия управления персоналом банка:

 

• в области организации работы персонала;

 

• в области определения эффективности работы

 

персонала;

 

• в области мотивации персонала;

 

• в области стимулирования инновационного

 

потенциала персонала;

 

• в области продвижения персонала.

Банковский

маркетинг

1.

Установление существующих и потенциальных

 

рынков банковских услуг

2.

Выбор конкретных рынков и выявление  потреб-

 

ностей банковской клиентуры

3.

Установление долго- и краткосрочных  целей для

 

развития существующих и создания новых видов

 

банковских услуг

4.

Внедрение новых видов услуг  в практику и кон-

 

троль банка за реализацией программ внедрения

Создание

банковских

продуктов

1.

Разработка методов изменения  состояния,

 

свойств, формы денежных средств  в процессе дея-

 

тельности банка для удовлетворения потребностей

 

существующих и потенциальных клиентов банка

2.

Внедрение новых банковский технологий обслу-

 

живания клиентов

Формирование

клиентской базы

банка, обслужи-

вание клиентов,

продажа услуг

1.

Укрепление позиций на освоенных  сегментах

 

рынка банковских услуг (кредитных, операци-

 

онных, инвестиционных, трастовых) для  привле-

 

ченных групп клиентов (хозяйствующие  субъекты,

 

государственные учреждения, физические лица)

2.

Завоевывание новых рынков банковских услуг

3.

Повышение конкурентоспособности, расширение

 

ресурсной базы банка, создание дополнительных

 

доходоприносящих денежных потоков

4.

Получение прибыли


 

 

511

 

Продолжение табл. 2

1

2

Экономика и финансы 

 

 

 

 

 

Ипформацион-но-аналитичес-кое обеспечение 

 

Администрирование

1. Приращение капитала

2. Управление прибылью и ликвидностью

3. Максимизация управленческого вознаграждения

4. Обеспечение стабильности развития банка

5. Обоснование финансовых решений

6. Управление издержками банка

 

1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций

 

1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка


 

В свою очередь, банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т. д. (см. рис. 2).

Система банковского  менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим образом:

1. Программирование деятельности банка — формирование целевой программы деятельности банка.

2. Планирование деятельности банка — разработка перечня количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры банка (размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных и пассивных операций, мультипликативный эффект собственного капитала банка и т. д.), которые должны изменяться на интервале планирования деятельности.

3. Информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой.

4. Экономика и финансы — обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за слу-

 

512

 

чайными факторами, которые могут  привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.

5. Технология — разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды (клиентуры банка), а также связь разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.

6. Маркетинг — выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.

7. Контрольно-административная деятельность, которая включает в себя обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.

8. Экспертиза и консультации — экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.

9. Обеспечение — материально-техническое и кадровое обеспечение.

10. «Паблик рилейшнс» — информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы «банковский продукт — клиент» на рынок.

Основное назначение банка — посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связано с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике и не является собственником привлеченных денежных средств, а клиент — наоборот, как правило, владелец произведенных товаров и услуг, которые в основном имеют материальное наполнение. Но реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам — увеличение объемов производительных активов. Эти две цели должны быть увязаны для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике. Результаты сравнительного анализа экономических интересов коммерческого банка и участника свободного рынка — клиента банка представлены в табл. 3.

 

513

 

 

514

 

Рис.2. Принципиальная схема организации структуры управляющих воздействий в коммерческом банке

 

515

 

Таблица 3. Сравнительный анализ экономических интересов коммерческого банка и его клиента

№ п/п

Параметры клиента

Экономические интересы клиента

Параметры банка

Экономические интересы банка

1

2

3

4

5

1.

Внешние параметры

Получение лицензий, льгот, квот, выигрыш  тендеров, лоббирование, реклама, маркетинг, представительство интересов

Прибыльность (доходность)

Увеличение операционной маржи, повышение доли работающих активов, увеличение отношения Прибыль/Капитал, банковское итоговое планирование

2.

Партнеры

Поставщики, потребители, конкуренты, проверка контрагентов, целевые рынки, перспективные планы

Ликвидность

Заемные ресурсы на рынке МБК, наличие легкореализуемых активов, структуризация заемных привлеченных ресурсов

3.

Финан-сово-хозяй-ствен-ное состояние

Ликвидность, достаточность оборотного капитала, страхование имущества и предпринимательского риска, качество дебиторской задолженности, финансовый, операционный, производственный рычаги

Собственный капитал

Структура акционерного капитала, стержневой и добавленный капитал, адекватность капитала, мультиплицирующий эффект капитала

4.

Банковское обслуживание

Потребность в финансировании, доходность и надежность размещения временно свободных средств, инвестиции, сроки прохождения платежей

Активы

Качество доходных активов, снижение среднего уровня риска активов, диверсификация кредитных вложений

5.

Управленческий (произ-водст-вен-ный) учет

Учетная политика, формализация и автоматизация учета, постановка управленческого учета, внешний аудит, кон-троллинг, бизнес-диагностика, финансовая оценка, бизнес-планирование, бюджетирование и т.п.

Привлеченные заемные средства

Рост пассивов заданной структуры (срок, объем, стоимость), регулирование средней стоимости привлеченных средств, определение характеристик привлеченных ресурсов (цикличность. пики поступлений/списаний, детерминированность, частота трансакций, диверсификация по сегментам рынка (инвестиционные компании, небанковские финансовые организа-


 

516

 

Продолжение табл. 3

1

2

3

4

5

       

ции, торговля, промышленность и т.д.)

6.

Производство

Условия внешнеэкономической деятельности сроки реализации продукции (работ, услуг) цикличность производства, повышение фондо-отдачи и производительности труда, сокращение непроизводительных издержек, гибкая переориентация производства

Кли-ент- ская база

Повышение удельного веса средних  клиентов. выделение приоритетных клиентов (более полный набор услуг, технологические цепочки продвижения средств клиента в банке), пакетирование услуг, связанных между собой и предоставляемых различными продуктовыми подразделениями банка, информация об основной деятельности клиента с целью выявления и «расшивки» узких мест с помощью банковских финансовых технологий

7,

Логистика

Складские помещения, снабжение, сбыт (дилерская и представительская сети), объем товарных запасов по товарным группам, таможня, транспорт

Традиционные банковские риски

Управленческий (операционно-стоимостной) учет в режиме «on line» для контроля за рисковой экспозицией банка (риски: процентный, валютный, ликвидности), мониторинг деятельности и кредитные риски, перераспределение кредитных рисков за счет привлечения страховщиков к кредитному процессу и четкого определения видов обеспечения, построение системы управления рисками

8.

Внутренняя орг-струк-тура

Производственная: переспециализация подразделений, оптимизация материальных потоков, внутрихозяйственный механизм (центры прибыли и затрат). 0рганизационная:созда-ние, слияние, ликвидация или сокращение численности управлен-

Межбанковские коммуникации и региональная политика

Формирование коррсети, адекватной объемам и направлениям операций, лимиты по банкам-корреспондентам, построение региональной сети. исходя из экономической целесообразности и финансовой привлекательности региона, наличия привле-


 

517

 

Продолжение табл. 3

1

2

3

4

5

8.

 

ческих служб, персональные перестановки

 

кательнои клиентуры, расчеты экономического обоснования открытия региональной сети филиалов

9.

Персонал

Потребности в персонале, в т.ч. в области финансов, в социальном обеспечении и обслуживании (негосударственные пенсионные фонды), страхование персонала, схемы минимизации налогобложения фонда заплаты, формы и размер оплаты труда, обслуживание оплаты труда (банковские пластиковые карточки)

Технологическая при-влека-тель-ность

Формирование внутри-банковской технологической среды (включая автоматизацию банковских операций и порядка взаимодействия подразделений по удовлетворению потребностей клиента), при которой предоставление услуг клиенту тождественно удовлетворению большинства его потребностей при соблюдении текущих и стратегических финансовых интересов банка, формирование имиджа высокотехнологическо-го банка

10.

Налоговое планирование и консалтинг

Планирование операций по оптимальному налогообложению: прогнозирование налогообла-гаемой базы, подготовка для ее уменьшения, а также для применения налоговых льгот, документов, оформление и расчеты, финансовый инжиниринг, инвестиционное консультирование, аудиторский консалтинг и т.п.

Выход на мировые рынки капиталов

Доступ к относительно дешевым  источникам финансовых ресурсов международных финансовых институтов и банков, установление лимитов по гарантиям, которые принимаются зарубежными банками по экспортно-импортным операциям, вхождение в международные банковские рейтинги

11.

Привлечение ресурсов через рынок капиталов

Выход на рынок капиталов: эмиссии ценных бумаг, международные депозитные расписки, андеррайтинг

Инвестиционная стратегия

Эффективный портфель прямых инвестиций, ликвидные портфели спекулятивных инвестиций, доверительное управление активами клиентов


 

Как видно из сравнительного анализа (см. табл. 3), экономические интересы сторон-участников не совпадают и имеют отдельные вкрапления по пересечению экономических интересов. Поэтому для решения вопросов обеспечения обратной связи меж-

 

518

 

ду продуктами и услугами банка, прелагаемыми непосредственно  участникам свободного рынка — потребителям — функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка возлагается на банковский менеджмент (см. рис. 3).

 

Рис. 3. Схема разработки и реализации управляющих воздействий в банке по удовлетворению потребностей участников свободного рынка на основе обратной связи

 

Постоянное изменение  внешних условий, в которых осуществляет свою деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка, глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта, помимо простых операций и игр на обменных курсах рубля. Банки постоянно должны удовлетворять новые потребности рынка и банковской клиентуры, быть готовыми к обострению неценовой конкуренции с небанковскими финансовыми организациями. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на слабый взаимообмен информацией и плохую координацию этих направлений деятельности. Именно из-за отсутствия взаимодействия функциональных подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главной задачей банковского менеджмента является задача построения системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов слож-

 

519

 

ной динамической системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, и определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент, как система отношений, представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров. Иными словами, банковский менеджмент представляет собой воздействие на взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры: финансово-экономических показателей (ФЭ); организационного построения, отвечающего адекватному решению стоящих перед банком задач (ОП);

функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).

Если отранжировать  системные параметры, то управление ими можно представить в следующей соподчиненности и непосредственной взаимосвязи:

Информация о работе Финансовый анализ банка