Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа
Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т. е, вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.
• Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке
• Финансовый менеджмент малого предприятия
• Практикум
Финансовый менеджмент |
Управление персоналом |
1. Управление активами и пасси- вами |
1. Администрирование системы организации и оплаты труда |
2. Управление ликвидностью |
2. Организация подбора и расста- новки персонала |
3. Управление собственным капи- талом |
3. Организация системы подготов- ки персонала |
4. Управление заемным капита- лом |
|
5. Управление банковскими рис- ками |
|
6. Управление кредитным портфе- лем |
|
7. Организация внутрибанковско- го контроля |
|
Банк — это организация, которая осуществляет управление капиталом: собственным и заемным. При этом капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Но понятие «капитал» можно рассматривать и с позиции чего-либо основополагающего в развитии социально-экономических процессов. Это опеределение капитала представляет собой отношения между людьми, определяющие успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Поэтому управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, понимание роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это может быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет в рамках своей миссии или философии существования в обществе. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому процессы управления человеческим капиталом должны происходить в неразрывной связи с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в форме таблицы (см. табл. 2).
510
Таблица 2. Задачи банковского менеджмента
Задача |
Содержание решаемых задач | |
1 |
2 | |
Банковская политика |
1. |
Постановка главных задач, выделение основной |
цели существования банка | ||
2. |
Разработка комплексных | |
обеспечивающих достижение основных целей су- | ||
ществования банка | ||
3. |
Разработка методологии | |
стью банка | ||
4. |
Разработка организационной | |
соответствии с выбранной | ||
банка | ||
5. |
Стратегия управления персоналом банка: | |
• в области организации работы персонала; | ||
• в области определения эффективности работы | ||
персонала; | ||
• в области мотивации персонала; | ||
• в области стимулирования инновационного | ||
потенциала персонала; | ||
• в области продвижения персонала. | ||
Банковский маркетинг |
1. |
Установление существующих и потенциальных |
рынков банковских услуг | ||
2. |
Выбор конкретных рынков и выявление потреб- | |
ностей банковской клиентуры | ||
3. |
Установление долго- и краткосрочных целей для | |
развития существующих и создания новых видов | ||
банковских услуг | ||
4. |
Внедрение новых видов услуг в практику и кон- | |
троль банка за реализацией программ внедрения | ||
Создание банковских продуктов |
1. |
Разработка методов изменения состояния, |
свойств, формы денежных средств в процессе дея- | ||
тельности банка для удовлетворения потребностей | ||
существующих и потенциальных клиентов банка | ||
2. |
Внедрение новых банковский технологий обслу- | |
живания клиентов | ||
Формирование клиентской базы банка, обслужи- вание клиентов, продажа услуг |
1. |
Укрепление позиций на освоенных сегментах |
рынка банковских услуг (кредитных, операци- | ||
онных, инвестиционных, трастовых) для привле- | ||
ченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, | ||
государственные учреждения, физические лица) | ||
2. |
Завоевывание новых рынков банковских услуг | |
3. |
Повышение конкурентоспособности, расширение | |
ресурсной базы банка, создание дополнительных | ||
доходоприносящих денежных потоков | ||
4. |
Получение прибыли |
511
Продолжение табл. 2
1 |
2 |
Экономика и финансы
Ипформацион-но-аналитичес-кое
Администрирование |
1. Приращение капитала 2. Управление прибылью и ликвидностью 3. Максимизация управленческого вознаграждения 4. Обеспечение стабильности развития банка 5. Обоснование финансовых решений 6. Управление издержками банка
1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций
1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка |
В свою очередь, банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т. д. (см. рис. 2).
Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим образом:
1. Программирование деятельности банка — формирование целевой программы деятельности банка.
2. Планирование деятельности банка — разработка перечня количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры банка (размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных и пассивных операций, мультипликативный эффект собственного капитала банка и т. д.), которые должны изменяться на интервале планирования деятельности.
3. Информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой.
4. Экономика и финансы — обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за слу-
512
чайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.
5. Технология — разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды (клиентуры банка), а также связь разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.
6. Маркетинг — выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.
7. Контрольно-административная деятельность, которая включает в себя обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.
8. Экспертиза и консультации — экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.
9. Обеспечение — материально-техническое и кадровое обеспечение.
10. «Паблик рилейшнс» — информационно-
Основное назначение банка — посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связано с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике и не является собственником привлеченных денежных средств, а клиент — наоборот, как правило, владелец произведенных товаров и услуг, которые в основном имеют материальное наполнение. Но реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам — увеличение объемов производительных активов. Эти две цели должны быть увязаны для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике. Результаты сравнительного анализа экономических интересов коммерческого банка и участника свободного рынка — клиента банка представлены в табл. 3.
513
514
Рис.2. Принципиальная схема организации структуры управляющих воздействий в коммерческом банке
515
Таблица 3. Сравнительный анализ экономических интересов коммерческого банка и его клиента
№ п/п |
Параметры клиента |
Экономические интересы клиента |
Параметры банка |
Экономические интересы банка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Внешние параметры |
Получение лицензий, льгот, квот, выигрыш тендеров, лоббирование, реклама, маркетинг, представительство интересов |
Прибыльность (доходность) |
Увеличение операционной маржи, повышение доли работающих активов, увеличение отношения Прибыль/Капитал, банковское итоговое планирование |
2. |
Партнеры |
Поставщики, потребители, конкуренты, проверка контрагентов, целевые рынки, перспективные планы |
Ликвидность |
Заемные ресурсы на рынке МБК, наличие легкореализуемых активов, структуризация заемных привлеченных ресурсов |
3. |
Финан-сово-хозяй-ствен-ное |
Ликвидность, достаточность оборотного капитала, страхование имущества и предпринимательского риска, качество дебиторской задолженности, финансовый, операционный, производственный рычаги |
Собственный капитал |
Структура акционерного капитала, стержневой и добавленный капитал, адекватность капитала, мультиплицирующий эффект капитала |
4. |
Банковское обслуживание |
Потребность в финансировании, доходность и надежность размещения временно свободных средств, инвестиции, сроки прохождения платежей |
Активы |
Качество доходных активов, снижение среднего уровня риска активов, диверсификация кредитных вложений |
5. |
Управленческий (произ-водст-вен-ный) учет |
Учетная политика, формализация и автоматизация учета, постановка управленческого учета, внешний аудит, кон-троллинг, бизнес-диагностика, финансовая оценка, бизнес-планирование, бюджетирование и т.п. |
Привлеченные заемные средства |
Рост пассивов заданной структуры (срок, объем, стоимость), регулирование средней стоимости привлеченных средств, определение характеристик привлеченных ресурсов (цикличность. пики поступлений/списаний, детерминированность, частота трансакций, диверсификация по сегментам рынка (инвестиционные компании, небанковские финансовые организа- |
516
Продолжение табл. 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ции, торговля, промышленность и т.д.) | ||||
6. |
Производство |
Условия внешнеэкономической деятельности сроки реализации продукции (работ, услуг) цикличность производства, повышение фондо-отдачи и производительности труда, сокращение непроизводительных издержек, гибкая переориентация производства |
Кли-ент- ская база |
Повышение удельного веса средних клиентов. выделение приоритетных клиентов (более полный набор услуг, технологические цепочки продвижения средств клиента в банке), пакетирование услуг, связанных между собой и предоставляемых различными продуктовыми подразделениями банка, информация об основной деятельности клиента с целью выявления и «расшивки» узких мест с помощью банковских финансовых технологий |
7, |
Логистика |
Складские помещения, снабжение, сбыт (дилерская и представительская сети), объем товарных запасов по товарным группам, таможня, транспорт |
Традиционные банковские риски |
Управленческий (операционно-стоимостной) учет в режиме «on line» для контроля за рисковой экспозицией банка (риски: процентный, валютный, ликвидности), мониторинг деятельности и кредитные риски, перераспределение кредитных рисков за счет привлечения страховщиков к кредитному процессу и четкого определения видов обеспечения, построение системы управления рисками |
8. |
Внутренняя орг-струк-тура |
Производственная: переспециализация подразделений, оптимизация материальных потоков, внутрихозяйственный механизм (центры прибыли и затрат). 0рганизационная:созда-ние, слияние, ликвидация или сокращение численности управлен- |
Межбанковские коммуникации и региональная политика |
Формирование коррсети, адекватной объемам и направлениям операций, лимиты по банкам-корреспондентам, построение региональной сети. исходя из экономической целесообразности и финансовой привлекательности региона, наличия привле- |
517
Продолжение табл. 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. |
ческих служб, персональные перестановки |
кательнои клиентуры, расчеты экономического обоснования открытия региональной сети филиалов | ||
9. |
Персонал |
Потребности в персонале, в т.ч. в области финансов, в социальном обеспечении и обслуживании (негосударственные пенсионные фонды), страхование персонала, схемы минимизации налогобложения фонда заплаты, формы и размер оплаты труда, обслуживание оплаты труда (банковские пластиковые карточки) |
Технологическая при-влека-тель-ность |
Формирование внутри-банковской технологической среды (включая автоматизацию банковских операций и порядка взаимодействия подразделений по удовлетворению потребностей клиента), при которой предоставление услуг клиенту тождественно удовлетворению большинства его потребностей при соблюдении текущих и стратегических финансовых интересов банка, формирование имиджа высокотехнологическо-го банка |
10. |
Налоговое планирование и консалтинг |
Планирование операций по оптимальному налогообложению: прогнозирование налогообла-гаемой базы, подготовка для ее уменьшения, а также для применения налоговых льгот, документов, оформление и расчеты, финансовый инжиниринг, инвестиционное консультирование, аудиторский консалтинг и т.п. |
Выход на мировые рынки капиталов |
Доступ к относительно дешевым источникам финансовых ресурсов международных финансовых институтов и банков, установление лимитов по гарантиям, которые принимаются зарубежными банками по экспортно-импортным операциям, вхождение в международные банковские рейтинги |
11. |
Привлечение ресурсов через рынок капиталов |
Выход на рынок капиталов: эмиссии ценных бумаг, международные депозитные расписки, андеррайтинг |
Инвестиционная стратегия |
Эффективный портфель прямых инвестиций, ликвидные портфели спекулятивных инвестиций, доверительное управление активами клиентов |
Как видно из сравнительного анализа (см. табл. 3), экономические интересы сторон-участников не совпадают и имеют отдельные вкрапления по пересечению экономических интересов. Поэтому для решения вопросов обеспечения обратной связи меж-
518
ду продуктами и услугами банка, прелагаемыми непосредственно участникам свободного рынка — потребителям — функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка возлагается на банковский менеджмент (см. рис. 3).
Рис. 3. Схема разработки и реализации управляющих воздействий в банке по удовлетворению потребностей участников свободного рынка на основе обратной связи
Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет свою деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка, глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта, помимо простых операций и игр на обменных курсах рубля. Банки постоянно должны удовлетворять новые потребности рынка и банковской клиентуры, быть готовыми к обострению неценовой конкуренции с небанковскими финансовыми организациями. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на слабый взаимообмен информацией и плохую координацию этих направлений деятельности. Именно из-за отсутствия взаимодействия функциональных подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главной задачей банковского менеджмента является задача построения системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов слож-
519
ной динамической системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, и определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент, как система отношений, представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров. Иными словами, банковский менеджмент представляет собой воздействие на взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры: финансово-экономических показателей (ФЭ); организационного построения, отвечающего адекватному решению стоящих перед банком задач (ОП);
функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).
Если отранжировать системные параметры, то управление ими можно представить в следующей соподчиненности и непосредственной взаимосвязи: