Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа
Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т. е, вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.
• Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке
• Финансовый менеджмент малого предприятия
• Практикум
ФЭ →ОП →ФТ.
Схематично банковский менеджмент, как управление системой отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия финансово-экономических, организационных и технологических параметров, представлен на рис. 4.
Рис. 4. Функционально-технологическая дифференциация банковского менеджмента
Примечание: пунктиром
показана организационно-
520
Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению отношений, связанных с формированием и использованием денежных потоков, комплексным решением задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка, решает система управления, которая и получила название «финансовый менеджмент».
Одной из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главной же особенностью финансового менеджмента в коммерческом банке в условиях рыночной экономики является то, что банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.
Объект деятельности
финансового менеджмента в
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций.
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах.
Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в табл. 4.
Таблица 4. Параметры — режим деятельности
Заданные параметры |
Режим деятельности |
Максимизация прибыли банка
Максимизация ликвидности банка
Сбалансированность прибыли и ликвидности банка |
Минимально допустимая нормативная ликвидность
Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка
Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка на основе ее дифференциации по срокам, объемам и стоимости в соответствии с возможностями активных операций банка |
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:
521
управляемой подсистемы, или объекта управления; управляющей подсистемы, или субъекта управления. Основным объектом управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке являются денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке является менеджмент банка (старшее руководство, аппарат управления, персонал банка), который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
На рис. 5 наглядно изображена концептуальная схема финансового менеджмента в коммерческом банке на основе управления его устойчивостью.
Рис. 5. Принципиальная схема финансового менеджмента в коммерческом банке
Пояснения к рис. 5
Объект управления — денежные средства банковской клиентуры — осуществляют движение в коммерческом банке на основе оформления сделок (договоров). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк — как юридическое лицо. Экономическая
522
сторона этого процесса осуществляется на основе финансовых операций банка (банковских продуктов, операций, услуг), которые отвечают потребностям объекта управления. Финансовый менеджмент в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности трансформирует денежные средства банковской клиентуры в финансовые операции банка и за счет этого создает добавленную стоимость, обеспечивая приращение капитала банка.
Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому на рис. 5 выделено пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций:
Финансовая устойчивость банка | ||
1. Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка |
2. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений |
3. Текущая оценка экономических выгод и онерационно-стоимос-тной анализ банка |
Организационная устойчивость банка | ||
4. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка |
5. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента) |
6. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала |
Функциональная устойчивость банка | |
7. Специализация банка |
8. Универсализация банка |
Коммерческая устойчивость банка | |
9. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка |
10. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) |
523
Капитальная устойчивость банка | |
11. Кредитно-инвестиционная. |
12. Эмиссионно-фондовая политика банка |
Финансовый менеджмент как система отношений по управлению устойчивостью банка представляет собой непосредственно соподчиненную взаимосвязь:
Для реализации целей
финансового менеджмента
Рис. 6. Схема взаимодействия функциональных подсистем субъекта управления
______________________________
* Понятие «продуктовая политика банка» будет рассмотрено подробно ниже.
524
1. Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
2. Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить старшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель — материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
3 Оперативное планирование — определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
4. Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
5. Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
6. Цель управления — обеспечение надежности объекта управления.
Отсюда вытекает важная особенность и еще одна предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие «банковская операция» и его взаимосвязь с понятиями «банковский продукт» и «банковская услуга». По целевому назначению различают следующие классы операций:
• пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
• активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
• посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.
Место посреднических операций банка и их краткое содержание отображены на рис. 7.
525
Рис. 7. Классификация банковских операций
Рассмотрим более детально структуру посреднических операций банка. Для этого используем новое понятие «банковская триада», которое определяется следующим образом.
Банковская триада — это сочетание трех понятий «продукт — операция — услуга».
Целесообразность введения понятия
«банковская триада»
Технология = (Материал + Инструмент + Набор действий) →
→ Удовлетворение потребности.
Банковская технология обслуживания клиентов =
= (Потребности клиентов + Продукты + Операции) →Услуги =
= Банковская триада + Взаимосвязи между ее элементами.
По степени сложности можно выделить три класса триад (рис. 8):
526
Триады |
Продукты + Операции + Услуги | ||
элементарные |
простые |
типовые |
массовые |
комбинированные |
сложные |
комплексные |
групповые |
интегрированные |
системные |
объединенные в процесс |
индивидуальные |
Рис. 8. Классы банковских триад
Банковский продукт — способ оказания услуг клиенту банка; регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т. е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.
Банковская операция — система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.
Банковская услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.
Продуктовый ряд банка — банковская продукция. Простой продукт — продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.
Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.
Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:
а) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
в) разработка регламента оказания требуемой услуги; г) разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
д) решение организационных
е) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
527
ж) решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
з) разработка комплекта документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.
Таким образом, предмет финансового менеджмента — создание продуктового ряда банка — не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда вытекает ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: НАДЕЖНЫЙ КЛИЕНТ- УСТОЙЧИВЫЙ БАНК.
В следующем разделе
1.2. Управление финансовой устойчивостью коммерческого банка
Модель планирования банка на основе портфельных ограничений
Риск является неизбежной частью банковской деятельности. Как мог заключить читатель после прочтения предыдущего раздела, все известные способы управления или разрешения проблемы рисков можно отнести к одному из следующих: