Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:50, реферат
Целью изучения первой темы является раскрытие важнейших предпосылок, которые на современном историческом этапе определили объективную необходимость информатизации во всех сферах человеческой деятельности, а также место информационного ресурса в управлении экономическими и социальными процессами.
Материал темы включает основополагающие для усвоения дисциплины понятия информационных систем и информационных технологий, знакомит студента с их классификациями, особенностями информационных технологий в организациях различного типа.
Всероссийский заочный
финансово-экономический
Кафедра Автоматизированной
обработки экономической информ
Лекции
по дисциплине:
«Информационные системы
в маркетинге»
2008г.
Тема 1. Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации
Целью изучения первой темы
является раскрытие важнейших
Материал темы включает основополагающие для усвоения дисциплины понятия информационных систем и информационных технологий, знакомит студента с их классификациями, особенностями информационных технологий в организациях различного типа.
В теме рассматриваются следующие вопросы:
1. Информационные процессы
в экономике и проблемы
2. Информационные системы
управления экономическими
3. Информационные технологии /ИТ/, их классификация.
4. Задачи информационных
систем и технологий как
Приступая к изучению темы I, необходимо детально проработать материал главы I «Информационные процессы в маркетинге и объективная необходимость их автоматизации» базового учебника «Информационные технологии в маркетинге». - М.: ЮНИТИ, 2000.
Пониманию и усвоению важнейших положений, связанных с развитием информатизации в нашей стране вообще и в управлении деятельностью организаций, в частности, будет способствовать ознакомление с материалами главы 1 «Информационные процессы в управлении организацией» учебного пособия «Информационные технологии управления» изданного издательством ЮНИТИ в 2002 году, главы I «Информационные процессы в экономике» учебника «Автоматизированные информационные технологии в экономике». - М.: ЮНИТИ, 1998., а также с содержанием установочной лекции профессора Г.А. Титоренко по дисциплине «Информационные системы маркетинга».
1.1. Информационные процессы в экономике и проблемы информатизации общества. Информатизация как новый фактор производства и глобализации экономики, включая формирование нового маркетингового пространства
Составить четкое представление об условиях, причинах, объективных и субъективных влияниях, которые оказались фундаментом нового направления информационных процессов и развития информатизации, что, в свою очередь, привело к необходимости рассматривать информацию, как наиболее ценный и дорогостоящий в рыночных условиях ресурс, можно по материалам §1.1. «Объективная необходимость автоматизации информационных процессов в управлении экономикой и маркетингом» учебника «Информационные технологии в маркетинге» – М.ЮНИТИ, 2000, с.7-11 и §1 и §2 главы I «Информационные процессы в экономике» учебника «Автоматизированные информационные технологии в экономике». - М.: ЮНИТИ, 1998. с.6-16.
В процессе изучения материала следует обратить внимание на факторы, которые обусловили развитие информатизации и, в частности, на то, что НТР в середине истекшего столетия подготовила реальные возможности для создания информационной индустрии, которая занимается производством технических и программных средств, информационных технологий обработки самых разнообразных по содержанию сведений и получения новых знаний. Современный этап развития компьютерной техники, средств телекоммуникаций и информационных технологий характеризуется формированием информационного общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, то есть творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний. Информационное общество характеризуется не только качественно новым производственным аппаратом, основанном на компьютерных орудиях труда и информационных технологиях, но и новыми социальными отношениями. Сила информации и знаний в том, что с их помощью вскрываются новые бесконечные возможности, которые имеются в протекающих в природе и обществе процессах. Это ресурсы, ключ к которым – информация и знания. Получению полезной информации и новых знаний в значительной степени способствуют повсеместное и быстрое распространение глобальной сети ИНТЕРНЕТ и ИНТЕРНЕТ–ТЕХНОЛОГИЙ.
По существу, создается единое, не разделенное национальными границами информационное сообщество людей, а процесс информатизации выступает как важнейший фактор совершенствования организации маркетинговой, финансовой деятельности, бизнеса, производственного менеджмента, глобализации информационных технологий в экономической и социальной сферах.
При проработке материалов учебника необходимо уяснить и уметь обосновать возросшие требования к своевременности, достоверности, полноте информации, необходимость информационного сопровождения производства и бизнеса, формирования информационной инфраструктуры, столь необходимой для создания нового маркетингового пространства. В этой связи должны быть рассмотрены и усвоены важнейшие характеристики информации как ресурса, выделены отличительные особенности экономической информации, установлены ее свойства, оказывающие влияние на повышение качества и своевременность в организации принятия управленческих решений.
1.2. Информационные системы (ИС) управления экономическими объектами, их классификация
Для изучения вопроса следует детально проработать §1.2 учебника «Информационные технологии в маркетинге» (с. 11-17) или §1.3 учебника «Автоматизированные информационные технологии в экономике» /с.16-22/
Главное внимание должно быть уделено рассмотрению важнейших понятий, которые раскрываются в этом и последующих параграфах и будут использоваться не только на протяжении всего периода изучения курса, но и составят основу профессиональной лексики, если деятельность дипломированного экономиста-маркетолога будет реализовываться в условиях функционирующих информационных систем экономических объектов - организаций различного типа /предприятий, фирм, сбытовых организаций и т.п./, а решать функциональные задачи специалисту придется в новой технологической среде.
Прежде всего, следует разобраться с понятиями "система", "экономическая система", "информационная система". Полезно для примера рассмотрения выбирать организацию, в которой работает студент-заочник. Применительно к каждому из понятий следует установить объект рассмотрения, его структуру, раскрыть состав элементов и связей между ними, усвоить наборы характеризующих их свойств, определить место и функциональное назначение важнейших составляющих.
Информационные системы, важнейшей целью функционирования которых является информационное сопровождение самых различных процессов, объектов реализуют функцию информирования пользователей. Ими являются прежде всего специалисты любого уровня управленческой деятельности, что учитывается при создании систем.
Изучение вариантов классификации информационных систем необходимо не только для усвоения их особенностей, но и для отражения этих особенностей при создании и проектировании информационных систем разнообразного назначения, с учетом сфер их применения, различного технического оснащения, уровня степени автоматизации, сложности организации технологических процессов и режимов работы. Рассматривая классификации информационных систем, в частности, по таким важнейшим классификационным признакам как занимаемый экономическим объектом уровень в системе управления, область его функционирования, виды реализуемых в экономическом объекте процессов управления, степень автоматизации информационных процессов, желательно чтобы студентом подбирались известные ему примеры из практики работы. В областях управленческой деятельности в сфере экономики, (включая и маркетинг) таких примеров в настоящее время более чем достаточно.
Создание и функционирование информационных систем в управлении маркетингом тесно связаны с развитием информационных технологий, которые составляют технологическую основу любой информационной системы.
Понятие этой важной составляющей ИС, особенности построения и оснащения информационной технологии для реализации важнейших управленческих функций можно найти в §1.3. «Классификация автоматизированных информационных технологий» учебника «Информационные технологии в маркетинге» с.23-33, §1.1. учебного пособия «Информационные технологии управления» /с.9-12/. Уяснив понятие "информационная технология", полезно рассмотреть эволюционное ее развитие, которое тесно связано с постоянным совершенствованием технического и программного оснащения процедур обработки информации, а также с расширением и усложнением решаемых функциональных задач.
Учитывая, что создание новых информационных технологий в настоящее время очень актуально и ведется по ряду направлений, в то же время четко прослеживается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, получивший название интегрированного, в процессе изучения необходимо разобраться с классификацией ИТ.
В процессе изучения, следует уяснить, что ИТ является процессом состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над циркулирующей в ИС информацией и зависит от многих факторов, которые лежат в основе классификационных признаков, позволяющих рассматривать ИТ по степени централизации технологического процесса, типу предметных областей решаемых задач, степени охвата задач управления, классу реализуемых технологических операций и ряду других признаков. Полезно при изучении рассматриваемых вопросов увязывать их с примерами информационных технологий, которые известны студенту из повседневной профессиональной деятельности или литературных источников. Следует сосредоточить внимание на конкретных особенностях наиболее часто встречающихся в практике экономической деятельности таких видов работ, как решение аналитических, прогнозных задач, формирование отчетных показателей и получение оперативных сведений для принятия управленческих решений, которые еще далеко не всегда реализуются в условиях действующих информационных систем с использованием современных технических и программных средств.
Не менее важным является и усвоение основных тенденций развития информационных технологий, которые не только наметились, но постепенно внедряются в зарубежную и отечественную практику применения информационных технологий.
1.4. Задачи информационных систем и технологий как основы инфраструктуры управления маркетингом
Изучение вопроса следует вести по материалам §1.5 «Задачи автоматизированной информационной технологии маркетинга» учебника «Информационные технологии маркетинга» и §1.2 учебного пособия «Информационные технологии управления», где рассматриваются факторы, оказывающие влияние на организацию ИС и ИТ для решения задач управления деятельностью малых, средних и крупных организаций /предприятий, фирм/, которые в условиях рынка сталкиваются с необходимостью оперативного и обоснованного принятия решений стратегического и тактического характера в области организации бизнеса и маркетинга.
Рекомендуется обратить внимание на тот факт, что в условиях информатизации служба маркетинга поставляет другим подразделениям организации (предприятия, фирмы) информацию аналитического и рекомендательного характера, на которой базируется принятие решений по вопросам ассортиментной, технологической, научно-технической и финансовой политики организации. Поэтому основной перечень задач, реализуемых технологий в области маркетинга: прогнозирование покупательского спроса, ценообразование, оптимизация ассортимента товаров, выбор рациональных способов их продвижения и доставки, анализ внешней среды. При изучении вопроса следует обратить внимание и на состав задач системы банковского маркетинга.
Человеко-машинные ИТ маркетинга должны обеспечивать специалистам:
Тема 2. Структурная и функциональная организация ИС, АРМ
и ИТ маркетинга
Материал темы второй знакомит будущего специалиста маркетолога с ИС и ИТ как объектами проектирования.
Изучение темы следует вести по материалам глав I и II учебника «Информационные технологии в маркетинге », учебного пособия «Информационные технологии управления» /в главе II - §2.1/. В случае их отсутствия, для изучения темы могут быть рекомендованы §1.5 и §2.1 учебника «Автоматизированные информационные технологии в экономике», где читатель найдет интересующие его материалы.