Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:50, реферат
Целью изучения первой темы является раскрытие важнейших предпосылок, которые на современном историческом этапе определили объективную необходимость информатизации во всех сферах человеческой деятельности, а также место информационного ресурса в управлении экономическими и социальными процессами.
Материал темы включает основополагающие для усвоения дисциплины понятия информационных систем и информационных технологий, знакомит студента с их классификациями, особенностями информационных технологий в организациях различного типа.
Документы, содержащие исходные данные организаций и предприятий, принято называть первичными, а документы, содержащие сведения обобщающего характера и используемые для принятия управленческих решений - выходными.
В зависимости от места возникновения документы подразделяются на внешние, создаваемые за пределами организации, и внутренние, циркулирующие в рамках данной организации. К внешним документам относятся планы, утвержденные вышестоящими организациями, отраслевые нормативы, инструкции и др. Выделяют документы бухгалтерского учета, финансовые, плановые, статистические, документы оперативного управления.
Вся документация, создаваемая
в сфере управления, принадлежит
к двум группам: организационно-
Организационно-
К организационной относится нормативная документация, регламентирующая правовой статус организации и ее структурных подразделений, правила и инструкции.
К распорядительной относятся приказы, решения, распоряжения и прочая документация, с помощью которой оформляется распорядительная деятельность.
Справочно-информационная документация включает служебную переписку, документацию на оформление личного состава, справки, акты.
Специальные системы документации отражают специфику деятельности системы управления и обслуживают отдельные функции управления (система плановой, финансовой и учетной документации, документация по маркетингу и сбыту и др.).
Применение информационных технологий ускорило процесс унификации и стандартизации документации. Унифицированная система документации (УСД) включает комплекс взаимосвязанных стандартных форм документов и правил их оформления на основе применения средств вычислительной техники.
Утверждены ГОСТы на
унифицированную систему органи
Утверждены государственные стандарты на ряд специальных унифицированных систем документации: плановую, бухгалтерского учета, материально-технического снабжения, финансам, статистич. документацию и др.
В соответствии с общероссийским классификатором управленческой деятельности каждому документу присваивается код по ОКУД, который располагается в верхней правой части документа (например, бухгалтерскому балансу – 0710001).
Составление
организационно-
В соответствии с правилами, утвержденными ГОСТом, первичные документы должны:
Реквизиты, вводимые
с клавиатуры в машину, должны быть
по возможности сконцентрированы в
одной части документа и
Первичный документ включает определенный состав реквизитов-признаков (справочных и группировочных) и реквизитов-оснований (исходных и результатных). Унифицированный документ состоит из трех частей: заголовочной, содержательной и оформительской.
Условный пример первичного документа приведен на рис. 4.7.
Рис. 4.7
Результатная информация предназначена для целей управления, передается непосредственно потребителям и может иметь различные формы (рис. 4.8).
Процесс управления характеризуется наличием сложного документооборота - последовательностью прохождения документа от момента внесения в него первой записи до сдачи документов в архив.
Рис. 4.8.
Документы, циркулирующие в системе управления, образуют информационные потоки. Под информационным потоком понимается группа или совокупность данных, относящихся к какому-то конкретному участку экономических расчетов. Например, поток информации о величине выпуска продукции, поток информации о подетально-пооперационных нормах расхода материалов.
Потоки информации, реализующие различные функции управления, весьма неоднородны по характеру содержащихся в них данных. В процессе составления документа могут участвовать различные исполнители многих подразделений. Этим объясняется сложность документооборота; преобладает ручной способ формирования документа, их многочисленное дублирование.
Развитие вычислительной техники и средств передачи данных позволяют существенно изменить подход к автоматизации потоков информации и документопотоку.
Этот подход реализуется
в программных продуктах
Программы электронного делопроизводства изложены в учебнике [1] (с. 109-113), [2] (с. 93-101), [4] (с. 133-135).
4.3. Банки данных и базы знаний, как основа внутримашинного информационного обеспечения маркетинга
4.3.1. Понятие
внутримашинного
Внутримашинное информационное обеспечение связано с хранением, поиском и обработкой информации и состоит из разнообразных по содержанию, назначению, организации файлов и информационных связей между ними. Включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами; отражает реальную действительность организационного объекта и его подразделений, определяющих конкретные предметные области.
Файлы внутримашинной базы делятся на переменные, содержащие сведения о фактах финансово-хозяйственной деятельности объекта управления, и условно-постоянные, в которых представлены материальные, трудовые, технологические и другие нормы и нормативы, а также справочные данные.
Организация, состав, структура
внутримашинного
4.3.2. Банк данных, его состав, модели баз данных
Интегрированный подход и создание внутримашинного ИО предполагает организацию хранения информации в виде банка данных (БнД).
Банк данных (БнД) – это система специальным образом организованных данных (баз данных), программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.
Основные компоненты БнД:
База данных (БД) – совокупность взаимосвязанных информационных файлов (информационная модель предприятия).
СУБД – пакет программ, обеспечивающий обработку базовых массивов (поиск информации, хранение, корректировку, формирование ответов на запросы и др.)
По технологии работы базы данных подразделяются на централизованные и распределенные.
На рис. 4.9. показана централизованная БД.
запрос
Рис.4.9.
Системы централизованных БД с сетевым доступом предполагают различные архитектуры:
- файл-сервер, сетевое программное обеспечение автоматически считывает требуемый блок данных с сервера. На каждом ПК работает своя копия СУБД (Microsoft Access, Paradox и dBase).
В результате СУБД запросит и получит по сети все блоки файла. Обработка ведется на клиентском ПК. При выполнении запросов такого типа эта архитектура создает слишком большую нагрузку на сеть и уменьшает производительность работы.
- клиент-сервер, функции СУБД разделены на две части, пользовательские программы работают на клиентском ПК; ядро базы данных работает на сервере. Все запросы обрабатываются на сервере. Ответы на запросы посылаются обратно на клиентский ПК.
Архитектура клиент-сервера позволяет более эффективно выполнять автоматизированную обработку. Эта архитектура используется в современных СУБД: Oracle, Informix, Sybase и других.
Распределенная БД состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных компьютерах вычислительной сети. Работа с такой БД осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).
Модели баз данных. Выбор СУБД определяется многими факторами, но главный из них – возможность работы с конкретной моделью данных (иерархической, сетевой, реляционной). Подробно модели данных изложены в литературе [1] (с.115-131), [2] (с.101-110), [4] с. 147.
Большинство СУБД для
ПК работают с реляционной моделью (
В последние годы все большее признание и развитие получают объектно-ориентированные базы данных (ООБД), толчок к появлению которых дали объектно-ориентированное программирование и использование ПК для обработки и представления практически всех форм информации, воспринимаемых человеком.
В чем принципиальное
отличие реляционных и
Традиционными областями применения объектных СУБД являются системы автоматизированного проектирования (САПР), моделирование, мультимедиа. Они широко используются в телекоммуникациях, различных аспектах автоматизации предприятия, издательском деле, геоинформационных проектах. Очень хорошо они подходят для решения задач построения распределенных вычислительных систем. На основе объектной СУБД можно строить сложные распределенные банки данных, организовывать к ним доступ, как через локальную сеть, так и для удаленных пользователей в режиме реального масштаба времени. К объектным СУБД можно отнести: СУБД ONTOS – один из лидеров направления ООБД, Jasmine – это первый продукт, выпущенный «китом» компьютерного бизнеса, ODB-Jupiter – первый российский продукт такого рода, ORACLE 8.0.
4.3.3. Хранилище
данных и базы знаний –