Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:50, реферат
Целью изучения первой темы является раскрытие важнейших предпосылок, которые на современном историческом этапе определили объективную необходимость информатизации во всех сферах человеческой деятельности, а также место информационного ресурса в управлении экономическими и социальными процессами.
Материал темы включает основополагающие для усвоения дисциплины понятия информационных систем и информационных технологий, знакомит студента с их классификациями, особенностями информационных технологий в организациях различного типа.
Структура экономической информации сложная, включает различные комбинации информационной совокупности: реквизит, показатель, информационное сообщение, информационный массив, информационный поток, информационная подсистема и информационная система (рис.4.2.).
…
…
…
Рис. 4.2
Информационной единицей низшего уровня является реквизит – элементарная единица, дальнейшее расчленение которой ведет к потере смыслового содержания; подразделяются на реквизиты-признаки (отражают качественную сторону явления) и реквизиты-основания (отражают количественную сторону явления).
Например:
Фамилия работающего |
Табельный номер |
Код детали |
Количество деталей |
Иванов |
3182 |
2164 |
250 |
Реквизиты-признаки |
Реквизит-основание |
показатель
Совокупность логически связанных реквизитов- признаков и одного реквизита – основания, имеющих экономических смысл, образуют показатель – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отображенного явления.
Совокупность показателей, содержащихся в документе, образует информационное сообщение. Группа однородных документов, объединенных по определенному признаку составляет информационный массив (файл) – основу автоматизированной обработки.
Массивы по различным признакам объединяются в потоки, используемые при решении различных комплексов задач управления.
Информационная подсистема характеризует отношение информации к какой-либо функции управления, а информационная система охватывает всю информацию экономического объекта.
Информационную систему
с позиции менеджмента можно
рассматривать, как состоящую из
управляющей и управляемой
Рис.4.3.
Управляющая подсистема
реализует различные
Управляемая подсистема
связана с реализацией
В маркетинговой деятельности выделяют
функции анализа товарной структуры
рынка, сегментации рынка, анализа
конкурентоспособности
Классификация управленческой информации представлена на рис. 4.4.
первичная устная цифровая фиксируемая переменная финансовые
промежуточная документиро- алфавитная нефиксируемая условно- трудовые
командная
отчетная
Рис. 4.4
Маркетинг обеспечивается
большим объемом нормативно-
Реализация функций управления маркетингом требует специальной организации информационного обеспечения.
Цель разработки ИО – повышение качества управления маркетингом в организации на основе повышения достоверности и своевременности данных, необходимых для принятия управленческих решений.
4.2. Состав и
характеристика внемашинного
4.2.1. Состав показателей
Система показателей – основа ИО, совокупность взаимосвязанных технико-экономических показателей, используемых для решения экономических задач и задач маркетинга, которые содержатся в документах, массивах (балансе, прайс – листах, ценниках и др.).
Система показателей менеджмента и маркетинга отражает различные функции управления: (прогнозирование, планирование и т.п.) и устанавливается в зависимости от уровня управления: холдинг, корпорация, концерн, торговая фирма, предприятие, сбытовая организация, подразделение (рис. 4.5.).
Системы показателей менеджмента и маркетинга на разных
уровнях управления
Уровень
управления:
Задачи
управления:
Системы - Рынка товаров и услуг, 1. Бизнес-плана (выпуска продукции, чис- 1.Нормативно- справочной
показателей: биржевого дела и др. ленности работающих, плановой с/с и др.) информации.
2. Характеристики выпускаемой продукции. 2.Показатели кач-ва продукции.
3. Показатели конкурентных компаний, 3.Прайс - листы
рынка.
4. Показатели маркетинговой службы (объемы
выпускаемой продукции, ее усовершенствование,
выбор потребителя, цена, прибыль, рентабельность и др.).
Рис. 4.5.
Принятие управленческих решений базируется на основе данных хозяйственного учета: оперативного, финансового (бухгалтерского) и статистического, каждый из которых выполняет свои специфические функции и имеет свой состав показателей.
Данные оперативного учета содержат системы показателей в различных первичных документах (накладных, счетах-фактурах и т.п.). Данные финансового учета получаются на основании бухгалтерского плана счетов и утвержденной Министерством Финансов РФ финансовой отчетности. Статистические отчеты формируются в основном на основании бухгалтерской отчетности по формам, утвержденным Госкомстатом РФ. Показатели бухгалтерской и статистической отчетности отражают финансовое состояние предприятия (фирмы) и результаты его хозяйственной деятельности. Эти показатели тщательно анализируются, в результате чего определяется экономическая эффективность производственной деятельности предприятия (фирмы) и направления его дальнейшего развития.
- прибыль; - имущественное состояние;
- оборачиваемость капитала; - финансовая устойчивость;
- показатели ликвидности; - платежеспособность;
- конкурентноспособность и др. - использование капитала и др.
Результаты анализа
позволяют осуществить важнейши
Приведенный состав показателей,
относящийся к различным
4.2.2. Системы классификации и кодирования
Материал должен быть изучен по базовому учебнику [1] (с.91-96), [2] (с. 87-93), [4] (с.98-110).
Автоматизированная обработка экономической информации в условиях применения ПК требует выполнения предварительной работы по составлению классификаторов и кодированию, выполняемой на стадии проектирования.
Как правило, кодируются
буквенные выражения
Классификатор – это систематизированный свод однородных наименований объектов и их кодовых обозначений.
Код – условное обозначение объекта знаком или группой знаков по определенным правилам, установленным системами кодирования. Коды могут быть цифровыми, буквенными и комбинированными.
В условиях обработки экономических задач на ПК часто применяют мнемокоды (например, материально-ответственному лицу присваивается код «МОЛ») и штрих-коды; в ряде случаев машина может автоматически кодировать заносимые в нее объекты, но только по порядковой системе.
Требования к кодам изложены в рекомендованной литературе.
Общероссийские классификаторы (их свыше 50) составляются в рамках выполнения Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Используются, в основном, для кодирования бухгалтерской и статистической отчетности, но могут проставляться и в некоторых первичных документах (например, в приходном кассовом ордере).
Для предприятия, организации, фирмы важное значение имеют локальные коды, составляемые на номенклатуры, специфичные для конкретной организации.
Ими охватывается широкий круг номенклатур, используемых различными подразделениями и службами управления, они являются едиными при решении различных экономических задач. Это коды табельных номеров, структурных подразделений, материальных запасов, готовой продукции, деталей, соединений, полуфабрикатов, поставщиков и покупателей, основных средств и др.
Классификаторы могут быть различными: общероссийскими (ОК), отраслевыми, региональными, локальными.
Все они входят в Единую
систему классификации и
Общероссийские классификаторы -
- ОКПО – предприятий и организаций, присваивается органами статистики;
- ОКОНХ – отраслей хозяйства;
- ОКУД – управленческой документации, проставляется в верхней, правой части унифицированного документа;
- ОКОПФ – организационно-правово
- ОКФС – форм собственности и др.
В последние годы широко используется штриховое кодирование, основанное на принципе двоичной системы счисления: информация отражается как последовательность 0 и 1. Широким линиям и широким промежуткам присваивается логическое значение 1, узким - 0. В связи с этим штриховое кодирование есть способ построения кода с помощью чередования широких и узких, темных и светлых полос.
Цель штрихового кодирования информации заключается в отражении таких информационных свойств товара, которые обеспечивают реальную возможность проследить за их движением к потребителю, что связано с повышением эффективности управления не только производством, но и сбытом товара.
Система штрихового кодирования информации представляет собой совокупность вида штриховых кодов и технических средств нанесения кодов на носители информации, верификации качества печати, считывания с носителей, а также предварительной обработки данных.
Пример штрихового кода UPC - 12 представлен на рис. 4.6.
В приведенном примере 3 – код лекарственных препаратов США, 00025 – код производителя, 00234 – код продукта, 9 – контрольное число.
4.2.3. Унифицированная
система документации и
Основным носителем информации при автоматизированной обработке является документ - материальный носитель, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.