Информационные системы в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:50, реферат

Описание работы

Целью изучения первой темы является раскрытие важнейших предпосылок, которые на современном историческом этапе определили объективную необходимость информатизации во всех сферах человеческой деятельности, а также место информационного ресурса в управлении экономическими и социальными процессами.
Материал темы включает основополагающие для усвоения дисциплины понятия информационных систем и информационных технологий, знакомит студента с их классификациями, особенностями информационных технологий в организациях различного типа.

Файлы: 1 файл

Информационные системы в маркетинге mar.doc

— 675.00 Кб (Скачать файл)

Структура экономической информации сложная, включает  различные комбинации информационной совокупности: реквизит, показатель, информационное сообщение, информационный массив, информационный поток,  информационная подсистема и информационная система (рис.4.2.).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

          … 

 

 … 

 

 

 

 

 

Рис. 4.2

Информационной единицей низшего уровня является реквизит – элементарная единица, дальнейшее расчленение которой ведет к потере смыслового содержания; подразделяются на реквизиты-признаки (отражают качественную сторону явления) и реквизиты-основания (отражают количественную сторону явления).

Например:

 

 

 

 

 

Фамилия

работающего

Табельный номер

Код детали

Количество деталей

Иванов

3182

2164

250

Реквизиты-признаки

 

Реквизит-основание


показатель


Совокупность логически  связанных реквизитов- признаков  и одного реквизита – основания, имеющих экономических смысл, образуют показатель – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отображенного явления.

Совокупность показателей, содержащихся в документе, образует информационное сообщение. Группа однородных документов, объединенных по определенному признаку составляет информационный массив (файл) – основу автоматизированной обработки.

Массивы по различным  признакам объединяются в потоки, используемые при решении различных комплексов задач управления.

Информационная  подсистема характеризует отношение информации к какой-либо функции управления, а информационная система охватывает всю информацию экономического объекта.

Информационную систему  с позиции менеджмента можно  рассматривать, как состоящую из управляющей и управляемой подсистем.


 

 

 

 

Рис.4.3.

Управляющая подсистема реализует различные управленческие функции: прогнозирование, планирование, организацию оперативного управления, учет, анализ, контроль и регулирование, принятие управленческих решений.

Управляемая подсистема связана с реализацией конкретной маркетинговой деятельности: управление товародвижением, формирование товарной политики, сбытом товара и т.п.

В маркетинговой деятельности выделяют функции анализа товарной структуры  рынка, сегментации рынка, анализа  конкурентоспособности продукции (товара), управления потребительским спросом и др.

Классификация управленческой информации представлена на рис. 4.4.


 

 

 

        первичная                    устная                        цифровая                      фиксируемая             переменная            финансовые

 

        промежуточная          документиро-             алфавитная                  нефиксируемая          условно-                трудовые

                                           ванная                                                                                                   постоянная

        командная                                                                                                                                                                 материаль-

                                                                                                                                                                                           ные

        отчетная

                                                                                        менеджмент

                                                                                                 логистическая

                                                                                                финансовая

                                                                                              бухгалтерская

                                                                                                планово-экономическая

                                                                                               оперативного управления и др.

Рис. 4.4

Маркетинг обеспечивается большим объемом нормативно-справочной, правовой информации, десятками тысяч натуральных стоимостных показателей, тысячами документов.

Реализация функций  управления маркетингом требует  специальной организации информационного обеспечения.

Цель разработки ИО –  повышение качества управления маркетингом  в организации на основе повышения достоверности и своевременности данных, необходимых для принятия управленческих решений.

 

4.2. Состав и  характеристика внемашинного информационного  обеспечения

4.2.1. Состав  показателей

Система показателей – основа ИО, совокупность взаимосвязанных технико-экономических показателей, используемых для решения экономических задач и задач маркетинга, которые содержатся в документах, массивах (балансе, прайс – листах, ценниках и др.).

Система показателей  менеджмента и маркетинга отражает различные функции управления: (прогнозирование, планирование и т.п.) и устанавливается в зависимости от уровня управления: холдинг, корпорация, концерн, торговая фирма, предприятие, сбытовая организация, подразделение (рис. 4.5.).

Системы показателей  менеджмента и маркетинга на разных

уровнях управления


Уровень


управления:


 



Задачи

управления:

 

 

Системы        - Рынка товаров и услуг,   1. Бизнес-плана (выпуска продукции, чис-          1.Нормативно- справочной

показателей:   биржевого дела и др.          ленности работающих, плановой с/с и др.)           информации.

      2. Характеристики выпускаемой продукции.     2.Показатели кач-ва продукции.

                     3. Показатели конкурентных компаний,             3.Прайс - листы

                         рынка.

     4. Показатели маркетинговой службы (объемы

         выпускаемой продукции, ее  усовершенствование,

         выбор потребителя,  цена, прибыль, рентабельность и др.).

Рис. 4.5.

Принятие управленческих решений базируется на основе данных хозяйственного учета: оперативного, финансового (бухгалтерского) и статистического, каждый из которых выполняет свои специфические функции и имеет свой состав показателей.

Данные оперативного учета содержат системы показателей  в различных первичных документах (накладных, счетах-фактурах и т.п.). Данные финансового учета получаются на основании бухгалтерского плана счетов и утвержденной Министерством Финансов РФ финансовой отчетности. Статистические отчеты формируются в основном на основании бухгалтерской отчетности по формам, утвержденным Госкомстатом РФ. Показатели бухгалтерской и статистической отчетности отражают финансовое состояние предприятия (фирмы) и результаты его хозяйственной деятельности. Эти показатели тщательно анализируются, в результате чего определяется экономическая эффективность производственной деятельности предприятия (фирмы) и направления его дальнейшего развития.




 

- прибыль;        - имущественное состояние;

- оборачиваемость капитала;     - финансовая устойчивость;

- показатели ликвидности;     - платежеспособность;

- конкурентноспособность  и др.    - использование капитала и др.

Результаты анализа  позволяют осуществить важнейшие функции управления: контроль, регулирование и принятие управленческих решений.

Приведенный состав показателей, относящийся к различным функциям управления, является основной частью информационного обеспечения автоматизированных рабочих мест, организуемых в планово-экономических службах предприятия, в бухгалтерии; в подразделении, осуществляющем техническую подготовку производства; на складах, в маркетинговых службах, в производственных подразделениях, торговых залах и др. Все АРМы объединяются в локальную вычислительную сеть фирмы, предприятия, организации.

 

4.2.2. Системы  классификации и кодирования

Материал должен быть изучен по базовому учебнику [1] (с.91-96), [2] (с. 87-93), [4] (с.98-110).

Автоматизированная обработка  экономической информации в условиях применения ПК требует выполнения предварительной работы по составлению классификаторов и кодированию, выполняемой на стадии проектирования.

Как правило, кодируются буквенные выражения реквизитов-признаков, по которым делается группировка. Выполнение операций обработки основывается на системах формализованного описания экономической информации, на базе которых вводятся кодовые обозначения и составляются классификаторы.

Классификатор – это систематизированный свод однородных наименований объектов и их кодовых обозначений.

Код – условное обозначение объекта знаком или группой знаков по определенным правилам, установленным системами кодирования. Коды могут быть цифровыми, буквенными и комбинированными.

В условиях обработки  экономических задач на ПК часто  применяют мнемокоды (например, материально-ответственному лицу присваивается код «МОЛ») и  штрих-коды; в ряде случаев машина может автоматически кодировать заносимые в нее объекты, но только по порядковой системе.

Требования к кодам  изложены в рекомендованной литературе.

Общероссийские  классификаторы (их свыше 50) составляются в рамках выполнения Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Используются, в основном, для кодирования бухгалтерской  и статистической отчетности, но могут  проставляться и в некоторых  первичных документах (например, в приходном кассовом ордере).

Для предприятия, организации, фирмы важное значение имеют локальные коды, составляемые на номенклатуры, специфичные для конкретной организации.

Ими охватывается широкий  круг номенклатур, используемых различными подразделениями и службами управления, они являются едиными при решении различных экономических задач. Это коды табельных номеров, структурных подразделений, материальных запасов, готовой продукции, деталей, соединений, полуфабрикатов, поставщиков и покупателей, основных средств и др.

Классификаторы могут  быть различными: общероссийскими (ОК), отраслевыми, региональными, локальными.

Все они входят в Единую систему классификации и кодирования (ЕСКК) подробнее см. в рекомендованной литературе.

Общероссийские классификаторы -

- ОКПО – предприятий  и организаций, присваивается  органами статистики;

- ОКОНХ – отраслей  хозяйства;

- ОКУД – управленческой  документации, проставляется в верхней,  правой части унифицированного документа;

- ОКОПФ – организационно-правовой формы;

- ОКФС – форм собственности  и др.

В последние  годы широко используется штриховое кодирование, основанное на принципе двоичной системы счисления: информация отражается как последовательность 0 и 1. Широким линиям и широким промежуткам присваивается логическое значение 1, узким - 0. В связи с этим штриховое кодирование есть способ построения кода с помощью чередования широких и узких, темных и светлых полос.

Цель штрихового кодирования информации заключается в отражении таких информационных свойств товара, которые обеспечивают реальную возможность проследить за их движением к потребителю, что связано с повышением эффективности управления не только производством, но и сбытом товара.

Система штрихового кодирования информации представляет собой совокупность вида штриховых кодов и технических средств нанесения кодов на носители информации, верификации качества печати, считывания с носителей, а также предварительной обработки данных.

Пример штрихового кода UPC - 12 представлен на рис. 4.6.


 

 

 

Рис. 4.6. Пример кода UPC – 12

В приведенном примере 3 – код лекарственных препаратов США, 00025 – код производителя, 00234 – код продукта, 9 – контрольное  число.

4.2.3. Унифицированная  система документации и организация  документопотоков

Основным носителем информации при автоматизированной обработке является документ - материальный носитель, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

Информация о работе Информационные системы в маркетинге