Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:23, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути кредитует покупателей.
Введение
1 Теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью
1.1 Место и роль дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансов предприятия
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
1.3 Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях рыночных отношений
2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии ООО «Кардан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан»
3 Совершенствование процесса управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан»
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1 Теоретические
основы управления
1.1 Место и
роль дебиторской и
1.2 Методика анализа
дебиторской и кредиторской
1.3 Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях рыночных отношений
2 Управление
дебиторской и кредиторской
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ и
управление дебиторской и
3 Совершенствование
процесса управления
Заключение
Список литературы
Введение
В
процессе финансово-хозяйственной
деятельности у предприятия постоянно
возникает потребность в
Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения платежей за продукцию.
Актуальность
проблемы проявляется в том, что
финансовое положение предприятия,
показатели ликвидности и
Учитывая актуальность темы, целью работы является анализ и оценка процесса управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан» и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженности. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях развития рыночных отношений.
2.
Проанализировать систему
3.
Сформулировать основные
Объект исследования – предприятие ООО «Кардан». Предмет исследования – финансовые процессы на предприятии.
В курсовой работе применялись определенные методы исследования, в частности: горизонтальный и вертикальный анализ баланса; метод коэффициентов (относительных показателей) для детерминированной комплексной оценки результатов деятельности; сравнительный анализ; методика комплексного анализа финансового состояния предприятия.
Информационной
базой при выполнении курсовой работы
стали нормативные и законодательные
акты РФ, разработки отечественных и зарубежных
специалистов в области управления дебиторской
и кредиторской задолженностью, бухгалтерская
и финансовая отчетность предприятия.
1. Теоретические основы
управления кредиторской
и дебиторской задолженностью
1.1. Место и роль дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансов предприятия
Для осуществления нормальной производственно-финансовой деятельности различные предприятия и организации должны приобретать необходимые материальные ценности: нефтепродукты, запасные части, минеральные удобрения и т.д. На этой стадии предприятия вступают в широкие расчетные взаимоотношения с поставщиками. После завершения производственной стадии полученная в хозяйствах продукция реализуется. При этом предприятия также вступают в расчетные отношения, но с организациями – покупателями продукции.
К
поставщикам и подрядчикам
Расчеты с покупателями и заказчиками организуются на основе договоров поставок продукции или выполненных работ, оказанных услуг. Соблюдение правильности расчетов способствует снижению дебиторской и кредиторской задолженности, которая напрямую влияет на финансовый результат деятельности предприятия.
Дебиторская задолженность – это задолженность сторонних организаций и физических лиц конкретному предприятию, а кредиторская – задолженность конкретного предприятия другим юридическим и физическим лицам.
В условиях РФ переход к рынку сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Большинство предприятий впервые встало перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров, постоянного контроля за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины.
Согласно действующему положению, чрезмерный рост долговых обязательств предприятия на сумму, в 2 раза превышающую стоимость его имущества, является одним из условий для применения к нему процедуры банкротства. Тем не менее, в деятельности многих предприятий укоренилось прочная практика злоупотребления заемными средствами. Парадоксом жизни стала ситуация, когда предприятие, которое считается безнадежным должником, в то же время имеет солидный валютный счет, осуществляет активные финансовые вложения в акции и другие ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий и банков. Используя механизм беспроцентной товарной ссуды, предприятия-партнеры получают продукцию без предоплаты, превращают ее в деньги и задействуют в качестве оборотных средств. Если на протяжении длительного времени стороны не проявляют стремления к взысканию (погашению) задолженности, то в их действиях можно усмотреть признаки сознательного умысла не расплачиваться. Так феномен массовых неплатежей обращается в аморальную выгоду некоторых хозяйствующих субъектов, совершающих ничтожные сделки.
По
истечению срока исковой
Дебиторская задолженность по истечению срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание оформляется приказом руководителя. Списанная задолженность не считается аннулированной. Она отражается на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов » в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Для списания дебиторской задолженности, по которой товар поставлен, а оплата не произведена, необходимо иметь следующие документы: договор на поставку продукции (товара); документы, подтверждающие поставку; определение арбитражного суда о принятии дела к производству.
По причине несоблюдения условий договоров и обязательств возникают взаимные претензии. Эти претензии должны быть урегулированы до передачи дела в суд (арбитраж). В претензии указывают требования заявителя, сумму претензии и ее расчет, ссылки на доказательства, перечень прилагаемых документов. При полном или частичном удовлетворении претензии в ответе указывают признанную сумму, номер и дату платежного поручения на перечисление признанной суммы. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии в ответе указывают мотивы отказа со ссылкой на доказательства. В этом случае заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд. В претензионном порядке можно урегулировать требования о признании договора недействительным, его изменении и расторжении.
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое положение предприятий.
Расчетные отношения строятся на договорной основе. Так, расчеты с покупателями продукции осуществляются в рамках договора купли-продажи.
Расчеты
с заказчиками производятся на основании
договоров подряда и
Регистрация счетов–фактур производится в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей зачету.
Таким образом, под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (покупателей - за купленную продукцию, подотчетных лиц - за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Кредиторской называют задолженность данной организации и другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками.
Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам. В силу специфики форм, скорости движения, закономерности возникновения они не могут быть заранее рассчитаны и учтены подобно нормируемым оборотным средствам.
Предприятия, работающие на коммерческом расчете, заинтересованы в сокращении размера дебиторской задолженности, так как это влечет ускорение оборачиваемости оборотных средств в сфере обращения, а следовательно, более эффективное использование оборотного капитала в целом. Уменьшение, например, размеров дебиторской задолженности по товарным операциям улучшает показатели выполнения плана поставок по договорам, планов по прибыли и рентабельности.
Сокращение оборотных средств в прочих расчетах означает более полное использование их по назначению, так как они при этом не выбывают из сферы производства.
Таким образом, задачей каждого предприятия является использование всех резервов максимально возможного сокращения объема оборотных средств в сфере обращения. К этим резервам следует отнести укрепление расчетно-платежной дисциплины, развитие прямых хозяйственных связей между предприятиями, укрепление договорной дисциплины и соответствующее выполнение договорных обязательств, расширение практики применения прогрессивных форм расчетов.
Важным фактором, стимулирующим сокращение средств в сфере обращения является банковский кредит на пополнение оборотных средств способствующий рациональному использованию не только нормируемых, но и ненормируемых оборотных средств. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию
Дебиторская задолженность может быть допустимой - обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой - свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности.