Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:23, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути кредитует покупателей.
Введение
1 Теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью
1.1 Место и роль дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансов предприятия
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
1.3 Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях рыночных отношений
2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии ООО «Кардан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан»
3 Совершенствование процесса управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан»
Заключение
Список литературы
Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформление векселей, обращение в хозяйственный суд и др.). Для анализа дебиторской задолженности, кроме баланса, используются материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета.
Оценивая состояние оборотных активов, важно изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности и дать обобщающую характеристику портфеля дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (ПДЗ), или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от покупателей.
Для характеристики качества дебиторской задолженности определяется и такой показатель, как доля резерва по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности. Рост уровня данного коэффициента свидетельствует о снижении качества последней. На анализируемом предприятии за отчетный год период инкассации дебиторской задолженности увеличился от 5 до 13 дней, а доля резерва по сомнительным долгам составляет 14,29%, что свидетельствует о снижении ее качества.
Особую
актуальность проблема неплатежей приобретает
в условиях инфляции, когда происходит
обесценивание денег. Падение покупательной
способности денег
Можно также подсчитать утерянные выгоды от недоиспользования этих средств в операционном или инвестиционном процессе. Необходимо провести дисконтирование суммы каждого вида просроченного платежа по альтернативной ставке доходности и сопоставить с суммой просроченного платежа. Средняя годовая ставка процента по депозитным вкладам с ежеквартальной выплатой процентов составила за этот период 7%. Отсюда утерянные выгоды составили: 72,9/(1+0,07/3)4 –72,9 = 63,948–72,9 = -8,95 т.р.
Для
эффективного управления оборачиваемостью
средств в дебиторской
Первая форма связана с истечением предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленную по договору товарную продукцию. Предельный срок исполнения обязательств по расчетам, как было отмечено выше, - 3 месяца с момента фактического получения товара, приемки работ. Такая дебиторская задолженность называется просроченной (неистребованной). Вторая форма связана с истечением срока исковой давности по и исполнению обязательств между сторонами договора. Обязательным условием истребования дебиторской задолженности является предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4-х месяцев с момента отпуска, отгрузки товаров, выполнения работ. Только тогда дебиторскую задолженность можно считать истребованной и учитывать ее в общеустановленном порядке, не списывать ее с баланса в течение всего срока исковой давности (3 года, ст. 196 Гражданского кодекса РФ). Указанная работа по учету и списанию задолженности совмещается с анализом дебиторов и определением объема иллюзорных (нереальных) поступлений денежных средств. Анализ дебиторов позволяет исключить на будущее дебиторов с высоким риском.
Во-вторых, для сокращения периода оборота дебиторской задолженности можно использовать метод АВС контроля за дебиторами. В-третьих, важно использовать возможность оплаты долгов векселями, ценными бумагами (акции, облигации), поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже. В-четвертых, по возможности нужно ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью снижения риска неуплаты монопольным потребителем. В-пятых, следует использовать возможности продажи счетов дебиторов факторинговой компании (специализированная организация или факторинговый отдел коммерческого банка). По возможности нужно ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью снижения риска неуплаты монопольным потребителем. В условиях экономики переходного периода в отечественной практике такая форма управления оборачиваемостью дебиторской задолженности ограничена.
Однако
с развитием рыночных отношений
она получит широкое
В-шестых, не следует затягивать обращение в арбитражный суд, если должник неадекватно реагирует на претензии. Зачастую даже предисковое обращение к должнику дает положительную реакцию. В-седьмых, важно, чтобы по любому из направлений работы в части ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности были задействованы квалифицированные менеджеры. Впрочем, это в равной мере относится к любому менеджеру, решающему вопросы, связанные с управлением оборотными средствами.
Наконец,
проблему ускорения оборачиваемости
средств в дебиторской
Преимущество такой формы расчетов для исполнителя работ по договору состоит в том, что заказчик обязан оплатить немедленно по предъявлении документов о сдаче работ исполнителем, то есть в безакцептном порядке. Другое дело, что заказчик не всегда согласен с такой формой расчетов, но это уже вопрос, решаемый договаривающимися сторонами.
Изложенные
методы ускорения оборачиваемости
текущих активов охватывают практически
весь комплекс возникающих проблем
и позволяют значительно
3. Совершенствование процесса управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан»
Эффективное управление производственным и финансовым циклами состоит в решении совокупности следующих задач:
-
сокращение производственного
-
уменьшение периода оборота
-
уменьшение периода оборота
Что же касается долговых прав к клиентам в части расчетов за товар, работы, услуги и авансы, выданные поставщикам, то такие права в большинстве случаев реализуются крайне медленно. Рост дебиторской задолженности из-за взаимных неплатежей меж предприятиями, а также между государством и предприятиями носит устойчивый характер в условиях экономики переходного периода. Причем если методы управления оборачиваемостью средств в дебиторской задолженности в странах с развитой рыночной экономикой достаточно разработаны и стали нормой, то решение проблемы дебиторской задолженности на отечественных предприятиях теми же способами во многих случаях неприемлемо. Сложность решения этой задачи обусловлена тем обстоятельством, что, по существу, впервые в мировой практике период оборота дебиторской задолженности (измеряемый в днях) стал измеряться не днями, а месяцами и даже годами. Именно поэтому управление оборачиваемостью средств в дебиторской задолженности в современных условиях - одно из самых приоритетных направлений финансового менеджмента предприятий. Рассмотрим правовой аспект обеспечения исполнения обязательств по условиям хозяйственных договоров покупателями ООО «Кардан».
Исполнение обязательств обеспечивается системой мер организационного, экономического и правового порядка. Так, само существование законодательства обеспечивает исполнение обязательств: устанавливает принципы исполнения, предусматривает недопустимость одностороннего отказа от обязательства или изменения его условий, устанавливает возможность принудительного исполнения и т.д. Одновременно оно содержит ряд норм, направленных именно на обеспечение исполнения обязательств (ст. 329 - 381 ГК). В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
При документальном оформлении взаимоотношений со своими заказчиками, на предприятии ООО «Кардан» заключается договор поставки типовой формы, утвержденной на предприятии. Параграфом 6 (Порядок взаиморасчетов) предусмотрена только предоплата со стороны заказчика в размере 30% от стоимости приобретаемых товаров и услуг. Окончательная оплата производится после подписания справок о стоимости выполненных ремонтных работ. Считаю такое положение совершенно недопустимым для ООО «Кардан» по следующим причинам:
-
некоторые сметные работы
-
себестоимость выполненных
- некоторые заказчики недобросовестно относятся к выполнению обязательств и не оплачивают выполненные работы даже после их завершения, т.е. чем больше срок погашения дебиторской задолженности, тем выше риск неоплаты;
-
в результате инфляционных
-
можно также подсчитать
-
заказчики никак не
В связи с вышеизложенным, предлагаю изменить типовую форму договора, введя в нее обязательные обеспечительные и компенсирующие механизмы-факторы:
Неустойка (штраф, пеня) - определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойка может обеспечивать исполнение различных обязательств, удобна для практического применения и потому широко используется в обязательствах, как организаций, так и граждан. Она стимулирует надлежащее исполнение обязательства, а также компенсирует (полностью/частично) убытки, от его неисполнения. В силу принципа реального исполнения обязательства уплата неустойки по общему правилу не освобождает от исполнения обязательства в натуре. В случае ООО «Кардан» рекомендуется вводить форму неустойки в параграф 6 типового договора подряда в размере не менее 10% от стоимости заказа, чтобы компенсировать негативное влияния инфляции, также необходимо отслеживать динамику роста цен и при необходимости корректировать размер неустойки.
А для предприятия необходима дополнительная возможная компенсация, предлагаю в данном случае в залог включать в обязательном порядке сам объект (автомобиль) заказчика, на котором предприятие ООО «Кардан» проводит ремонтно-восстановительные работы.
В случае использования такой формы обеспечения обязательств как залог срабатывает механизм удержания. Удержание - способ обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику, удерживает ее до тех пор, пока обязательство не будет исполнено. Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательств, стороны которого действуют как предприниматели (п. 1 ст. 359 ГК). Например, при неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда, подрядчик имеет право на удержание результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданной для переработки/обработки вещи, остатка неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм (ст. 712 ГК).
Кроме того, предлагаю вместе со сметой ремонтных работ, где рассчитывается сумма заказа, а также определен срок сдачи работ, обязательным приложением к договору составлять график платежей, разбивая сумму заказа (за вычетом аванса) пропорционально по месяцам (декадам) в зависимости от сроков выполнения работ. Также необходимо включить в параграф 6 типового договора-подряда пункт об установлении сроков платежа и их количестве (например, оставшуюся сумму заказчик оплачивает не позднее 10-го числа каждого месяца в размере 25% от суммы заказа). С учетом того, что суммы заказов иногда очень значительны, считаю, что задержки в оплате со стороны покупателей также связаны с необходимостью собрать нужную сумму. В случае регулярной оплаты по частям эта проблема не возникает, кроме того ООО «Кардан» получит ежемесячное и постоянно-регулярное поступление денежных средств для обеспечения текущей финансово-хозяйственной деятельности.