Кредиторская, дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути кредитует покупателей.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью
1.1 Место и роль дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансов предприятия
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
1.3 Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях рыночных отношений
2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии ООО «Кардан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан»
3 Совершенствование процесса управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

управление дебит кред задолж.doc

— 532.00 Кб (Скачать файл)

     Управление  кредиторской задолженностью подразумевает  следующие мероприятия (после анализа  состояния кредиторской задолженности):

     - следить за соотношением кредиторской  и дебиторской задолженности.  Значительное повышение последней  создает угрозу финансовой устойчивости  организации, делает необходимым  для погашения возникающей кредиторской  задолженности привлечение дополнительных источников финансирования;

     - контролировать состояние расчетов  по просроченным задолженностям;

     - поскольку в условиях инфляции  всякая отсрочка платежа приводит  к тому, что предприятие реально  получает лишь часть стоимости  выполненных работ, необходимо расширить систему авансовых платежей. Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др.; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчетам возмещения материального ущерба; задолженность по статье «Прочие дебиторы».

     Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.

     1. Срок предоставления кредита.

     Чаще  всего применяются стандартизованные  по условиям оплаты, в том числе  и продолжительности кредитования, договоры, тем не менее возможны и отклонения от данной политики. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).

     2. Стандарты кредитоспособности.

     Заключая  договор на поставку продукции и  определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться.

     3. Система создания резервов по  сомнительным долгам.

     При заключении договоров предприятие  рассчитывает на своевременное поступление  платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской  задолженности и полной неспособности  покупателя рассчитаться по своим обязательствам.

     Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.

     4. Система сбора платежей.

     Этот  раздел работы с дебиторами предполагает разработку:

     а) процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты,

     б) критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений,

     в) системы наказания недобросовестных контрагентов.

     5. Система предоставляемых скидок.

     В предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены. В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/k чисто n» (d/k net n), означающая:

     а) покупатель получает скидку в размере (1% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);

     б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1)-го по n-й день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка термина net - к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком);

     в) в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

     Предоставление  скидки выгодно как покупателю, так  и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств.

     Финансовый  менеджер может варьировать любым  параметром в схеме, однако наиболее существенным является величина скидки, которая устанавливается разными  способами с использованием некоторых  формализованных алгоритмов, учитывающих  влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание источников финансирования дебиторской задолженности.

     Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся:

     время обращения средств, вложенных в  дебиторскую задолженность,

     - структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации,

     - схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств,

     - схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов,

     - система принятия мер к недобросовестным/ неисполнительным покупателям.

     Дебиторская задолженность представляет собой  иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота, собственных оборотных  средств предприятия. Естественно, что этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, относительная значимость которых тем существеннее, чем выше темп инфляции. Экономический смысл данных потерь достаточно очевиден и выражается в трех аспектах.

     Во-первых, чем длительнее период погашения  дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов (равно как и в любой другой актив). Это следствие основного принципа деятельности предприятия: деньги, вложенные в активы, должны давать прибыль, которая, при прочих равных условиях, тем выше, чем выше оборачиваемость.

     Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства в известной степени  обесцениваются, «облегчаются». Этот аспект особенно актуален для текущего состояния  российской экономики с ее стабильно  высоким уровнем инфляции.

     В-третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов предприятия, для финансирования которого нужен  соответствующий источник; поскольку  все источники средств имеют  собственную стоимость, поддержание  ее определенного уровня сопряжено с соответствующими затратами. 

 

      2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии ООО «Кардан» 

     2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

    Предприятие «Кардан» было основано в январе 2004 года. Первым направлением работы и развития предприятия была торговля автопокрышками, автодисками, шиномонтаж для легковых автомобилей и мотоциклов. Это направление предприятием развивалось в 2004 и 2008 годах соответственно. С увеличением оборота, а также, в связи с расширением ассортимента в 2008 году, предприятие организует новое направление – розничная торговля автозапчастями, автокосметикой, автохимией и заправка кондиционеров. В 2008 году принимается решение о соединении автосервиса и розничной торговли автомобильными принадлежностями и автозапчастями. В этом же году происходит реорганизация склада автопокрышек, дисков и автозапчастей с учётом ассортимента, необходимого для использования в автосервисе.

     В 2009 году, с увеличением оборота и ростом доли обслуживания корпоративных клиентов, автосервис получает еще одну специализацию – это продажа, шиномонтаж и ремонт автопокрышек для грузовых автомобилей.  В 2010 году происходит увеличение доли оборота автосервиса и розничной торговли автозапчастями - эти направления на предприятии становятся основными. Планом предприятия на ближайший год, в условиях глобальной рецессии экономики является удержание оборота  и конкурентоспособности автосервиса. Основными видами деятельности ООО «Кардан» являются:

     - формирование и развитие рынка сбыта автомобилей, кузовов, запасных частей.

     - производство, покупка и реализация  товаров народного потребления.

     - брокерские и дилерские услуги, осуществление операций на товарных  и иных биржах.

     - консалтинг, инженеринг, маркетинг,  лизинг.

     ООО «Кардан» для достижения уставных целей может осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Предметом деятельности исследуемого предприятия являются любые виды деятельности, не противоречащие целям деятельности общества и не запрещенные действующим законодательством РФ, в т.ч. осуществление деятельности: в сфере материального производства и внепроизводственной сфере.

     По  объемам продаж продукции и услуг  предприятие ООО «Кардан» считается средним. Объемы реализуемой продукции и услуг характеризуются данными, представленными в таблице 1. 

     Таблица 1 - Объем реализуемой продукции «Кардан» в 2010 г

Наименования  изделий Ед. изм. Ориентировочный объем продаж в месяц Уд. вес в  общем объеме продаж
1 Кольца маслосъемные шт. 1700 2,3%
2 Прокладки блока  цилиндров шт. 2000 2,7%
3 Втулка клапанная шт. 1300 1,8%
4 Хомуты затяжные шт. 950 1,3%,
5 Блок предохранительный шт. 600 0,8%
6 Вал распределительный шт. 400 0,5%
7 Подшипники  в ассортименте шт. 8300 11,4%
8 Зеркала заднего  вида в ассорт. шт. 1500 2,1%
9 Кольца компрессионные шт. 1200 1,6%
10 Аккумуляторы  в ассортименте шт. 550 0,8%
11 Замок зажигания шт. 500 0,7%
12 Вал коленчатый шт. 350 0,5%
13 Фильтры тонкой очистки шт. 900 1,2%
14 Кресло водительское шт. 80 0,1%
15 Коробка передач  в сборе шт. 120 0,2%
16 ИТОГО: шт. 20450 28,0%

 

     ООО «Кардан» имеет два профиля деятельности: торговля автомобилями, запчастями и автоуслуги. Предприятие специализируется на покраске кузовов легковых автомобилей и гарантийном, постгарантийном ремонте и обслуживании автомобилей.

     Для комплексной оценки эффективности  хозяйственной деятельности предприятия  целесообразно использовать в рамках системы, построенной по схеме: Ресурсы - Затраты - Результаты. Среди показателей  характеризующих ресурсы предприятия  и эффективность их использования, можно выделить: оборачиваемость оборотных средств; производительность труд; издержки обращения; затратоотдача; розничный товарооборот; прибыль; коэффициент устойчивости экономического роста; фондоотдача и др. В качестве обобщающей оценки эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия будут использованы следующие комплексные показатели:

     - показатель эффективности использования  торгового потенциала предприятия, который позволяет оценить эффективность использования экономического потенциала предприятия и сравнить имеющиеся у него ресурсы с основным конечным результатом деятельности – розничным товарооборотом. Чем выше значение этого показателя, тем лучше выполняется предприятием его основная функция - обеспечение потребностей населения в товарах и услугах, тем эффективнее используются ресурсы предприятия.

     - показатель эффективности финансовой  деятельности - с помощью этого показателя можно оценить, при каких ресурсах достигнут основной финансовый результат деятельности предприятия и на сколько эффективно используются ресурсы.

     - показатель эффективности трудовой  деятельности - характеризует прирост производительности труда на 1 руб. увеличения средней заработной платы.

     - интегральный показатель экономической  эффективности хозяйственной деятельности.

     Используя балансовые данные ООО «Кардан» за 2008-2010 гг., можно рассчитать все вышеперечисленные показатели деятельности предприятия. Основные показатели деятельности предприятия за анализируемый период изменились следующим образом (таблица 2). 

     Таблица 2 - Динамика основных показателей деятельности предприятия ООО «Кардан»

Показатели

2008 г. 2009 г. 2010 г. Отклонение, 2010 г к 2008 г
Абсолютное, Относи-тельное
1 Среднегодовая стоимость основных  фондов, тыс. руб. 180,5 447 764,5 584 В 4 раза
2 Среднегодовая стоимость оборотных  средств, тыс. руб. 2614,5 3374 3625,5 1011 139
3 Оборачиваемость оборотных средств 0,93 6,38 3,71 3 В 4 раза
4 Расходы на оплату труда, тыс.  руб. 194820 261394 413940 219120 В 2 раза
5 Среднесписочная численность работников, чел. 49 61 68 19 139
6 Среднегодовая заработная плата,  тыс. руб. 3975,9 4285,2 6087,35 2111 153
7 Производительность труда 49,86 353,07 197,78 148 В 4 раза
8 Издержки обращения, тыс. руб. 1955 18848 10847 8892 В 5 раз
9 Затратоотдача 1,25 1,14 1,24 0 99
10 Фондоотдача 13,53 48,18 17,59 4 130
11 Выручка, тыс. руб. 2443 21537 13449 11006 В 5 раз
12 Валовая прибыль, тыс. руб. 2443 2689 2602 159 107
13 Чистая прибыль, тыс. руб. 488 201 -120 -608 -25
14 Собственный капитал, тыс. руб. 719 580,5 574 -145 80
15 Коэффициент устойчивости экономического  роста 0,68 0,35 -0,21 -1 -31
16 Эффективность торгового потенциала. 0,01 0,08 0,03 0 В 2 раза
17 Эффективность финансовой деятельности 6,73 5,76 5,17 -2 77
18 Эффективность трудовой деятельности 0,01 0,08 0,03 0 В 2 раза
19 Интегральная эффективность хоздеятельности 0,10 0,34 0,18 0 173

Информация о работе Кредиторская, дебиторская задолженность