Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:23, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути кредитует покупателей.
Введение
1 Теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью
1.1 Место и роль дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансов предприятия
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
1.3 Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях рыночных отношений
2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии ООО «Кардан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан»
3 Совершенствование процесса управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Кардан»
Заключение
Список литературы
Управление кредиторской задолженностью подразумевает следующие мероприятия (после анализа состояния кредиторской задолженности):
-
следить за соотношением
-
контролировать состояние
-
поскольку в условиях инфляции
всякая отсрочка платежа
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.
1. Срок предоставления кредита.
Чаще
всего применяются
2. Стандарты кредитоспособности.
Заключая
договор на поставку продукции и
определяя в нем условия
3. Система создания резервов по сомнительным долгам.
При заключении договоров предприятие рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам.
Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.
4. Система сбора платежей.
Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку:
а) процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты,
б)
критериальных значений показателей,
свидетельствующих о
в)
системы наказания
5.
Система предоставляемых
В предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены. В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/k чисто n» (d/k net n), означающая:
а) покупатель получает скидку в размере (1% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);
б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1)-го по n-й день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка термина net - к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком);
в) в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.
Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств.
Финансовый
менеджер может варьировать любым
параметром в схеме, однако наиболее
существенным является величина скидки,
которая устанавливается
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся:
время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность,
- структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации,
- схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств,
- схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов,
- система принятия мер к недобросовестным/ неисполнительным покупателям.
Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота, собственных оборотных средств предприятия. Естественно, что этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, относительная значимость которых тем существеннее, чем выше темп инфляции. Экономический смысл данных потерь достаточно очевиден и выражается в трех аспектах.
Во-первых, чем длительнее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов (равно как и в любой другой актив). Это следствие основного принципа деятельности предприятия: деньги, вложенные в активы, должны давать прибыль, которая, при прочих равных условиях, тем выше, чем выше оборачиваемость.
Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства в известной степени обесцениваются, «облегчаются». Этот аспект особенно актуален для текущего состояния российской экономики с ее стабильно высоким уровнем инфляции.
В-третьих,
дебиторская задолженность
2. Управление дебиторской
и кредиторской задолженностью
на предприятии ООО
«Кардан»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Предприятие «Кардан» было основано в январе 2004 года. Первым направлением работы и развития предприятия была торговля автопокрышками, автодисками, шиномонтаж для легковых автомобилей и мотоциклов. Это направление предприятием развивалось в 2004 и 2008 годах соответственно. С увеличением оборота, а также, в связи с расширением ассортимента в 2008 году, предприятие организует новое направление – розничная торговля автозапчастями, автокосметикой, автохимией и заправка кондиционеров. В 2008 году принимается решение о соединении автосервиса и розничной торговли автомобильными принадлежностями и автозапчастями. В этом же году происходит реорганизация склада автопокрышек, дисков и автозапчастей с учётом ассортимента, необходимого для использования в автосервисе.
В 2009 году, с увеличением оборота и ростом доли обслуживания корпоративных клиентов, автосервис получает еще одну специализацию – это продажа, шиномонтаж и ремонт автопокрышек для грузовых автомобилей. В 2010 году происходит увеличение доли оборота автосервиса и розничной торговли автозапчастями - эти направления на предприятии становятся основными. Планом предприятия на ближайший год, в условиях глобальной рецессии экономики является удержание оборота и конкурентоспособности автосервиса. Основными видами деятельности ООО «Кардан» являются:
- формирование и развитие рынка сбыта автомобилей, кузовов, запасных частей.
- производство, покупка и реализация товаров народного потребления.
-
брокерские и дилерские услуги,
осуществление операций на
- консалтинг, инженеринг, маркетинг, лизинг.
ООО «Кардан» для достижения уставных целей может осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Предметом деятельности исследуемого предприятия являются любые виды деятельности, не противоречащие целям деятельности общества и не запрещенные действующим законодательством РФ, в т.ч. осуществление деятельности: в сфере материального производства и внепроизводственной сфере.
По
объемам продаж продукции и услуг
предприятие ООО «Кардан» считается
средним. Объемы реализуемой продукции
и услуг характеризуются данными, представленными
в таблице 1.
Таблица 1 - Объем реализуемой продукции «Кардан» в 2010 г
|
ООО «Кардан» имеет два профиля деятельности: торговля автомобилями, запчастями и автоуслуги. Предприятие специализируется на покраске кузовов легковых автомобилей и гарантийном, постгарантийном ремонте и обслуживании автомобилей.
Для
комплексной оценки эффективности
хозяйственной деятельности предприятия
целесообразно использовать в рамках
системы, построенной по схеме: Ресурсы
- Затраты - Результаты. Среди показателей
характеризующих ресурсы
-
показатель эффективности
-
показатель эффективности
-
показатель эффективности
-
интегральный показатель
Используя
балансовые данные ООО «Кардан» за
2008-2010 гг., можно рассчитать все вышеперечисленные
показатели деятельности предприятия.
Основные показатели деятельности предприятия
за анализируемый период изменились следующим
образом (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика основных показателей деятельности предприятия ООО «Кардан»
Показатели |
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение, 2010 г к 2008 г | |
Абсолютное, | Относи-тельное | ||||
1
Среднегодовая стоимость |
180,5 | 447 | 764,5 | 584 | В 4 раза |
2
Среднегодовая стоимость |
2614,5 | 3374 | 3625,5 | 1011 | 139 |
3
Оборачиваемость оборотных |
0,93 | 6,38 | 3,71 | 3 | В 4 раза |
4 Расходы на оплату труда, тыс. руб. | 194820 | 261394 | 413940 | 219120 | В 2 раза |
5 Среднесписочная численность работников, чел. | 49 | 61 | 68 | 19 | 139 |
6
Среднегодовая заработная |
3975,9 | 4285,2 | 6087,35 | 2111 | 153 |
7 Производительность труда | 49,86 | 353,07 | 197,78 | 148 | В 4 раза |
8 Издержки обращения, тыс. руб. | 1955 | 18848 | 10847 | 8892 | В 5 раз |
9 Затратоотдача | 1,25 | 1,14 | 1,24 | 0 | 99 |
10 Фондоотдача | 13,53 | 48,18 | 17,59 | 4 | 130 |
11 Выручка, тыс. руб. | 2443 | 21537 | 13449 | 11006 | В 5 раз |
12 Валовая прибыль, тыс. руб. | 2443 | 2689 | 2602 | 159 | 107 |
13 Чистая прибыль, тыс. руб. | 488 | 201 | -120 | -608 | -25 |
14 Собственный капитал, тыс. руб. | 719 | 580,5 | 574 | -145 | 80 |
15
Коэффициент устойчивости |
0,68 | 0,35 | -0,21 | -1 | -31 |
16
Эффективность торгового |
0,01 | 0,08 | 0,03 | 0 | В 2 раза |
17
Эффективность финансовой |
6,73 | 5,76 | 5,17 | -2 | 77 |
18 Эффективность трудовой деятельности | 0,01 | 0,08 | 0,03 | 0 | В 2 раза |
19
Интегральная эффективность |
0,10 | 0,34 | 0,18 | 0 | 173 |