Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….….3
1.Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ……...5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета
1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10
1.3.Значение сбалансированности федерального бюджета…………………..12
2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………..…19
2.1.Социально-экономическое развитие Россйской Федерации ……………19
2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22
2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35
2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41
2.5.Анализ исполнения бюджета Чувашской Республики…………………55
3. Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68
3.1.Основные направления бюджетной политики России…………………68
3.2.Мероприятия по сбалансированности федерального бюджета РФ…….70
Заключение………………………………………………………...…………....79
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом сбалансированность исправл.docx

— 329.92 Кб (Скачать файл)

  В 2013 году Правительство  Российской Федерации должно  принять решения по этим вопросам, внести соответствующие изменения  в Стратегию долгосрочного развития  пенсионной системы Российской  Федерации и начать ее реализацию.

   5. Создание новых  механизмов финансирования развития  инфраструктуры.

   Правительству Российской  Федерации необходимо уже в  текущем году начать размещение  средств Фонда национального  благосостояния и средств пенсионных  накоплений в финансовые инструменты, предназначенные для реализации  самоокупаемых проектов развития  инфраструктуры, обеспечивающих максимальный  мультипликативный эффект экономического  роста при минимальных рисках  для размещаемых государством  средств.

   Речь идет о  финансировании проектов на возвратной  основе. В этом случае нужно  определить долю участия Фонда, которая позволяет разделить  риски реализации проекта с  другими участниками.

 Процедура отбора таких  проектов должна быть прозрачной, а проекты оцениваться по объективным  критериям. Каждый из проектов  должен проходить независимый  технологический аудит и экспертизу  с участием бизнес-сообщества. Следует  сформировать банк инфраструктурных  проектов, финансовая модель которых  всесторонне проработана.

  При этом нужно  максимально задействовать средства  частных инвесторов, использовать  механизмы государственно-частного  партнерства, снять на законодательном  уровне существующие сегодня  для таких проектов ограничения, разработать методику их комплексной  оценки и типовые соглашения, а также обеспечить действенный контроль за целевым использованием средств, в том числе с учетом опыта банковского сопровождения проектов.

    6. Переход к  формированию государственного  задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим  и юридическим лицам на основе  единого перечня таких услуг  и единых нормативов их финансового  обеспечения.

Для повышения доступности и качества оказания государственных услуг необходимо решить три задачи.

 Первая - законодательное  закрепление порядка формирования  единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких  сферах, как образование, здравоохранение, культура, и других. Учредители государственных  и муниципальных учреждений на  основе этих перечней будут  разрабатывать государственные  и муниципальные задания для  подведомственных учреждений

    Вторая - создание  единой методологии расчета нормативных  затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги.

 Третья - включение основных  параметров государственного задания  в состав целевых показателей  выполнения соответствующих государственных  программ.

   Таким образом, будет  создана единая правовая и  методическая база для оказания  государственных (муниципальных) услуг  в увязке с целевыми показателями  развития соответствующих отраслей, для оценки качества и доступности  услуг, предоставляемых населению, оценки эффективности деятельности  организаций, развития конкурентной  среды при размещении государственных  заданий на конкурсной основе, в том числе с привлечением  негосударственных организаций.

 Необходимо снять барьеры  и ограничения, препятствующие доступу  негосударственных организаций  к оказанию государственных (муниципальных) услуг

 Одновременно нужно  расширять практику финансирования  государственных (муниципальных) услуг  путем предоставления потребителям  этих услуг сертификатов, образовательных  кредитов и т.д

   Остается актуальной  задача по оптимизации сети  государственных и муниципальных  учреждений. Необходимо реорганизовать  учреждения, ориентированные на  оказание преимущественно платных  услуг, а также учреждения, деятельность  которых не соответствует полномочиям  органов государственной власти  и органов местного самоуправления. Высвобождаемые при этом средства  должны оставаться в соответствующей  отрасли и направляться на  финансирование государственной  программы развития этой отрасли  и решение ее приоритетных  задач.

  7. Развитие налоговой  системы и повышение ее конкурентоспособности

    Следует обеспечить  стабильность налоговой системы. Дальнейшие изменения возможны  только в крайнем случае в  связи с требованиями современной  экономики, новыми приоритетами  экономической политики государства, в том числе в связи с  необходимостью стимулирования  развития новых производств, инвестиционной  деятельности и повышения качества  налогового администрирования.

   Необходимы дальнейшее  упрощение налогового учета и  его сближение с бухгалтерским  учетом, повышение качества налогового  администрирования, реализация мер  по противодействию уклонению  от налогообложения, в том числе  с использованием офшорных юрисдикций, а также завершение работы  по внесению изменений в законодательство  Российской Федерации в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки  на собственников престижного, дорогого  имущества.

  8. Межбюджетные отношения.

   Очередной финансовый  год станет важным этапом формирования  и исполнения бюджетов субъектов  Российской Федерации.

   В условиях, когда  на регионы возлагается значительная  ответственность за реализацию  мер социального характера, предусмотренных  указами Президента Российской  Федерации от 7 мая 2012 г., должны быть  исключены риски несбалансированности  бюджетов субъектов Российской  Федерации в результате изменений  в разграничении полномочий органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

   Расходы субъектов  Российской Федерации должны  быть в максимальной степени  обеспечены собственными доходными  источниками. При этом все принимаемые  решения должны быть просчитаны  и финансово обеспечены. Оказание  дополнительной финансовой помощи  субъектам Российской Федерации  должно сочетаться с развитием  их экономики за счет собственных  средств.

    Необходим более  тщательный, постоянный мониторинг  финансового положения субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, изменений основных  параметров их бюджетов, структуры  расходов, государственного и муниципального  долга. Также субъектам Российской  Федерации крайне важна методическая  помощь, в том числе в части, касающейся реализации отраслевой  политики и управления региональными  финансами.

    9. Повышение прозрачности  бюджетов и бюджетного процесса.

  В этих целях необходимо  продолжить формирование интегрированной  информационной системы "Электронный  бюджет", в том числе ввести  в эксплуатацию единый портал  бюджетной системы, на котором  будет размещаться систематизированная  актуальная информация о формировании  и исполнении всех бюджетов - от  федерального до поселенческих, а также начать внедрение международных  стандартов финансовой отчетности  общественного сектора.

    С 2013 года на  всех уровнях управления следует  регулярно публиковать (размещать  в сети Интернет) брошюру "Бюджет  для граждан". Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.

   Публикуемая в  открытых источниках информация  позволит гражданам составить  представление о направлениях  расходования бюджетных средств  и сделать выводы об эффективности  расходов и целевом использовании  средств

  Для выявления дополнительных  резервов повышения эффективности  федерального бюджета предлагаю  провести экспертное обсуждение  его проекта.

 Основным инструментом  достижения целей государственной  политики должны стать государственные  программы, требования к которым  будут вытекать из документов  стратегического планирования, а  механизмы и объемы их финансового  обеспечения устанавливаться в  долгосрочной бюджетной стратегии, трехлетних бюджетах и Программе  повышения эффективности управления  общественными (государственными и  муниципальными) финансами на период  до 2018 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет - это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.

Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Главные функции Федерального бюджета - перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными.

 Активная роль государства  в общественном воспроизводстве  и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности  обусловливает многообразие бюджетных  расходов федерального бюджета, однако при этом они служат  единой цели -обеспечению финансовыми  ресурсами федеральных потребностей.

 Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные  финансовые категории, является  ведущим звеном финансовой системы  любого государства и играет  как важную экономическую, так  и политическую роль в любом  современном обществе. На основании  проделанной работы можно сделать  следующие выводы.

Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы РФ, наряду с обеспечением государства денежными ресурсами, необходимыми ему для осуществления своих функций, оказывает влияние на формирование децентрализованных фондов денежных средств - финансовых ресурсов организаций и домашних хозяйств, а значит, и на социально-экономическое развитие страны в целом

Федеральный бюджет на 2012-2013 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2011 год составил 10,9 трлн. рублей, на 2012 и 2013 год в сумме 11,7 и 12,8 трлн. рублей. Расходы федерального бюджета на 2011 год составили в размере 9 трлн. руб., прогнозируются на 2010 год 10,3 трлн. руб., а в 2011 году 11,3 трлн. руб.

 

 

Список  использованной  литературы

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Комментарии к изменениям, принятым в 2010-2012 гг. − Новосибирск: Норматика: Сиб. унив. изд-во, 2012. − 224 с.

    1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 133-ФЗ)
    2. Программа развития отраслей «Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг». // [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://government.consultant.ru/.
    3. Программа развития регионов «Юг России», "Социально-экономическое развитие РТ». // [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://government.consultant.ru/.
    4. Закон  Чувашской  Республики о  республиканском бюджете ЧР на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 гг. "// [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://government.consultant.ru/.
    5. Программа повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 г. "// [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://government.consultant.ru/.
    6. Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"// [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://government.consultant.ru/.
    7. Комплексная Программа социально-экономического развития города Чебоксары на 2012 – 2014 годы "// [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://government.consultant.ru/.
    8. Указ Президента Чувашской Республики от 29 апреля 2010 года № 57 « Основнные  направления  бюджетной политики и стратегические приоритеты  на 2011–2013 гг».
    9. Афанасьев,  М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник для вузов / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов, авт. предисл. А.Л. Кудрин, ред. М.П. Афанасьев. - М.: ЮРАЙТ, 2010. - 777 с.
    10. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 336 с.
    11. Барулин,  С.В. Финансы : учебник / С.В. Барулин . - М. : КноРус , 2010. - 640 с.
    12. Борисов,  Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е.Ф. Борисов . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Проспект , 2009. - 535 с.
    13. Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьева. − М.: Издательство Юрайт, 2009. − 777 с. − (Университеты России).

Информация о работе Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ