Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа
Описание работы
Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………….….3 1.Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ……...5 1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета 1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10 1.3.Значение сбалансированности федерального бюджета…………………..12 2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………..…19 2.1.Социально-экономическое развитие Россйской Федерации ……………19 2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22 2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35 2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41 2.5.Анализ исполнения бюджета Чувашской Республики…………………55 3. Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68 3.1.Основные направления бюджетной политики России…………………68 3.2.Мероприятия по сбалансированности федерального бюджета РФ…….70 Заключение………………………………………………………...…………....79 Список использованной литературы
- повышение эффективности
деятельности органов исполнительной
власти Чувашской Республики
и органов местного самоуправления
по обеспечению потребностей
населения Чувашской Республики
в государственных и муниципальных
услугах, обеспечению их доступности
и повышению качества.
Расходы бюджета
на очередной финансовый год
и плановый период рассчитаны
исходя из вышеуказанных объемов
собственных доходов, межбюджетных
трансфертов и источников финансирования
дефицита республиканского бюджета
Чувашской Республики.
Бюджетным посланием Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации
от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в
2011–2013 годах» предусмотрена задача последовательного
снижения бюджетного дефицита.
Планирование бюджетных ассигнований
осуществлялось в соответствии со статьей
174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации
в порядке и в соответствии с методикой,
устанавливаемой соответствующим финансовым
органом.
Во исполнение этого Минфином
Чувашии разработаны и утверждены Порядок
планирования бюджетных ассигнований
республиканского бюджета Чувашской Республики
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013
годов и методические рекомендации по
учету отраслевых (ведомственных) особенностей
планирования бюджетных ассигнований
на указанный период
Таким
образом, проектировки бюджетных ассигнований
республиканского бюджета Чувашской Республики
на 2011–2013 годы основаны на основных направлениях
бюджетной политики и стратегических
приоритетах на 2011–2013 годы, определенных
Указом Президента Чувашской Республики
от 29 апреля 2010 года № 57.
3. Направления
совершенствования и разработки сбалансированности
федерального бюджета РФ
3.1.Основные направления
бюджетной политики России
В основу бюджетной политики на 2013 год
и на плановый период 2014 и 2015 годов положены
стратегические цели развития страны,
сформулированные в указах Президента
РФ от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, а также
основные положения Бюджетного послания
Президента РФ о бюджетной политике в
2013 - 2015 годах.
Основными
целями бюджетной политики на 2013 год и
среднесрочную перспективу являются:
- укрепление макроэкономической
стабильности и обеспечение бюджетной
устойчивости;
- разработка долгосрочной бюджетной
стратегии на период до 2030 года;
- определение параметров развития
пенсионной системы;
- обеспечение условий для формирования
и исполнения федерального закона о федеральном
бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;
- создание условий для оказания
качественных государственных услуг;
- разработка и реализация нового
этапа развития межбюджетных отношений;
- совершенствование системы
управления государственными активами
и обязательствами Российской Федерации;
- обеспечение прозрачности
и открытости бюджетного процесса.
Основные социальные
приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015
годах:
- безусловное исполнение
законодательно установленных обязательств
по выплате социальных пособий
и компенсаций в сфере социальной
защиты населения (с учетом изменений
законодательства РФ, направленных
на повышение адресности предоставления
социальной помощи, применение принципа
оценки нуждаемости при установлении
мер социальной поддержки);
- обеспечение сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда РФ
и дальнейшего развития пенсионной
системы;
- обеспечение обязательств
в сфере образования, здравоохранения,
культуры с учетом определения
объема гарантированных государственных
(муниципальных) услуг в данных
сферах и формирования единых
нормативных затрат на их оказание,
а также вступления в силу
положений Федерального закона "Об
обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации";
- обеспечение реализации
первоочередных задач социальной
сферы, поставленных в указах
Президента РФ "О мероприятиях
по реализации государственной
социальной политики", "О мерах
по реализации государственной
политики в области образования
и науки", "О совершенствовании
государственной политики в сфере
здравоохранения", "О мерах
по реализации демографической
политики".
Объем бюджетных
ассигнований федерального бюджета на
реализацию расходных обязательств в
сфере социальной политики составит в
2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей
в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
Дефицит федерального бюджета в 2012 году
ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей).
В 2013 - 2015 годах дефицит федерального бюджета
проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд.
рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей)
в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015
году. При относительно небольшом дефиците
федерального бюджета объем ненефтегазового
дефицита сохранится на достаточно высоком
уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП,
в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о
сохранении зависимости российской экономики
от цен на энергоресурсы на мировом рынке.
Основными
источниками финансирования дефицита
федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут
выступать государственные заимствования
и поступления от приватизации федеральной
собственности.
На 2013 - 2015 годы государственные
заимствования запланированы в объеме,
превышающем дефицит федерального бюджета.
Это позволит воздержаться от траты Резервного
фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых
доходов.
3.2.Мероприятия
по сбалансированности федерального
бюджета РФ
В новых макроэкономических
реалиях при формировании проектов бюджетов
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016
годов для достижения среднесрочных целей
бюджетной политики особое внимание следует
уделить решению следующих основных задач.
1. Обеспечение
долгосрочной сбалансированности
и устойчивости бюджетной системы
как базового принципа ответственной
бюджетной политики при безусловном
исполнении всех обязательств
государства и выполнении задач,
поставленных в указах Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012
г.
Проект федерального
бюджета на 2014 год и на плановый
период 2015 и 2016 годов будет формироваться
в условиях сокращения ранее
прогнозируемых доходов. В связи
с этим необходимо разработать
алгоритмы использования различных
источников финансирования в
случае непрогнозируемого увеличения
бюджетного дефицита
Стратегия должна
содержать четкие ориентиры по
ресурсному обеспечению государственных
программ и оценку рисков бюджетной
разбалансированности в различных
прогнозных сценариях, а также
рекомендуемый алгоритм действий
при их реализации.
В дальнейшем
необходимо внести соответствующие
поправки в законодательство, а
Правительству Российской Федерации
- установить на постоянной основе
порядок разработки долгосрочного
прогноза социально-экономического
развития и долгосрочной бюджетной
стратегии.
2. Оптимизация структуры
расходов федерального бюджета.
Исчерпание возможностей
для наращивания общего объема
расходов федерального бюджета
требует выявления резервов и
перераспределения в пользу приоритетных
направлений и проектов, прежде
всего обеспечивающих решение
поставленных в указах Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012
г. задач и создающих условия
для экономического роста
Основными резервами
в настоящее время являются
обеспечение долгосрочной
сбалансированности пенсионной
системы с поэтапным сокращением
дотаций Пенсионному фонду Российской
Федерации из федерального бюджета
при условии последовательного
повышения уровня жизни пенсионеров;
активное использование
механизмов частно-государственного
партнерства, позволяющих привлечь
инвестиции и услуги частных
компаний для решения государственных
задач, а также вложение средств
Фонда национального благосостояния
и пенсионных накоплений в
инвестиционные проекты, прежде
всего инфраструктурные, на возвратной
основе;
с учетом готовности
предприятий оборонного комплекса
к выполнению государственных
контрактов возможное продление
сроков реализации отдельных
направлений Государственной программы
вооружения на 2011 - 2020 годы;
повышение адресности
социальной поддержки граждан; для
достижения максимального социального
эффекта оказание такой поддержки
из бюджетов всех уровней должно
основываться на критерии нуждаемости
граждан;
проведение структурных
реформ в социальной сфере;
повышение эффективности
бюджетных расходов в целом, в
том числе за счет оптимизации
государственных закупок, бюджетной
сети и численности государственных
служащих.
При этом темпы
наращивания расходов по приоритетным
направлениям должны быть увязаны со структурными
изменениями в соответствующих сферах,
зафиксированными в планах таких преобразований.
3. Развитие программно-целевых
методов управления.
Государственные программы
Российской Федерации должны
стать ключевым механизмом, с
помощью которого увязываются
стратегическое и бюджетное планирование.
Проект федерального
бюджета на 2014 год и на плановый
период 2015 и 2016 годов, бюджеты некоторых
субъектов Российской Федерации
будут сформированы в структуре
государственных программ. В то
же время конечная эффективность
"программных" бюджетов зависит
от качества государственных
программ, механизмов контроля за
их реализацией.
Часть государственных
программ нуждаются в доработке.
Прежде всего необходимо обеспечить
взаимосвязь поставленных целей
и бюджетных ограничений, их увязку
с основными параметрами оказания
государственных услуг, использование
всего арсенала регулятивных
инструментов, проработку планов
структурных реформ
Этим же принципам
должны соответствовать и другие
программно-целевые инструменты, в
частности "дорожные карты" изменений
в социальной сфере, которые должны
быть скоординированы по срокам
реализации модернизационных мер,
объемам финансирования и темпам
достижения целевых показателей
по оплате труда
Государственные
программы должны устанавливать
общие требования к политике
субъектов Российской Федерации
в соответствующих сферах, к определению
механизмов взаимодействия федеральных
органов государственной власти
и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Различные варианты
достижения целей могут и должны
рассматриваться на этапе подготовки
государственных программ, но при
утверждении программ должен
быть выбран только один вариант
- тот, который Правительство Российской
Федерации считает обоснованным с точки
зрения достижения поставленных целей
и для реализации которого имеются необходимые
ресурсы
В рамках подготовки
и рассмотрения проекта федерального
бюджета на 2014 год и на плановый
период 2015 и 2016 годов необходимо
четко определить приоритеты, еще
раз оценить содержание государственных
программ, доработать при необходимости,
предусмотреть объемы их финансирования
в соответствии с реальными
возможностями федерального бюджета
и только после этого утвердить.
4. Принятие решений,
обеспечивающих долгосрочную сбалансированность
и прозрачность пенсионной системы.
Первоочередной задачей
является принятие новой пенсионной
формулы, которая должна обеспечивать
не только поддержание покупательной
способности пенсий, их дифференциацию
в зависимости от стажа и
заработка граждан, стимулирование
граждан к более позднему выходу
на пенсию, но и устойчивую
тенденцию к уменьшению зависимости
пенсионной системы от трансфертов
федерального бюджета при сохранении
приемлемой для бизнеса страховой
нагрузки. При этом необходимо
оставить базовый тариф страховых
взносов в государственные внебюджетные
фонды на сегодняшнем уровне
Учитывая общественную
значимость новой пенсионной
формулы, ее обсуждение необходимо
провести с максимально широким
привлечением профессиональных
союзов, работодателей, общественных
организаций и экспертного сообщества.
Пенсионная формула должна быть
стабильной, понятной как работодателям,
так и гражданам
Создавая Фонд
национального благосостояния, мы
продекларировали, что он предназначен,
в том числе для поддержания устойчивости
пенсионной системы. Пришло время определить
четкие параметры использования средств
Фонда на эти цели: в каких случаях эти
средства будут использованы и механизмы
их использования.
Необходимо повысить уровень
прозрачности пенсионной системы. С 2014
года кассовое обслуживание исполнения
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации, как и бюджетов других государственных
внебюджетных фондов, должно осуществляться
органами Федерального казначейства.
Дальнейший перенос сроков недопустим