Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….….3
1.Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ……...5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета
1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10
1.3.Значение сбалансированности федерального бюджета…………………..12
2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………..…19
2.1.Социально-экономическое развитие Россйской Федерации ……………19
2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22
2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35
2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41
2.5.Анализ исполнения бюджета Чувашской Республики…………………55
3. Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68
3.1.Основные направления бюджетной политики России…………………68
3.2.Мероприятия по сбалансированности федерального бюджета РФ…….70
Заключение………………………………………………………...…………....79
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом сбалансированность исправл.docx

— 329.92 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов[11, с.54].

 

2.Анализ сбалансированности  федерального бюджета Российской  Федерации

2.1.Социально-экономическое  развитие Россйской  Федерации 

 

Прирост ВВП в 2013 годапо оценке Минэкономразвития России составил 1,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (рисунок 1) против 4,5% прироста в 2012 года.

На замедление темпа роста экономики повлияло снижение инвестиционного спроса, связанное со снижением в строительной отрасли. Положительно на экономический рост воздействовали потребительский спрос, а также вышедшее в последние месяцы в зону роста промышленное производство.

Рисунок 1. Валовый  внутренний продукт РФ за 2012-2013 гг.

 

Прирост объема промышленного производства в 2013 года по отношению к 2012 годасоставил 0,1 процента. При этом прирост по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» составил 1% (в январе- июне 2012 года – 3,1%), по виду деятельности «Обрабатывающие производства»измененийне было, по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»объем сократился на 0,7 процента.

Инвестиции в основной капитал в 2013 года показали отрицательный прирост в 1,4% (12,8% прироста в 2012 года).

Оборот розничной торговли в 2013 года увеличился на 3,7% (7,7% в 2012 года), платные услуги населению – на 2% (4,2 процента). Потребительский спрос обеспечен положительной динамикой доходов населения.

Так, в 2013 г.реальные располагаемые денежные доходы, по предварительным данным, выросли на 4,4% (3,1% в январе- июне прошлого года), реальная заработная плата, по оценке, – на 5,5% (10,7 процента).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2013 году составила, по оценке, 28 828 рублей, что на 13,2% выше значения 2012 года.

Уровень потребительской инфляции (рисунок 2) в 2013 года вырос относительно 2012 года на 3,5% (3,2% в прошлого года). При этом, прирост цен на продовольственные товары составил 5,2% (4,7%), на непродовольственные товары – 2,1% (2,3%), на услуги – 3,1% (2,3 процента).

Рисунок 2.Уровень инфляции  в РФ за 2012-2013гг.

 

Средняя цена нефти марки «Юралс» в 2013 г. составила 106,5 долларов США за баррель, что на 4,7% меньше данного показателя по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Среднемесячные цены на нефть марки «Юралс»

 

В течение 2013 года российский рубль находился в пределах коридора 29,9-32,9 по отношению к доллару США, 39,6-43,4 – к евро и 34,5-37,5 – к бивалютной корзине. Прирост индекса реального эффективного курса рубля к иностранным валютам в 2013 года составил 3,1% (к соответствующему периоду прошлого года), индекса реального курса рубля к доллару США – (+) 4,2%, индекса реального курса рубля к евро – (+) 2,5 процента.

Экспорт товаров в 2013 года, по оценке, составил 256,1 млрд. долл. США, сократившись по отношению к соответствующему периоду 2012 года на 2,4% (в 2012 года  – (+) 7,0 процентов). Сокращение экспорта товаров объясняется сокращением темпов роста основных товарных групп экспорта (топливно-энергетических товаров, металлов и изделий из них, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья). Снижение мирового спроса на товары российского экспорта привело к сокращению его стоимостных объемов.

Импорт товаров в 2013 года, по оценке, составил 162,3 млрд. долл. США. Прирост к уровню января-июня 2012 года составил 5,3% (в 2012 года – (+) 4,8%). Прирост в основном связан с удорожанием ввозимой продукции.

В таблице 1 представлены макроэкономические показатели, оказывающие влияние на исполнение бюджетов бюджетной системы.

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели Российской  Федерации  [2]

Показатель

2012 г.

2013 г.

1

2

3

Валовой внутренний продукт, млрд. рублей

28 815,2

31 360,6

Валовой внутренний продукт (прирост, в % к соответствующему периоду предыдущего года)

4,5

1,7

Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года)

3,2

3,5

Экспорт товаров, млрд. долл. США

262,4

256,1

Импорт товаров,  млрд. долл. США

154,1

162,3

Курс доллара США (среднегодовой), руб.

30,61

31,00

Средняя цена на нефть марки «Юралс», долл. / барр.

111,8

106,5

Экспорт сырой нефти, млрд. долл. США

118,7

116,3

Экспорт нефтепродуктов, млрд. долл. США

67,0

66,2

Экспорт газа природного, млрд. долл. США

92,1

92,3


 

 

2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета

 

         Согласно Бюджетному посланию Президента РФ приоритетным направлением бюджетной политики на 2011-2013 г. г. должно быть "проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов".

        Доходы Федерального бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

         В целом макроэкономические показатели, на основе которых формируется федеральный бюджет на 2011-2013 г. г., обладают незначительно, но положительной динамикой.

 

 

Рисунок 4. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП[2]

 

        Частично на снижение дефицита повлияет прекращение действия антикризисных мер поддержки экономики, на которые за все три этапа антикризисной программы было выделено около 9 трлн. руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование. Но все же часть уже начатых мер будет продолжать свое существование, например, поддержка рынка труда, автомобильной промышленности, самолетостроения и другие.

        Еще один источник покрытия дефицита - это государственные заимствования, если в 2010 году таковым источников являлся Резервный Фонд, то, начиная с 2011 года, было принято решение о постепенном прекращение использования его как основного источника.

           Однако увеличение государственных займов влечет за собой и рост расходов бюджета за счет обслуживания этого долга, что при уменьшении дефицита бюджета, будет несколько его увеличивать обратно. Следовательно, необходимо сокращать расходы федерального бюджета РФ, что и видно из диаграммы. При этом будут урезаны некоторые статьи расходов. Но учитывая основные цели, отраженные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ, будут оставлены без изменения или увеличены статьи расходов по следующим направлениям:

  • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций (одним из основных проектов являет построение НТК в Сколково);

  • обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

  • повышение качества человеческого капитала (расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование);

  • повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг.

      Основные характеристики и структура федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 г. г., соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 г. г. и не противоречат Бюджетному Кодексу РФ.

          В 2011-2013 г. г. продолжается тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась и ранее (с 17,4% в 2010 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция вызвана снижением прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году.

           Несмотря на рост доходных поступлений, в том числе, благодаря предпринимаемым мерам Правительства РФ, лишь в 2012 году номинальный объем доходов сможет незначительно превысить уровень 2008 года на 2,5%.

         Для достижения поставленной задачи в Бюджетном послание Президента РФ касательно увеличения доли ненефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета, Правительство РФ вносит изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также в таможенную политику, что отражается на неравномерном росте ненефтегазовых поступлений. Так в среднем за год они растут на 11,5%, при этом в 2011 году они выросли на 15,3%, а в 2013 году на 7,6%.

          При этом прогнозируется и независимое снижение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП. Наиболее значительными причинами этому будут более низкий темп роста цены на нефть "Urals" и снижение курса доллара США по отношению к рублю.

            Деление поступлений в доходы федерального бюджета могут быть не только на основе нефтегазовых поступлений, но и на основе налоговых и соответственно неналоговых поступлений.

        Неналоговые доходы в 2011-2013 г. г. останутся примерно в тех же пределах, а основным видом налоговых доходов так и продолжат оставаться налог на добавленную стоимость (32-33%) и таможенные пошлины (37-38%).

          Для мобилизации налоговых доходов в федеральный бюджет Правительство РФ вносит изменения в налоговую политику, связанные с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики, отменой неэффективных налоговых льгот. Так, после кризиса, планировалось снижение налога на прибыль на 4% и трехкратное сокращение налога на малый бизнес.

 

 

Таблица 2

Динамика поступлений доходов в Федеральный бюджет РФ[2]

 

2010

2011

2012

Доходы

7210,717

6 146,277

4 896,534

Налоги на прибыль, доходы

635,607

485,681

328,746

Налоги и взносы на социальные нужды

389,087

310,412

266,159

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ

1 489,323

1 049,017

1 162,553

Налоги на товары, ввозимые на территории РФ

874.330

593,028

445,342

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 114,683

1 104,226

830,175

Государственная пошлина, сборы

26, 660

25,002

22,517

Задолженность и перерасчеты, отмененным долгам, сборам и иным обязательным платежам

2,291

4,674

 

Доходы от внешнеэкономической деятельности

2 364,266

2 301,236

1 644,570

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

88,220

113,338

81,555

Платежи за пользование природными ресурсами

46,551

53,501

36,274

Доходы от оказания платных услуг, компенсации затрат государства

125,407

95,869

64,164

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

6,976

1,512

1,045

Административные платежи и сборы

41,226

3,252

8,379

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3.896

2,735

1,762

Прочие неналоговые доходы

2,187

2,787

3,293

Всего доходов

443,923

76 170,484

4 979,756


 

 

          Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в первом полугодии 2010 года была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС - 48,7% от общего объема налоговых доходов). Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами обеспечили 25,1% общих налоговых доходов, налог на прибыль организаций - 13,1%.

Неналоговые доходы федерального бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в первом полугодии составили 1,184 триллиона рублей (8,5% к ВВП), что на 200,193 миллиарда рублей (или на 14,5%) меньше плановых показателей. При этом более 84% неналоговых доходов было обеспечено поступлениями доходов от уплаты таможенных пошлин.

Так, поступления от взимания вывозных таможенных пошлин в первом полугодии составили 791,176 миллиарда рублей, что на 24,5% меньше, чем предусмотрено плановыми показателями. Что же касается прочих неналоговых доходов, то они в расчетах планировались в сумме 157,598 миллиарда рублей. Однако фактическое поступление указанных доходов составило 180,072 миллиарда рублей, что на 22,474 миллиарда рублей (или на 14,3%) больше, чем предусмотрено плановыми показателями.

Поступление дохода, соответственно, в размере 33,923 968 млрд. рублей, 22,064 млрд. рублей, 33,927 млрд. рублей обеспечивала Федеральная налоговая служба, в размере 814,917 млрд. рублей, 554, 326 млрд.рублей, 393,847,млрд. рублей обеспечивает Федеральная таможенная служба.

Поступление налога в федеральный бюджет за вычетом отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 320,594 млрд. рублей, 318,827 млрд. рублей, 314, 032 млрд. рублей, соответственно. Поступление пошлины в федеральный бюджет за вычетом отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 255,193 млрд. рублей, 188,056 млрд. рублей, 581,943 млрд. рублей, соответственно.

На фо‬рмиро‬вание до‬хо‬дно‬й части федерально‬го‬ бюджета в 2012 го‬ду по‬влияли следующие изменения нало‬го‬во‬го‬, тамо‬женно‬го‬ и бюджетно‬го‬ зако‬но‬дательства Ро‬ссийско‬й Федерации: индексация специфических ставо‬к акцизо‬в по‬ по‬дакцизным то‬варам (на спирт этило‬вый из всех видо‬в сырья, табачную про‬дукцию, авто‬мо‬били легко‬вые и мо‬то‬циклы, нефтепро‬дукты); индексация ставки НДПИ на газ го‬рючий приро‬дный для нало‬го‬плательщико‬в, являющихся со‬бственниками о‬бъекто‬в Едино‬й системы газо‬снабжения (с 1 января 2012 го‬да увеличение по‬ сравнению с 2011 го‬до‬м на 272 рубля, или на 14,8%); устано‬вление но‬рматива зачисления в до‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета по‬ступлений акцизо‬в на алко‬го‬льную про‬дукцию с о‬бъемно‬й до‬лей этило‬во‬го‬ спирта свыше 9 % в размере 60% (в 2011 го‬ду 100 % зачисляло‬сь в до‬хо‬ды бюджето‬в Ро‬ссийско‬й Федерации); зачисление в до‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета го‬сударственно‬й по‬шлины за го‬сударственную регистрацию транспо‬ртных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей до‬кументо‬в на транспо‬ртные средства, выдачей регистрацио‬нных знако‬в (в 2011 го‬ду 100% зачисляло‬сь в местные бюджеты); снижение предельно‬го‬ коэффициента при расчете ставок выво‬зных тамо‬женных по‬шлин на нефть с 65% до‬ 60%; установление ставо‬к выво‬зных тамо‬женных по‬шлин на то‬вары, вырабо‬танные из нефти, в размере 66% ставо‬к по‬шлин на нефть (по‬стано‬вление Правительства Ро‬ссийско‬й Федерации о‬т 26 августа 2011 г. № 716 «О внесении изменений в по‬стано‬вление Правительства Ро‬ссийско‬й Федерации о‬т 27 декабря 2010 г. № 1155); о‬тмена льго‬т по‬ выво‬зно‬й тамо‬женно‬й по‬шлине для Талаканско‬го‬ нефтегазо‬ко‬нденсатно‬го‬ место‬ро‬ждения Во‬сто‬чно‬й Сибири; введение но‬во‬го‬ по‬рядка по‬лучения до‬хо‬до‬в о‬т реализации со‬глашения о‬ разделе про‬дукции по‬ про‬екту «Сахалин-2», причитающихся Ро‬ссийско‬й Федерации в счет регулярных платежей за до‬бычу по‬лезных иско‬паемых (ро‬ялти) (распо‬ряжение Правительства Ро‬ссийско‬й Федерации о‬т 6 сентября 2011 го‬да № 1539-р)

Информация о работе Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ