Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа
Описание работы
Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………….….3 1.Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ……...5 1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета 1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10 1.3.Значение сбалансированности федерального бюджета…………………..12 2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………..…19 2.1.Социально-экономическое развитие Россйской Федерации ……………19 2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22 2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35 2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41 2.5.Анализ исполнения бюджета Чувашской Республики…………………55 3. Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68 3.1.Основные направления бюджетной политики России…………………68 3.2.Мероприятия по сбалансированности федерального бюджета РФ…….70 Заключение………………………………………………………...…………....79 Список использованной литературы
2. по функциональному
назначению - на затраты на содержание
аппарата управления, финансирование
народного хозяйства, социально-культурных
мероприятий, обороны страны, правоохранительную
деятельность, фундаментальные исследования
и др.
В составе расходов бюджета
в зависимости от их экономического содержания
выделяют текущие расходы и капитальные
расходы. Капитальные расходы бюджета
- часть расходов бюджета, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную деятельность.
Сюда включаются статьи расходов,
предназначенных для инвестиций на воспроизводство
основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета - часть расходов
бюджета, обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной власти, бюджетных
учреждений, состоящих на бюджетном финансировании
из федерального бюджета, оказание государственной
поддержки другим бюджетам и отдельным
отраслям экономики в форме дотаций, субсидий
и субвенций на текущее финансирование.
Формирование расходов федерального бюджета
осуществляется в соответствии с расходными
обязательствами РФ, обусловленными установленным
законодательством РФ разграничением
полномочий органов государственной власти
За последние несколько лет
федеральный бюджет РФ стремительно вырос,
в основном за счет расходной части.
Также большое внимание уделяется
проблеме эффективности использования
бюджетных средств, в связи с этим, была
принята Программа повышения эффективности
бюджетных расходов до 2012 года, которая
предполагает концентрацию ресурсов на
наиболее значимых направления или государственных
программах, перечень которых определяется
Правительством РФ.
Наиболее быстро растущими
статьями расходов являются национальная
оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная
политика (7%), которая составляет более
25% всех расходов федерального бюджета
РФ, что, несомненно, говорит о соответствии
одной из выбранных целей бюджетной политики
страны.
Также,
согласно второй, не менее важной цели
- модернизации экономики, отдельное внимание
уделено расходам на здравоохранение,
физическую культуру и спорт, а также образование.
Бюджетная политика в сфере образования
направлена на предоставление качественного
высшего и среднего образования, а также
на подготовку квалифицированных рабочих
кадров для инновационной экономики согласно
потребностям рынка труда.
Несмотря
на прогнозируемое сокращение числа школьников
и студентов, расходы на образование не
сокращаются, в номинальном выражение
они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд.
рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя
% ВВП остается прежним и равен 4,4%
Наибольший удельный вес в статье образования
занимают расходы на высшее профессиональное
образование, а именно 85%.
Расходы на национальную оборону являются
единственной статьей расходов, которые
в период 2011-2013 г. значительно увеличили
свою долю в общих расходах федерального
бюджета (с 12,5% до 17,2%).
Это обусловлено тем, что необходимо провести
качественное и комплексное переоснащение
Вооруженных Сил и других войск современными
видами вооружения и военной техники для
достижения запланированного уровня обороноспособности
страны в рамках государственной программы
вооружения на 2011-2020 г. г.
Для этого предполагается увеличение
бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного
комплекса, который является высокотехнологическим,
многопрофильным сектором экономики страны.
Также увеличение бюджетных ассигнований
коснется и "национальной безопасности
и правоохранительной деятельности"
для оснащения "силовых" ведомств
современными образцами вооружения, военной
и специальной техникой, в том числе для
обеспечения правопорядка при проведении
XXII Олимпийских Игр в Сочи.
Проведем сравнительный анализ
расходной части федерального бюджета
на 2011 -2013гг.
Таблица 3
Расходы федерального бюджета
на 2011-2013гг.[2]
Расходы федерального бюджета
2011г.
2012г.
2013г.
Сумма,
млрд.
руб.
Удельный вес, %
Сумма,
млрд.
руб.
Удельны й вес, %
Сумма,
млрд.
руб.
Удельны й вес, %
Общегосударственные вопросы
1 143,28
11,24
1 172.35
9,26
1 135,45
8,21
Национальная оборона
712,57
7,01
734.95
5,81
806,93
5,84
Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность
756,84
7,44
833,60
6,59
888,74
6,43
Национальная экономика
1 063,31
10,46
1 165,78
9,21
1 371,49
9,92
ЖКХ
81,02
0,80
82,25
0,65
79.38
0,57
Охрана окружающей среды
13,80
0.14
14,67
0,12
15,05
0,11
Образование
410,44
4.04
448,50
3,54
465,42
3,37
Культура, кинематография и средства
массовой информации
114,06
1,12
114,13
0,90
114,32
0,83
Здравоохранение и спорт
349,87
3.44
365,85
2,89
367,54
2,66
Социальная политика
310,26
3.05
338,62
2,68
307,88
2,23
Межбюджетные трансферты
2 987,11
29,38
3 617,57
28,58
3 994,42
28,89
Условно утвержденные расходы
0,00
258,00
2,04
565,90
4,09
Секретные статьи
2 225,37
21,89
3 512,17
27,75
3 712,10
26,85
ВСЕГО
9024,665
100,00
10320,31
100,00
11317,68
100,00
Наибольший удельный вес в классификации
расходов занимают межбюджетные трансферты.
В 2011 году доля расходования
этих средств составляет 29,38%.
Если говорить о динамике этого
показателя, то уже в следующем году (2012)
он снижается на 0,8%.
Но в денежном эквиваленте увеличивается
на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе
предусмотрено абсолютное увеличение
межбюджетных трансфертов к 2013 году до
3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1
007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2011
году.
Вторым разделом, доля которого
составляет 11,24% от общей суммы расходов,
являются общегосударственные вопросы.
В динамике мы видим, что этот показатель
в процентном соотношении снижается.
Прогнозируется, что в 2013 году
сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб.,
что уменьшится по отношению к запланированному
в 2011 году на 7,83 млрд. руб.. К основным подразделам
можно отнести бюджетные ассигнования
на судебную систему, обеспечение деятельности
финансовых, налоговых и таможенных органов
и органов надзора, обслуживание государственного
и муниципального долга и другие общегосударственные
вопросы. Непосредственно увеличение
заработной платы госслужащим (депутатам
и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных,
проведение капитального ремонта административных
зданий, обеспечение деятельности Счетной
палаты Российской Федерации.
Основное место в расходах,
в их структуре занимают бюджетные ассигнования
на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой
базы, сельское хозяйство и рыболовство,
связь и информатику, другие вопросы в
области национальной экономики.
На 4 месте в списке расходов
бюджета стоит. Разделы - национальная
безопасность и правоохранительная деятельность,
и национальная оборона наращивают финансирование.
Мы видим, что такой показатель, как национальная
оборона имеет динамику роста, с 2011 года
по 2013 год прогнозируется увеличение в
сумме 94,36 млрд. руб. А прогноз по разделу
национальная безопасность и правоохранительная
деятельность увеличится на 131,19 млрд.
руб. В процентном соотношении данный
показатель падает. Следующим разделом,
удельный вес которого снижается в общем
объеме расходов, является образование,
в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот
показатель падает, к 2013 году он снизится
на 0,67%. В денежном выражении это показатель
увеличивается. Это связано с реализацией
национального проекта «Образование»,
также увеличением заработной платы учителям.
Направляются ассигнования на повышение
квалификации и переподготовку работников
федеральных бюджетных учреждений, реализация
мер социальной защиты для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
обучающихся в этих учреждениях, ассигнования
позволят обеспечить предоставление среднего
профессионального образования студентам,
высшего образования, а именно увеличение
бюджетных мест.
Здравоохранение и спорт - это
один из наиболее важных показателей,
т. к. от финансирования этого раздела
способность населения страны участвовать
во всех сферах производства. Т.е. с помощью
трудовых ресурсов, осуществляются все
поставленные задачи государства, малых
организаций, фабрик, заводов и т.д.
Раздел социальная политика
имеет немаловажное значение, но его финансирование
занимает незначительную долю в общем
объеме расходов федерального бюджета.
Этот показатель сначала увеличивается,
а потом уменьшается. Спрогнозировано,
что в 2012 году поступлений из федерального
бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб.,
к 2013 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд.
руб. Финансирование осуществляются за
счет субвенций Фонда компенсаций. Менее
финансируемые разделы федерального бюджета,
удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем
объеме расходов занимают: культура, кинематография
и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство;
охрана окружающей среды.
Согласно изменениям в бюджетном
законодательстве в структуре расходов
в 2012 и 2013 году появится новая статья условно
утвержденные расходы. То есть некий объем
средств, который не распределен по разделам
и статьям, что даст возможность планировать
новые возникающие обязательства.
2.4. Анализ исполнения и сбалансированности
бюджета
Федеральный бюджет 2011-2013 г. сформирован
с дефицитом, тому есть множество причин,
основными из которых являются снижение
налоговой нагрузки с реального сектора
экономики, как одна из антикризисных
мер, а также увеличение расходных обязательств
по целевым статьям.
Относительно тенденции развития дефицита
федерального бюджета наблюдается постепенное
его снижение: с 5,3% ВВП в 2010 до 2,9% ВВП запланированных
к 2013 году, при этом значительное изменение
номинального показателя происходит только
в 2010-2011 г. г., когда дефицит снижается на
557,9 млрд. рублей, а на протяжении трех
лет 2011-2013 г. г. дефицит будет примерно
на одном уровне
Таблица 4
Источники покрытия дефицита
федерального бюджета[2]
Показатель
2011 год
2012 год
2013 год
% к ВВП
% к ВВП
% к ВВП
Источники покрытия дефицита федерального
бюджета, всего
1814
3,60
1734,4
3,10
1795,7
2,90
За счет средств Резервного фонда
284,4
0,56
0
0,00
0
0,00
За счет средств Фонда национального
благосостояния
5
0,01
7,5
0,01
10
0,02
Иные источники
1524,6
3,03
1726,9
3,09
1785,7
2,88
Государственные ценные бумаги в валюте
РФ
1340,8
1504,4
1485,3
2,40
Государственные ценные бумаги в иностранной
валюте
137,5
174,4
176,1
0,28
Кредиты в иностранной валюте
-45,4
-27
-24,6
-0,04
Приватизация
298
276,1
309,4
0,50
Исполнение государственных гарантий
РФ
-65
-137,8
-117
-0, 19
Прочие источники
-141,3
-63,2
-43,4
-0,07
Значительные
изменения происходят в структуре покрытия
дефицита федерального бюджета РФ.
До конца 2011 года средства Резервного
Фонда, который наряду с Фондом национального
благосостояния являлся источником финансирования,
будут исчерпаны, в связи с этим было принято
решение о переходе на финансирование
дефицита за счет государственных заимствований,
без последующего обращения к Фонду национального
благосостояния (оставшаяся часть средств
в 2 603,7 млрд. рублей будет сохранена и неприкосновенна).
Рисунок 5. Соотношение внутреннего
и внешнего государственного долга за
2011-2013 гг.
Федеральным законом
«О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов» утверждены доходы
федерального бюджета на 2013 год в сумме
12 865 925,6 млн. рублей (19,3% к ВВП), в том числе
нефтегазовые доходы в сумме 5 925 497,5 млн.
рублей
(8,9% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме
6 940 428,1 млн. рублей (10,4% к ВВП) (таблица 5).
В соответствии
с абзацем третьим пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации от
10 декабря 2012 г. № 1272 «О мерах по реализации
Федерального закона «О федеральном бюджете
на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015
годов» сформированы прогнозные показатели
доходов федерального бюджета на I полугодие
2013 года (далее - прогноз доходов на I полугодие 2013
года).
Таблица 5
Основные показатели федерального
бюджета по доходам за I полугодие 2013 года [2]
Наименование
Федеральный закон
«О федеральном бюджете
на 2013 год и на плановый период
2014 и 2015 годов»