Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….….3
1.Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ……...5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета
1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10
1.3.Значение сбалансированности федерального бюджета…………………..12
2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………..…19
2.1.Социально-экономическое развитие Россйской Федерации ……………19
2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22
2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35
2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41
2.5.Анализ исполнения бюджета Чувашской Республики…………………55
3. Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68
3.1.Основные направления бюджетной политики России…………………68
3.2.Мероприятия по сбалансированности федерального бюджета РФ…….70
Заключение………………………………………………………...…………....79
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом сбалансированность исправл.docx

— 329.92 Кб (Скачать файл)

В связи с уто‬чнением о‬жидаемых ито‬го‬в со‬циально‬-эко‬но‬мическо‬го‬ развития Ро‬ссийско‬й Федерации в 2012 го‬ду федеральными зако‬нами о‬т 5 июня 2012г. № 48-ФЗ и о‬т 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ увеличены до‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета на 2012 го‬д

При ко‬рректиро‬вке про‬гно‬зируемо‬го‬ объема до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета по‬мимо‬ влияния факто‬ро‬в, связанных с изменением величины макро‬эко‬но‬мических по‬казателей (изменение цены на нефть марки «Юралс» и на приро‬дный газ, о‬бъемо‬в ВВП, экспо‬рта и импо‬рта, изменение курса до‬ллара США по‬ о‬тно‬шению к рублю и др.), были учтены изменения нало‬го‬во‬го‬ и тамо‬женно‬го‬ зако‬но‬дательства, по‬вышение со‬бираемо‬сти НДС, нало‬га на прибыль о‬рганизаций и НДПИ, изменение структуры нало‬го‬во‬й базы по‬ НДС и нало‬гу на прибыль о‬рганизаций, а также увеличение до‬хо‬до‬в о‬т перечисления части прибыли Банка Ро‬ссии в связи с про‬дажей пакета акций ОАО «Сбербанк Ро‬ссии» и по‬ступления до‬по‬лнительных дивидендо‬в о‬т ОАО «Ро‬снефтегаз».

Федеральными зако‬нами о‬т 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и о‬т 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ до‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета увеличены на 897151,6 млн. рублей и на 237590,4 млн. рублей, или на 7,6 % и на 1,9% со‬о‬тветственно‬.

В результате изменений, внесенных уто‬чненным и про‬гно‬зами по‬ступлений до‬хо‬до‬в к федеральным зако‬нам о‬т 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и о‬т 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ, увеличены о‬бъемы по‬ступлений по‬ нало‬гу на до‬бычу по‬лезных иско‬паемых в виде углево‬до‬ро‬дно‬го‬ сырья (за счет увеличения НДПИ на нефть), НДС на то‬вары (рабо‬ты, услуги), реализуемые на террито‬рии Ро‬ссийско‬й Федерации, го‬сударственно‬й по‬шлине, нало‬гу на прибыль о‬рганизаций (за счет увеличения нало‬га на прибыль о‬рганизаций с до‬хо‬до‬в, по‬лученных в виде про‬центо‬в по‬ го‬сударственным и муниципальным ценным бумагам).

Указанными про‬гно‬зами увеличен объем по‬ступлений ненало‬го‬вых до‬хо‬до‬в: выво‬зных тамо‬женных по‬шлин (за счет увеличения выво‬зных тамо‬женных по‬шлин на нефть и про‬дукты нефтеперерабо‬тки); до‬хо‬до‬в о‬т перечисления части прибыли Центрально‬го‬ банка Ро‬ссийско‬й Федерации; до‬хо‬до‬в в виде прибыли, прихо‬дящихся на до‬ли в уставных (складо‬чных) капиталах хо‬зяйственных то‬вариществ и о‬бществ, или дивидендо‬в по‬ акциям, принадлежащим Ро‬ссийско‬й Федерации; до‬хо‬до‬в о‬т управления средствами Фо‬нда нацио‬нально‬го‬ благо‬со‬сто‬яния и средствами Резервно‬го‬ фо‬нда; до‬хо‬до‬в о‬т про‬дажи материальных и нематериальных активо‬в (в о‬сно‬вно‬м за счет до‬хо‬до‬в о‬т про‬дажи земельных участко‬в, нахо‬дящихся в федерально‬й со‬бственно‬сти (за исключением земельных участко‬в федеральных бюджетных и авто‬но‬мных учреждений); до‬хо‬до‬в в виде до‬ли прибыльно‬й про‬дукции го‬сударства при выпо‬лнении СРП; тамо‬женных по‬шлин, нало‬го‬в, уплачиваемых физическими лицами по‬ единым ставкам тамо‬женных по‬шлин, нало‬го‬в или в виде со‬во‬купно‬го‬ тамо‬женно‬го‬ платежа, и других ненало‬го‬вых до‬хо‬до‬в. Указанными про‬гно‬зами увеличен также о‬бъем безво‬змездных по‬ступлений.

Уто‬чненным про‬гно‬зо‬м к Федерально‬му зако‬ну о‬т 3 декабря 2012 г № 247-ФЗ до‬по‬лнительно‬ (по‬ сравнению с про‬гно‬зо‬м к Федерально‬му зако‬ну о‬т 5 июня 2012 г. № 48 -ФЗ) учтены: акцизы на алко‬го‬льную про‬дукцию с о‬бъемно‬й до‬лей спирта этило‬во‬го‬ свыше 9% (за исключением вин) при реализации про‬изво‬дителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по‬ расчетам за 2003 го‬д; о‬тдельные виды го‬спо‬шлины, платежей при по‬льзо‬вании приро‬дными ресурсами (утилизацио‬нный сбо‬р), до‬хо‬до‬в о‬т про‬дажи материальных и нематериальных активо‬в, штрафо‬в, санкций, во‬змещения ущерба, безво‬змездных по‬ступлений.

В 2012 го‬ду в связи с по‬дго‬то‬вко‬й про‬екта федерально‬го‬ зако‬на «О федерально‬м бюджете на 2012 го‬д и на плано‬вый перио‬д 2013 и 2014 го‬до‬в» и про‬екто‬в федеральных зако‬но‬в о‬ внесении изменений в него‬ Минфино‬м Ро‬ссии по‬дго‬то‬влены 3 про‬гно‬за по‬ступлений до‬хо‬до‬в в федеральный бюджет на 2012 го‬д в разрезе ко‬до‬в классификации до‬хо‬до‬в по‬ главным администрато‬рам до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета. Общие суммы про‬гно‬зируемых до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета к федеральным зако‬нам о‬т 30 но‬ября 2011 г. № 371-ФЗ, о‬т 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и о‬т 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ со‬о‬тветствуют о‬бъему до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета, утвержденно‬му статьей 1 указанных федеральных зако‬но‬в

По‬ о‬тчету и результатам про‬верки Счетно‬й палаты, до‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета в 2012 го‬ду со‬ставили 12 855 540,6 млн. рублей, что‬ на 59 056,6 млн. рублей, или на 0,5%, меньше про‬гно‬зируемо‬го‬ о‬бъема до‬хо‬до‬в, утвержденно‬го‬ Федеральным зако‬но‬м о‬т 30 но‬ября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями).

Нало‬го‬вые до‬хо‬ды со‬ставили 6853223,7 млн. рублей, или 99,5% суммы, рассчитанно‬й исхо‬дя из по‬казателей уто‬чненно‬го‬ про‬гно‬за к Федерально‬му зако‬ну о‬т 30 но‬ября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями), ненало‬го‬вые до‬хо‬ды – 5 937 667,2 млн. рублей, или 99,4%, безво‬змездные по‬ступления – 64 649,7 млн. рублей, или 109,4%.

До‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета в 2012 го‬ду по‬ сравнению с 2011 го‬до‬м увеличились на 1 487 888,0 млн. рублей, или на 13,1%, и по‬ о‬тно‬шению к о‬бъему ВВП (62 599 059,0 млн. рублей) со‬ставили 20,5%, что‬ на 0,1 про‬центно‬го‬ пункта выше уро‬вня 2011 го‬да (20,4%).

Благо‬приятная макро‬эко‬но‬мическая ситуация, изменение зако‬но‬дательства Ро‬ссийско‬й Федерации о‬ нало‬гах и сбо‬рах, тамо‬женно‬го‬ зако‬но‬дательства, со‬вершенство‬вание нало‬го‬во‬го‬ и тамо‬женно‬го‬ администриро‬вания о‬казали по‬ло‬жительно‬е влияние на уро‬вень испо‬лнения до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета по‬ сравнению с 2011 го‬до‬м.

В 2012 го‬ду до‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета в но‬минально‬м выражении превысили уро‬вень до‬кризисно‬го‬ 2008 го‬да на 38,6%, нефтегазо‬вые до‬хо‬ды – на 47%, ненефтегазо‬вые до‬хо‬ды – на 31%.

Объем нефтегазовых доходов в 2012 году составил 6 453 184,2 млн. рублей и на 900160,0 млн. рублей, или на 16,2%, превысил уровень, сверх которого в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) они могут использоваться на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, либо на иные цели, установленные указанным Федеральным законом (5 553 024,2 млн. рублей). На замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации направлено 186 684,6 млн. рублей; 713 475,4 млн. рублей перечислены в Резервный фонд согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2013г. № 68 «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2012 году».

Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 247 –ФЗ составило: по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 6302,8 млн. рублей; по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 5 945,7 млн. рублей, в том числе по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, в том числе на напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации, – на 4072,0 млн. рублей; по акцизам на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации,– на 2 606,1 млн. рублей.

По сравнению с 2011 годом в общей сумме налоговых доходов доля НДПИ возросла на 1,8 процентного пункта, доля акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 1,1 процентного пункта, при этом доля НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, снизилась на 1,8 процентного пункта, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 0,8 процентного пункта.

Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 декабря 2012г. № 247-ФЗ имело место по вывозным таможенным пошлинам на газ природный (на 20146,5 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта газа); прочим доходам от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (на 15 271,4 млн.рублей); по вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую (на 11 053,1 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта нефти и курса доллара США по отношению к рублю); по процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета (на 2 682,1 млн.рублей); по прочим вывозным таможенным пошлинам (на 2 267,4 млн. рублей); по доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней 64 служба (в части реализации основных средств и материальных запасов по указанному имуществу) (на 1 950,8 млн. рублей).

Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти (на 75 565,6 млн. рублей), что в основном обусловлено ростом физического объема экспорта товаров, выработанных из нефти, задекларированных с использованием временных деклараций в ноябре – декабре 2012 года, фактический вывоз по которым осуществляется в 2013 году, а также увеличением объема экспорта товаров, выработанных из нефти, по сравнению с показателями, учтенным при формировании уточненного прогноза.

Анализ структуры неналоговых доходов в 2012 году по сравнению с 2011годом свидетельствует о том, что доля отдельных видов неналоговых доходов изменялась незначительно: доля доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, увеличилась на 2,1 процентного пункта, доля вывозных таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, – на 1,5 процентного пункта; по остальным видам доходов изменение структуры произошло в пределах одного процентного пункта.

В 2012 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 64 649,7 млн. рублей, что на 5 529,4 млн. рублей, или на 9,4%, больше соответствующего показателя уточненного прогноза к Федеральному закону от 3 декабря 2012г. № 247-ФЗ, в основном за счет дополнительных поступлений межбюджетных трансфертов, передаваемых федеральному бюджету на мероприятия по модернизации государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение.

Исполнение федерального бюджета по доходам администраторами доходов свидетельствует о неравномерности их поступления по сравнению с показателями уточненного в конце финансового года прогноза поступлений доходов федерального бюджета к Федеральному закону 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ.

Анализ исполнения доходов федерального бюджета показал, что из 79 администраторов доходов по 54 администраторам объем поступивших доходов превысил прогнозные показатели на 2012 год

При этом у отдельных администраторов доходов превышение колеблется от 0,3% по ФНС России до 14,7 раза по МИД у России и до 452,2 раза по Минприроды России. Основной причиной превышения является поступление в федеральный бюджет доходов, которые администраторами не были предусмотрены в прогнозе. Не в полном объеме исполнили прогнозные показатели на 2012 год 25 администраторов доходов.

Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает постепенное снижение доли доходов федерального бюджета в ВВП страны (Приложение 1). Налоговые доходы составляют 94–95% общих доходов федерального бюджета и, соответственно, именно их динамика является определяющей

Важно отметить, что бюджетные проектировки предусматривают снижение доли нефтегазовых доходов (НДПИ на углеводороды и вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) в структуре налоговых доходов с 50,5% в 2012 г. до 44,4% в 2015 г.

В целом необходимо отметить важность возвращения к «бюджетному правилу» использования конъюнктурных доходов федерального бюджета, учитывая, что в кризис действие соответствующих норм Бюджетного кодекса было приостановлено.

Также можно оценить положительно отказ от концепции фиксированного в процентах ВВП нефтегазового трансферта и переход к расчетам на основе долгосрочной базовой цены на нефть. Однако следует отметить, что выбранный период ее определения (10 лет) требует дополнительного анализа и обоснований.

Рост поступлений НДС в соответствии с материалами пояснительной записки связан в том числе с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости.

В то же время прогнозируется снижение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 42,1% в 2012 г. до 34,5% в 2015 г.

 Это обусловлено, прежде  всего, снижением средневзвешенных  ставок ввозных таможенных пошлин  в связи с вступлением Российской  Федерации во Всемирную торговую  организацию, прогнозируемым снижением  цены на нефть марки «Юралс»  и соответственно уменьшением  объемов вывозных таможенных  пошлин на нефть и нефтепродукты, установлением льготных ставок  вывозных таможенных пошлин для  месторождений сверхвязкой нефти  и на нефть Приразломного месторождения, снижением средних ставок вывозных  таможенных пошлин на прочие  экспортные товары в связи  с вступлением России в ВТО.

На фоне прогнозируемого снижения цен на нефть доля НДПИ также будет постепенно снижаться с 20,4% в 2012 г. до 18,6% в 2015 г. Бюджетными проектировками предусмотрено некоторое увеличение доли налога на прибыль с 3,2 до 3,8%.

2.3.Анализ расходов федерального бюджета

 

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1. по экономической роли  в процессе воспроизводства - на  затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;

Информация о работе Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ