Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа
Описание работы
Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………….….3 1.Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ……...5 1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета 1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10 1.3.Значение сбалансированности федерального бюджета…………………..12 2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………..…19 2.1.Социально-экономическое развитие Россйской Федерации ……………19 2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22 2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35 2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41 2.5.Анализ исполнения бюджета Чувашской Республики…………………55 3. Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68 3.1.Основные направления бюджетной политики России…………………68 3.2.Мероприятия по сбалансированности федерального бюджета РФ…….70 Заключение………………………………………………………...…………....79 Список использованной литературы
В связи с уточнением ожидаемых
итогов социально-экономического
развития Российской Федерации в 2012
году федеральными законами от 5 июня
2012г. № 48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ
увеличены доходы федерального
бюджета на 2012 год
При корректировке прогнозируемого
объема доходов федерального
бюджета помимо влияния факторов,
связанных с изменением величины макроэкономических
показателей (изменение цены на нефть
марки «Юралс» и на природный газ, объемов
ВВП, экспорта и импорта, изменение
курса доллара США по отношению
к рублю и др.), были учтены изменения налогового
и таможенного законодательства,
повышение собираемости НДС, налога
на прибыль организаций и НДПИ, изменение
структуры налоговой базы по НДС
и налогу на прибыль организаций, а
также увеличение доходов от перечисления
части прибыли Банка России в связи с
продажей пакета акций ОАО «Сбербанк
России» и поступления дополнительных
дивидендов от ОАО «Роснефтегаз».
Федеральными законами от
5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г.
№ 247-ФЗ доходы федерального бюджета
увеличены на 897151,6 млн. рублей и на 237590,4
млн. рублей, или на 7,6 % и на 1,9% соответственно.
В результате изменений, внесенных
уточненным и прогнозами поступлений
доходов к федеральным законам
от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и от 3 декабря
2012 г. № 247-ФЗ, увеличены объемы поступлений
по налогу на добычу полезных ископаемых
в виде углеводородного сырья
(за счет увеличения НДПИ на нефть), НДС
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации,
государственной пошлине, налогу
на прибыль организаций (за счет увеличения
налога на прибыль организаций с доходов,
полученных в виде процентов по
государственным и муниципальным ценным
бумагам).
Указанными прогнозами увеличен
объем поступлений неналоговых доходов:
вывозных таможенных пошлин (за счет
увеличения вывозных таможенных пошлин
на нефть и продукты нефтепереработки);
доходов от перечисления части
прибыли Центрального банка Российской
Федерации; доходов в виде прибыли,
приходящихся на доли в уставных (складочных)
капиталах хозяйственных товариществ
и обществ, или дивидендов по акциям,
принадлежащим Российской Федерации;
доходов от управления средствами
Фонда национального благосостояния
и средствами Резервного фонда; доходов
от продажи материальных и нематериальных
активов (в основном за счет доходов
от продажи земельных участков, находящихся
в федеральной собственности (за
исключением земельных участков федеральных
бюджетных и автономных учреждений);
доходов в виде доли прибыльной
продукции государства при выполнении
СРП; таможенных пошлин, налогов,
уплачиваемых физическими лицами по
единым ставкам таможенных пошлин,
налогов или в виде совокупного
таможенного платежа, и других неналоговых
доходов. Указанными прогнозами
увеличен также объем безвозмездных
поступлений.
Уточненным прогнозом
к Федеральному закону от 3 декабря
2012 г № 247-ФЗ дополнительно (по сравнению
с прогнозом к Федеральному закону
от 5 июня 2012 г. № 48 -ФЗ) учтены: акцизы
на алкогольную продукцию с объемной
долей спирта этилового свыше 9%
(за исключением вин) при реализации производителями,
за исключением реализации на акцизные
склады, в части сумм по расчетам за 2003
год; отдельные виды госпошлины,
платежей при пользовании природными
ресурсами (утилизационный сбор), доходов
от продажи материальных и нематериальных
активов, штрафов, санкций, возмещения
ущерба, безвозмездных поступлений.
В 2012 году в связи с подготовкой
проекта федерального закона «О
федеральном бюджете на 2012 год и на
плановый период 2013 и 2014 годов»
и проектов федеральных законов
о внесении изменений в него Минфином
России подготовлены 3 прогноза
поступлений доходов в федеральный
бюджет на 2012 год в разрезе кодов
классификации доходов по главным
администраторам доходов федерального
бюджета. Общие суммы прогнозируемых
доходов федерального бюджета
к федеральным законам от 30 ноября
2011 г. № 371-ФЗ, от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и от
3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ соответствуют
объему доходов федерального
бюджета, утвержденному статьей 1 указанных
федеральных законов
По отчету и результатам
проверки Счетной палаты, доходы
федерального бюджета в 2012 году составили
12 855 540,6 млн. рублей, что на 59 056,6 млн. рублей,
или на 0,5%, меньше прогнозируемого
объема доходов, утвержденного
Федеральным законом от 30 ноября
2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями).
Налоговые доходы составили
6853223,7 млн. рублей, или 99,5% суммы, рассчитанной
исходя из показателей уточненного
прогноза к Федеральному закону
от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями),
неналоговые доходы – 5 937 667,2 млн.
рублей, или 99,4%, безвозмездные поступления
– 64 649,7 млн. рублей, или 109,4%.
Доходы федерального
бюджета в 2012 году по сравнению с 2011
годом увеличились на 1 487 888,0 млн. рублей,
или на 13,1%, и по отношению к объему
ВВП (62 599 059,0 млн. рублей) составили 20,5%,
что на 0,1 процентного пункта выше
уровня 2011 года (20,4%).
Благоприятная макроэкономическая
ситуация, изменение законодательства
Российской Федерации о налогах
и сборах, таможенного законодательства,
совершенствование налогового
и таможенного администрирования
оказали положительное влияние
на уровень исполнения доходов
федерального бюджета по сравнению
с 2011 годом.
В 2012 году доходы федерального
бюджета в номинальном выражении превысили
уровень докризисного 2008 года
на 38,6%, нефтегазовые доходы – на
47%, ненефтегазовые доходы – на 31%.
Объем нефтегазовых доходов
в 2012 году составил 6 453 184,2 млн. рублей и
на 900160,0 млн. рублей, или на 16,2%, превысил
уровень, сверх которого в соответствии
с частью 6 статьи 24 Федерального закона
от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями)
они могут использоваться на замещение
объемов государственных заимствований
Российской Федерации и (или) поступлений
от продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
Российской Федерации, либо на иные цели,
установленные указанным Федеральным
законом (5 553 024,2 млн. рублей). На замещение
объемов государственных заимствований
Российской Федерации направлено 186 684,6
млн. рублей; 713 475,4 млн. рублей перечислены
в Резервный фонд согласно постановлению
Правительства Российской Федерации от
30 января 2013г. № 68 «О порядке зачисления
в Резервный фонд нефтегазовых доходов,
полученных в ходе исполнения федерального
бюджета в 2012 году».
Наибольшее увеличение поступлений
отдельных видов налоговых доходов по
сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному
закону от 3 декабря 2012 г. № 247 –ФЗ составило:
по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации, –
на 6302,8 млн. рублей; по акцизам по подакцизным
товарам (продукции), производимым на территории
Российской Федерации, – на 5 945,7 млн. рублей,
в том числе по акцизам на алкогольную
продукцию с объемной долей этилового
спирта свыше 9 %, в том числе на напитки,
изготавливаемые на основе пива, произведенные
с добавлением спирта этилового (за исключением
пива, вин натуральных, в том числе шампанских,
игристых, газированных, шипучих, натуральных
напитков с объемной долей этилового спирта
не более 6% объема готовой продукции, изготовленных
из виноматериалов, произведенных без
добавления спирта этилового), производимую
на территории Российской Федерации, –
на 4072,0 млн. рублей; по акцизам на табачную
продукцию, производимую на территории
Российской Федерации,– на 2 606,1 млн. рублей.
По сравнению с 2011 годом в общей
сумме налоговых доходов доля НДПИ возросла
на 1,8 процентного пункта, доля акцизов
по подакцизным товарам (продукции), производимым
на территории Российской Федерации, –
на 1,1 процентного пункта, при этом доля
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации, снизилась
на 1,8 процентного пункта, НДС на товары,
ввозимые на территорию Российской Федерации,
– на 0,8 процентного пункта.
Наибольшее недопоступление
отдельных неналоговых доходов по сравнению
с уточненным прогнозом к Федеральному
закону от 3 декабря 2012г. № 247-ФЗ имело место
по вывозным таможенным пошлинам на газ
природный (на 20146,5 млн. рублей в связи
со снижением объемов экспорта газа); прочим
доходам от оказания платных услуг (работ)
получателями средств федерального бюджета
(на 15 271,4 млн.рублей); по вывозным таможенным
пошлинам на нефть сырую (на 11 053,1 млн. рублей
в связи со снижением объемов экспорта
нефти и курса доллара США по отношению
к рублю); по процентам, полученным от предоставления
бюджетных кредитов внутри страны за счет
средств федерального бюджета (на 2 682,1
млн.рублей); по прочим вывозным таможенным
пошлинам (на 2 267,4 млн. рублей); по доходам
от реализации высвобождаемого движимого
и недвижимого военного и иного имущества
федеральных органов исполнительной власти,
в которых предусмотрена военная и приравненная
к ней 64 служба (в части реализации
основных средств и материальных запасов
по указанному имуществу) (на 1 950,8 млн.
рублей).
Наиболее существенное увеличение
поступлений неналоговых доходов в федеральный
бюджет осуществлено по доходам от взимания
вывозных таможенных пошлин на товары,
выработанные из нефти (на 75 565,6 млн. рублей),
что в основном обусловлено ростом физического
объема экспорта товаров, выработанных
из нефти, задекларированных с использованием
временных деклараций в ноябре – декабре
2012 года, фактический вывоз по которым
осуществляется в 2013 году, а также увеличением
объема экспорта товаров, выработанных
из нефти, по сравнению с показателями,
учтенным при формировании уточненного
прогноза.
Анализ структуры неналоговых
доходов в 2012 году по сравнению с 2011годом
свидетельствует о том, что доля отдельных
видов неналоговых доходов изменялась
незначительно: доля доходов в виде прибыли,
приходящейся на доли в уставных (складочных)
капиталах хозяйственных товариществ
и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим
Российской Федерации, увеличилась на
2,1 процентного пункта, доля вывозных таможенные
пошлины на товары, выработанные из нефти,
– на 1,5 процентного пункта; по остальным
видам доходов изменение структуры произошло
в пределах одного процентного пункта.
В 2012 году в доход федерального
бюджета перечислены безвозмездные поступления
в сумме 64 649,7 млн. рублей, что на 5 529,4 млн.
рублей, или на 9,4%, больше соответствующего
показателя уточненного прогноза к Федеральному
закону от 3 декабря 2012г. № 247-ФЗ, в основном
за счет дополнительных поступлений межбюджетных
трансфертов, передаваемых федеральному
бюджету на мероприятия по модернизации
государственных учреждений, реализующих
мероприятия по внедрению современных
информационных систем в здравоохранение.
Исполнение федерального бюджета
по доходам администраторами доходов
свидетельствует о неравномерности их
поступления по сравнению с показателями
уточненного в конце финансового года
прогноза поступлений доходов федерального
бюджета к Федеральному закону 3 декабря
2012 г. № 247-ФЗ.
Анализ исполнения доходов
федерального бюджета показал, что из
79 администраторов доходов по 54 администраторам
объем поступивших доходов превысил прогнозные
показатели на 2012 год
При этом у отдельных администраторов
доходов превышение колеблется от 0,3% по
ФНС России до 14,7 раза по МИД у России и
до 452,2 раза по Минприроды России. Основной
причиной превышения является поступление
в федеральный бюджет доходов, которые
администраторами не были предусмотрены
в прогнозе. Не в полном объеме исполнили
прогнозные показатели на 2012 год 25 администраторов
доходов.
Проект Федерального закона
«О федеральном бюджете на 2013 год и на
плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает
постепенное снижение доли доходов федерального
бюджета в ВВП страны (Приложение 1). Налоговые
доходы составляют 94–95% общих доходов
федерального бюджета и, соответственно,
именно их динамика является определяющей
Важно отметить, что бюджетные
проектировки предусматривают снижение
доли нефтегазовых доходов (НДПИ на углеводороды
и вывозные таможенные пошлины на нефть,
газ и нефтепродукты) в структуре налоговых
доходов с 50,5% в 2012 г. до 44,4% в 2015 г.
В целом необходимо отметить
важность возвращения к «бюджетному правилу»
использования конъюнктурных доходов
федерального бюджета, учитывая, что в
кризис действие соответствующих норм
Бюджетного кодекса было приостановлено.
Также можно оценить положительно
отказ от концепции фиксированного в процентах
ВВП нефтегазового трансферта и переход
к расчетам на основе долгосрочной базовой
цены на нефть. Однако следует отметить,
что выбранный период ее определения (10
лет) требует дополнительного анализа
и обоснований.
Рост поступлений НДС в соответствии
с материалами пояснительной записки
связан в том числе с заложенным в прогнозе
ростом доли начисленного налога в ВВП
и ростом его собираемости.
В то же время прогнозируется
снижение доли доходов от внешнеэкономической
деятельности с 42,1% в 2012 г. до 34,5% в 2015 г.
Это обусловлено, прежде
всего, снижением средневзвешенных
ставок ввозных таможенных пошлин
в связи с вступлением Российской
Федерации во Всемирную торговую
организацию, прогнозируемым снижением
цены на нефть марки «Юралс»
и соответственно уменьшением
объемов вывозных таможенных
пошлин на нефть и нефтепродукты,
установлением льготных ставок
вывозных таможенных пошлин для
месторождений сверхвязкой нефти
и на нефть Приразломного месторождения,
снижением средних ставок вывозных
таможенных пошлин на прочие
экспортные товары в связи
с вступлением России в ВТО.
На фоне прогнозируемого снижения
цен на нефть доля НДПИ также будет
постепенно снижаться с 20,4% в 2012 г. до 18,6%
в 2015 г. Бюджетными проектировками предусмотрено
некоторое увеличение доли налога на прибыль
с 3,2 до 3,8%.
2.3.Анализ расходов
федерального бюджета
Расходы федерального бюджета
- это денежные средства, направляемые
для исполнения расходных обязательств
РФ, на финансовое обеспечение задач и
функций государства. Практически расходы
федерального бюджета - это денежные средства,
направляемые из федерального бюджета
на финансирование затрат общегосударственного
характера, предусмотренных в законе о
федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год. Они выражают экономические
отношения, связанные с распределением
и перераспределением национального дохода,
используемого на общегосударственные
цели.
Расходы федерального бюджета
классифицируют:
1. по экономической роли
в процессе воспроизводства - на
затраты, связанные с финансированием
материального производства и
содержанием непроизводственной
сферы;