Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….….3
1.Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ……...5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета
1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10
1.3.Значение сбалансированности федерального бюджета…………………..12
2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………..…19
2.1.Социально-экономическое развитие Россйской Федерации ……………19
2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22
2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35
2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41
2.5.Анализ исполнения бюджета Чувашской Республики…………………55
3. Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68
3.1.Основные направления бюджетной политики России…………………68
3.2.Мероприятия по сбалансированности федерального бюджета РФ…….70
Заключение………………………………………………………...…………....79
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом сбалансированность исправл.docx

— 329.92 Кб (Скачать файл)

Значительную долю в структуре межбюджетных трансфертов (рис. 2.4) занимают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов - 6564,6 млн. рублей (или 44% от объема выделенных средств).

 

Рисунок 6. Структура безвозмездных поступлений, перечисленных в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2012 г.

 

Кроме того, в 2012 году из федерального бюджета республике выделены субсидии в размере 4589,6 млн.рублей (30,8%), субвенции - в размере 2012,6 млн.рублей (13,5%) и другие межбюджетные трансферты - 629,2 млн.рублей (4,2%). Безвозмездные поступления от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и Пенсионного фонда Российской Федерации составили 1124,8 млн. рублей (7,5%).

По итогам 2012 г. увеличение расходов произошло по всем разделам кроме раздела «Образование» - 96,9 % от уровня 2011г. В 2012 г. увеличение расходов наблюдается только по четырем разделам, в том числе «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 49,2 %, «Социальная политика» - 29,7%, «Образование» - 19,1 %, «Межбюджетные трансферты» - 13,5 %.

Однако, за исследуемый период плановые показатели по расходам бюджета не исполнялись по всем разделам расходов бюджета, кроме раздела «Здравоохранение и спорт» в 2012 г. При этом процент не исполнения плановых показателей по расходам бюджета имеет тенденцию к увеличению к 2013 г. – 96,2 % от годовых плановых назначений.

Стабильно низкий уровень освоения бюджетных средств по разделу «Социальная политика» - 92,3-93,1% от утвержденных годовых плановых назначений противоречит приоритетной цели бюджетной политики по обеспечению высокого уровня социальной защищенности населения и свидетельствует о недостаточно эффективной работе органов государственной власти в части своевременного освоения бюджетных средств.

В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в которой приходилось исполнять  бюджет и по доходам и расходам в 2013 г. руководством республики своевременно осуществлялась работа по оперативному реагированию на негативные тенденции в части снижения доходной базы бюджета.

Приоритетными направлениями финансирования расходов из республиканского бюджета являются расходы на национальную экономику – 18,7 %, на социальную политику – 16,1 %, здравоохранение и спорт - 8,9 %, образование - 6,4 %.

Наименьшую долю занимают расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации – 2,1 %, охрану окружающей среды - 0,3 %

Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в бюджете 2010г. в реальном выражении (в сопоставляемых ценах) по образованию, здравоохранению, спорту, культуре, кино, СМИ.

Незначительные темпы роста расходов на социальную сферу в федеральном бюджете во многом можно объяснить все большей передачей полномочий субъектам Федерации.

В 2010г. на долю территориальных бюджетов приходилось более 76% расходов на здравоохранение и образование от совокупной величины консолидированного бюджета

В целом расходы на социальные цели в территориальных бюджетах составили в 2010г. 9,4% ВВП, а в консолидированном – около 12% ВВП.

Это больше чем в 2009г., однако, существенно меньше (примерно на 40%) от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995г), в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП.

Динамика бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в России (на примере образования и здравоохранения) свидетельствует о том, что за последние 10 лет не произошло существенного увеличения расходов на эти цели в долях к ВВП

В Консолидированном бюджете 2010г. на финансирование здравоохранения было выделено 3,13% ВВП

Таблица 11

 

Показатели  расходов федерального бюджета по социальной сфере

за 2010-2013гг . [6]

Социальные сферы

2010 г.

2011г.

2012г.

2013г.

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Темпы изменения , %

млрд. руб.

млрд. руб.

Образование

208,1

4,8

278,5

5,1

133,8

292,5

296,6

Культура, кинематография и СМИ

51,2

1,2

65,1

1,2

25,2

64,2

62,8

Здравоохранение и спорт

156,1

3,6

206,2

3,8

31,5

202,5

213,7

Всего

415,4

 

549,8

   

559,2

573,1


 

 

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».

В 2010-2012 годах будет продолжена реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», подтвердившее свою эффективность в качестве инструмента реализации системных преобразований в соответствующей сфере.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», кроме ранее действующих мероприятий, предусматриваются новые направления:

- подготовка и повышение  квалификации медицинских работников  федеральных центров высоких  медицинских технологий;

- совершенствование медицинской  помощи детям с нарушением слуха и инвалидам по слуху.

Общий объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2011-2012гг. предусматривается  с некоторым перераспределением средств между отдельными направлениями.

Таблица 12

Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье»[6]

 

Наименование расходного обязательства

2010 год (бюджетная роспись)

2011 год

2012год

2013 год

прогноз

отклонение

прогноз

отклонение

прогноз

отклонение

в млрд. рублей

в % к 2010 году

в млрд. рублей

в % к 2011 году

в млрд. рублей

в % к 2012г

Всего

102,4

114,8

12,4

12,1

128,8

14,0

12,2

137,4

8,6

6,7

в том числе:

                   

Субсидии, предоставляемые на денежные выплаты медицинскому персоналу,

31,0

32,2

1,2

3,9

32,3

0,1

-

32,3

0,1

0,3

Прочие мероприятия

71,4

82,6

11,2

15,8

96,5

13,9

16,9

105,1

8,6

8,8

из них:

                   

Оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи

28,2

36,2

8,0

28,4

41,0

4,8

13,3

42,0

1,0

2,4

Закупки диагностических средств и антирет-ровирусных препаратов

8,9

13,5

4,6

51,7

19,0

5,5

40,7

19,1

0,1

0,5

Совершенствование организации онкологичес-кой помощи населению

6,3

6,0

-0,3

-4,8

6,6

0,6

10,0

6,6

0

-

Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок

6,5

5,6

-0,9

-13,8

5,6

0,0

-

5,6

0

-

Мероприятия по развитию службы крови

4,2

4,5

0,3

7,1

4,2

-0,3

-6,7

5,0

0,8

19,0

Проведение дополнительной диспансе-ризации рабо-тающих граждан (включая ФМБА)

4,1

4,1

0,0

-

4,1

0

-

4,1

0

-

Обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия

 

4,1

4,1

100

4,7

0,6

14,6

4,9

0,2

4,6

Иные мероприятия

13,2

8,6

-4,6

-34,4

11,3

2,7

32,6

17,8

6,4

56,1


 

 

Анализируя данные таблицы 12. можно сделать вывод, что в 2012-2013 годах планируется увеличение бюджетных ассигнований в сферу здравоохранения. Субсидии, предоставляемые на денежные выплаты медицинскому персоналу, финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи в 2012 и 2013годах будут равны 32,3 млрд.руб.

 Наибольшие отчисления  из них приходятся на статью  оказание высокотехнологичных видов  медицинской помощи 36,2; 41,0; 42,0 в 2010-2012 гг. соответственно. На закупку диагностических  средств и антиретровирусных  препаратов приходится в 2011-13,5, в 2012 -19,0,в 2013 -19,1 млрд.руб. Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок планируется 5,6млрд.руб в 2010-2012 годах одинаково. На мероприятия по развитию службы крови в 2011году выделено 4,5, в 2012году-4,2, в 2013-5,0 млрд. руб.

 На обследование населения  с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом,

профилактические мероприятия 4,1;4,7;4,9 млрд.руб. в 2011-2012 годах соответственно. На иные мероприятия в 2011-2013 годах запланировано 8,6;11,3;17,8 млрд.руб.

В рамках других направлений социальной политики увеличены расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

Запланированы с увеличением расходы на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения, а также на оздоровительные мероприятия по оздоровительной кампании детей.

Предусматриваются субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который осуществляет софинансирование программ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и некоммерческих организаций, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, профилактику безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних.

Предусматриваются субсидии на реализацию социально значимых проектов по выпуску книг и периодических изданий для инвалидов по зрению, субсидии на государственную поддержку российских организаций инвалидов.

До 2015 года  предусматривает проведение комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на существенное снижение общей и профессиональной заболеваемости, травматизма, инвалидизации на производстве, преждевременной смертности, усовершенствование форм и методов социального страхования и социальной защиты работников и пострадавших.

Проектировки бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики на 2011–2013 годы основаны на основных направлениях бюджетной политики и стратегических приоритетах на 2011–2013 годы, определенных Указом Президента Чувашской Республики от 29 апреля 2010 года № 57, предусматривающих:

- активную реализацию  действий, направленных на достижение  целей и выполнение задач, изложенных  в Послании Президента Чувашской  Республики Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 год «Чувашия из будущего и для будущего»;

- дальнейшее развитие  сформированного в результате  антикризисных мер механизма  государственных гарантий и социальной  поддержки населения республики, обеспечение устойчивого функционирования  социально-культурной сферы, сохранение  объема и качества бюджетных  услуг и услуг общественной  инфраструктуры, поиск новых форм  социальной защиты населения, включая  меры по обеспечению и содействию  занятости населения Чувашской  Республики;

- обеспечение сбалансированности  и устойчивости бюджетной системы  Чувашской Республики, увеличение  объемов дополнительных бюджетных  доходов путем реализации мер, направленных на преодоление  негативных последствий мирового  экономического кризиса, восстановления  экономического роста на основе  эффективной реализации Стратегии  социально-экономического развития  Чувашской Республики до 2020 года, модернизации существующих базовых  отраслей экономики, повышения их  восприимчивости к инновациям, создания  на территории республики предприятий, относящихся к высокотехнологичным  секторам экономики, определяющих  перспективы развития био-, нано- и энергоэффективных технологий;

- проведение ответственной  бюджетной политики, обеспечение  реалистичности и достоверности  социально-экономических прогнозов, планирование бюджетных ассигнований  на основе безусловного исполнения  действующих и вновь принимаемых  расходных обязательств, эффективное  проведение долговой политики, направленной  на снижение долговой нагрузки  и расходов республиканского  бюджета Чувашской Республики; 

- разработку системы мер  по дальнейшей модернизации управления  общественными финансами в Чувашской  Республике, реализацию на территории  республики Концепции межбюджетных  отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, стимулирование повышения качества управления общественными финансами и эффективного использования бюджетных средств;

- совершенствование программно-целевых  методов бюджетного планирования  в деятельности органов исполнительной  власти Чувашской Республики  и органов местного самоуправления, обеспечение четкой взаимосвязи  между стратегическими целями  и непосредственной деятельностью  субъектов бюджетного планирования, определение результатов бюджетных  расходов и проведение их мониторинга  с целью своевременного принятия  соответствующих управленческих  решений;

Информация о работе Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ