По сравнению с аналогичным
периодом 2012 года за I полугодие 2013 года
доходы консолидированного бюджета Российской
Федерации и бюджетов государственных
внебюджетных фондов увеличились на 2,4 процентных
пункта, расходы увеличились – на 8,8
процентных пункта
Бюджетный дефицит - превышение
расходов бюджета над его доходами. Несмотря
на рост налогов и некоторое увеличение
неналоговых доходов, федеральный бюджет
РФ продолжает оставаться резко дефицитным.
При рассмотрении вопроса сбалансированности
бюджета не следует приковывать все внимание
к тому, каков размер дефицита бюджета.
Это является важным, но не определяющим.
Главное здесь в том, какую роль в экономике
играет госбюджет: конструктивную, созидательную
или пассивную, даже разрушительную.
Оздоровление государственного
бюджета необходимо осуществлять по трем
основным направлениям: увеличение его
доходной базы; реструктуризация расходной
части бюджета; регулирование дефицита
бюджета и упорядочение бюджетных процедур.
Реструктуризация доходной
части бюджета.
Для добросовестных и не имеющих
льгот налогоплательщиков уровень налогов
чрезмерен. Однако показатели налоговых
поступлений необходимо скорректировать
на значительные суммы задолженности
по налоговым платежам в бюджет, которые
увеличивают налоговое бремя на предприятия.
Кроме того, следует учесть, что около
трети всех зарегистрированных в России
предприятий вообще не платят налоги.
С учетом всех вышеперечисленных
факторов планка изъятия ВВП в пользу
государства поднимается до максимального
значения, при котором начинается массовое
уклонение от налогов. Таким образом, в
ближайшей перспективе отсутствуют предпосылки
сокращения бюджетного дефицита за счет
увеличения налоговых поступлений. Поэтому
основной прирост доходов бюджета предполагается
получить за счет значительного сокращения
количества налоговых льгот и повышения
собираемости таможенных платежей и доходов
от производства и продажи алкоголя. Для
выхода из бюджетного кризиса очень важна
серьезная налоговая реформа, включающая:
совершенствование налогового законодательства
с целью его упрощения, придания налоговым
законам большей прозрачности, расширения
базы налогообложения, снижения налоговых
ставок, обеспечение нейтральности налогов
по отношению к некоторым категория налогоплательщиков;
пересмотр и отмену налоговых льгот; объединение
налогов, имеющих одинаковую налоговую
базу; установление жесткого оперативного
контроля за соблюдением налогового законодательства,
повышение ответственности граждан и
организаций за уклонение от налогов.
Для решения проблемы недоимки
по налогам необходимо:
1. наладить работу по
обращению взыскания задолженности
на имущество недоимщиков;
2. установить ответственность
собственников и управляющих
предприятий за неуплату налогов
в бюджет;
3. отказаться от использования
зачетных схем уплаты налогов
в бюджет, вызывающих рост отсроченных
недоимок;
Скорейшее введение в действие
указанных мер позволит существенно повысить
собираемость налогов
Основные направления реструктуризации
бюджетных расходов6. Реальность федерального
бюджета определяется как собираемостью
средств, так и обоснованностью планируемых
затрат. В условиях предельной ограниченности
ресурсов государства федеральный бюджет
должен разрабатываться на основе четких
приоритетов расходования его средств.
Планируя расходы, государство делало
акцент на суммы средств в ущерб реальному
содержанию бюджетной политики. То, как
ныне строится расходная часть бюджета,
не соответствует не только его политической
роли, но и интересам населения и получателей
средств.
В основу расходной части федерального
бюджета целесообразно закладывать концепцию
бюджетной политики, базовыми параметрами
которой стали бы конкретные характеристики
тех рубежей, достижение которых государство
обязуется безусловно обеспечить бюджетными
ассигнованиями. При реструктуризации
обязательств государства должен выполняться
основной принцип: государство должно
давать деньги в первую очередь под реформы.
Те сферы, где идут реальные реформы, должны
быть обеспечены финансовыми ресурсами
в приоритетном порядке.
В условиях ограниченности
финансовых ресурсов важно выделить приоритеты
расходования бюджетных средств: социальные
расходы, доля которых возрастает в общем
объеме бюджета; в структуре социальных
расходов также следует выделить приоритеты:
расходы на выплату заработной платы,
пенсий; военные расходы, которые отражают
приоритетное финансирование расходов
на оборонные научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки;
расходы на содержание судебной системы,
которые должны возрасти, чтобы обеспечить
реальную независимость этой ветви власти.
Регулирование дефицита бюджета
и совершенствование бюджетных процедур.
Необходимо пересмотреть политику заимствований
для покрытия бюджетного дефицита. Во-первых,
во главу угла должны быть поставлены
не потребности бюджета, а ограничение
негативного влияния на экономический
рост бремени обслуживания внутреннего
госдолга. Во-вторых, должны быть изменены
некоторые принципы работы государства
на финансовом рынке. В частности, необходимо
создать финансовый резерв Минфина РФ,
предназначенный для активных операций
на рынке ценных бумаг с целью сглаживания
ценовых колебаний и улучшения платежного
графика. Анализ причин бюджетного кризиса
показывает, что до тех пор, пока в России
не будет полномасштабной системы цивилизованных
бюджетных процедур, существует опасность
воспроизводства бюджетного кризиса.
В этих условиях Правительство РФ предлагает
следующие меры:
1. осуществлять составление
проекта бюджета, на очередной финансовый
год исходя из предельных лимитов финансирования,
что упростит работу по подготовке бюджета,
сделает его показатели реалистичными;
2. увязать составление
бюджета со среднесрочным бюджетным
планированием, что важно для
определения финансовой политики
государства на перспективу и
выработки программы действий
правительства по ее реализации;
3. разработать цивилизованную
процедуру секвестра расходов;
4. обеспечить полномасштабный
переход на казначейскую систему
исполнения бюджетов всех уровней;
внедрить в практику распределение
бюджетных средств на конкурсной
основе.
Однако уже в 2013
году экономический рост в России начал
замедляться. Причины такой ситуации видяться
в снижении промышленного производства,
замедлении темпов роста строительства,
которое формирует крупнейшие инвестиции
в основной капитал, а также торговли.
Также на российской
экономике сказывается неблагоприятная
конъюнктура в Евросоюзе, и повышение
цен на продовольствие.
Можно сделать вывод, что оптимальным
состоянием государственного бюджета
России является сбалансированный бюджет.
Но и в случае дефицита
бюджета существует необходимость и возможность
его покрытия и достижения сбалансированности.
Сбалансированность
при дефиците достигается следующими
мерами:
- государственные займы, осуществляемые
путем выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации
- бюджетные ссуды и бюджетные
кредиты, полученные от бюджетов других
уровней бюджетной системы РФ
- поступления от продажи имущества,
находящегося в государственной собственности
- кредиты правительств иностранных
государств, банков и фирм, международных
финансовых организаций, предоставленные
в иностранной валюте [12, с.67].
Государство
всегда должно стремиться к сбалансированности
бюджета. Этот принцип утвержден Бюджетным
Кодексом РФ. Сбалансированность бюджета
ориентирована на поддержание финансовой
стабильности, реальности и выполнимости
бюджета, утвержденного на предстоящий
год.
2.5.Анализ исполнения
бюджета Чувашской Республики
Рассмотрим эффективность планирования
расходов бюджета Чувашской Республики
за период с 2011 по 2013 гг. (таблица 9).
Таблица 9
Показатели формирования и
исполнение расходов бюджет Чувашской
Республики за 2011-2013 гг. (млн. руб.)[6]
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 (Прогноз) |
План |
Факт |
% испол. |
План |
Факт |
% испол. |
План |
Факт* |
% испол |
Общегосударственные вопросы |
984,4 |
879,3 |
89,3 |
1185 |
1084 |
91,5 |
1025 |
986,7 |
96,2 |
Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность |
882,3 |
856,7 |
97,1 |
1084 |
1079 |
99,6 |
1022 |
1011 |
99,9 |
Национальная экономика |
7124 |
6859 |
96,3 |
8026 |
7809 |
97,3 |
5343 |
5151 |
96,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
543,8 |
542,9 |
99,8 |
748,9 |
722,8 |
96,5 |
1321 |
1078 |
81,6 |
Охрана окружающей среды |
255,3 |
254,7 |
99,8 |
383,9 |
372,1 |
96,9 |
74,5 |
72,6 |
98,1 |
Образование |
1676, |
1654, |
98,7 |
1624, |
1602, |
98,6 |
2053 |
1909, |
95,3 |
Культура, кинематография и
средства массовой информации |
406,2 |
405,6 |
99,9 |
766,8 |
760,7 |
99,2 |
625,9 |
620,9 |
99,2 |
Здравоохранение и спорт |
3053, |
3035,3 |
99,4 |
3271 |
3312 |
101,3 |
2758 |
2731 |
99,0 |
Социальная политика |
2657, |
2473 |
93,1 |
3746 |
3467 |
92,3 |
4879 |
4496 |
93,1 |
Межбюджетные трансферты |
7215 |
7100 |
98,4 |
8732 |
8661 |
99,2 |
9888 |
9832 |
99,5 |
Всего расходов |
24799 |
2406 |
97,0 |
29572 |
28873 |
97,6 |
2899 |
2789 |
96,2 |
Из данных таблицы 9.
следует, что за исследуемый период плановые
показатели по расходам не исполнены
по всем разделам расходов бюджета, кроме
раздела «Здравоохранение и спорт» в 2012
г. При этом процент не исполнения плановых
показателей по расходам бюджета имеет
тенденцию к увеличению к 2013 г.
Низкий показатель исполнения
расходов бюджета может свидетельствовать
о не эффективном использовании бюджетных
средств и соответственно указывает на
существующие недостатки в работе органов
исполнительной власти Чувашской Республики
по освоению бюджетных ассигнований.
Так, по итогам 2011 г. низкий уровень
освоения бюджетных средств (менее 97 %)
наблюдался по разделу «Общегосударственные
вопросы» - 89,3 %, «Социальная политика»
- 93,1 %, «Национальная экономика» - 96,3% к
годовым плановым назначениям.
По итогам 2012 г. существенное
отклонение от плановых годовых назначений
следует отметить по разделам «Общегосударственные
вопросы» - 91,5 %, «Социальная политика»
- 92,3 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство»
и «Охрана окружающей среды» 96,5% и 96,9 %
соответственно.
В 2013 г. крайне низкий уровень
освоения бюджетных средств наблюдается
по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство»
- 81,6 %, «Социальная политика» - 93,1 %, «Образование»
- 95,3%. Общее исполнение расходов республиканского
бюджета Чувашской Республики за 2013 г.
составило 96,2 % от годовых плановых назначений.
Проведенный анализ исполнения
расходов бюджета за анализируемый
период позволяет сделать вывод, что исполнение
бюджета по расходам не достаточно полно
согласовывалось с приоритетными целями
и задачами.
Подтверждением вышесказанного
является тот факт, что на протяжении 2011-2013
гг. наблюдается стабильно низкий уровень
освоения бюджетных средств по разделу
«Социальная политика» - 92,3-93,1% от утвержденных
годовых плановых назначений.
Одним из показателей эффективности
исполнения бюджета является уровень
дефицита (профицита), т.е. превышение доходов
над расходами.
В табллице 10. представлен
анализ исполнения основных показателей
бюджета Чувашской Республики за
2011-2012 гг.
Таблица 10
Общее исполнение показателей
бюджета Чувашской Республики
за 2011-2013 гг.
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
План |
Факт |
% испол |
План |
Факт |
% испол |
План |
Факт |
% испол |
Доходы |
22961,2 |
23117 |
100,7 |
27079 |
27130 |
100,2 |
27033 |
27326 |
101,1 |
Расходы |
24799,6 |
24062 |
97,0 |
29572 |
28873 |
97,6 |
28993 |
27892 |
96,2 |
Дефицит |
-1838,4 |
-945,4 |
51,4 |
-2493 |
-1743,6 |
69,9 |
-1960 |
-566 |
28,8 |
Из данных таблице 10. следует,
что на всем протяжении исследуемого периода
региональный бюджет исполнялся
с дефицитом, т.е. с превышением расходов
над доходами.
При фактическом исполнении
республиканского бюджета Чувашской Республики
в 2011 г. удалось снизить дефицит на 48,6 %,
в 2012 г. на 30,1 %, в 2012 г. на 71,2% от запланированного
уровня.
Сокращение уровня дефицита
в местном бюджеть свидетельствует о достаточно
предусмотрительной политики руководства
республики в части управления государственным
долгом республики, т.к. основными источниками
финансирования дефицита республики являются
кредитные заимствования.
Исполнение бюджета за 2011-2013гг.
осуществлялось в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации
и Чувашской Республики.
На снижение уровня доходной
и расходной части повлияли негативные
последствия экономического кризиса,
в котором находится Чувашская Республика
с конца 2012 г.
Значительную долю
в структуре межбюджетных трансфертов
составляют дотации, выделяемые
республике на выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности и поддержку
мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов – 6564,6 млн. рублей (44%).
За 2012 год из федерального бюджета
Чувашской Республике выделены субсидии
в размере 4589,6 млн. рублей (30,8 %).
Наиболее крупные из них: 635,2
млн. рублей – на реализацию дополнительных
мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда; 497,8 млн.
рублей – на возмещение гражданам, ведущим
личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным
потребительским кооперативам, фермерским
хозяйствам части затрат на уплату процентов
по кредитам; 292,5 млн. рублей - на возмещение
сельскохозяйственным товаропроизводителям,
организациям АПК части затрат на уплату
процентов по инвестиционным кредитам;
265,5 млн. рублей – на бюджетные инвестиции
в объекты капитального строительства
государственной собственности субъекта
РФ; 210,2 млн. рублей - на реализацию мер
социальной поддержки отдельных категорий
граждан; 205,8 млн. рублей - на оказание дополнительной
медицинской помощи; 186 млн. рублей – на
государственную поддержку внедрения
комплексных мер модернизации образования;
161,9 млн. рублей - на строительство и модернизацию
автомобильных дорог общего пользования.
Субвенции из федерального
бюджета поступили в размере 2012,6 млн. рублей
(13,5 %), в том числе: 724,8 млн. рублей - на осуществление
полномочий Российской Федерации в области
содействия занятости населения; 466,8 млн.
рублей - на оплату жилищно-коммунальных
услуг отдельным категориям граждан; 340,4
млн. рублей - на обеспечение жильем отдельных
категорий граждан; 192,7 млн. рублей – на
оказание отдельным категориям граждан
государственной социальной помощи по
обеспечению лекарственными средствами
и изделиями медицинского назначения;
103,6 млн. рублей – на осуществление отдельных
полномочий в области лесного хозяйства;
184,3 млн. рублей – на другие цели.