Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….….3
1.Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ……...5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета
1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10
1.3.Значение сбалансированности федерального бюджета…………………..12
2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………..…19
2.1.Социально-экономическое развитие Россйской Федерации ……………19
2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22
2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35
2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41
2.5.Анализ исполнения бюджета Чувашской Республики…………………55
3. Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68
3.1.Основные направления бюджетной политики России…………………68
3.2.Мероприятия по сбалансированности федерального бюджета РФ…….70
Заключение………………………………………………………...…………....79
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом сбалансированность исправл.docx

— 329.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Доходы федерального бюджета за I полугодие 2013 года составили 6 257 653,7 млн. рублей (20,0% к ВВП) или 48,6% к объему доходов, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», и на 430 568,6 млн. рублей или на 7,4% больше прогноза доходов на I полугодие 2013 года.

Поступление нефтегазовых доходов за I полугодие 2013 года составило 3 099 109,5 млн. рублей (9,9% к ВВП), ненефтегазовых доходов – 3 158 544,2 млн. рублей (10,1% к ВВП) или соответственно 52,3% и 45,5% к прогнозу доходов, учтенному при формировании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», 108,3% и 106,5% к прогнозу доходов на I полугодие 2013 года соответственно.

По сравнению с прогнозом доходов на I полугодие 2013 года фактическое поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось на 430 568,6 млн. рублей или на 1,0% к ВВП, в том числе за счет нефтегазовых доходов – на 237 090,8 млн. рублей (на 0,6% к ВВП) и ненефтегазовых доходов – на 193 477,8 млн. рублей (на 0,4% к ВВП).

Увеличение нефтегазовых доходов связано с отклонением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных (увеличение мировых цен на нефть марки «Юралс» на 8,3 долл.США/барр. и экспортных цен на газ природный на 14,0 долл.США/тыс.куб.м при снижении курса доллара США по отношению к рублю на 1,3 рубля).

Рост ненефтегазовых доходов обусловлен, в основном, увеличением поступлений разовых платежей за пользование недрами, доходов федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации, доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации, поступлений ввозных таможенных пошлин.

Динамика исполнения доходов федерального бюджета за последние три года представлена в таблице 6.

        

 

Таблица 6

Фактическое исполнение доходов федерального бюджета за I полугодие

2011 - 2013 гг.     

Наименование

I полугодие

2011 года

I полугодие

2012 года

I полугодие

2013 года

ВВП, млрд.рублей

25 273,6

28 815,2

31 360,6

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

108,2

111,8

106,5

Цена на газ природный, долл.США/тыс.куб.м.

315,6

351,3

345,0

Курс доллара США к рублю

28,6

30,6

31,0

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США

246,2

261,8

253,9

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США

140,8

145,3

150,7

ДОХОДЫ

5 306 370,2

6 200 399,5

6 257 653,7

в % к ВВП

21,0

21,5

20,0

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

2 540 385,3

3 226 109,5

3 099 109,5

в % к ВВП

10,1

11,2

9,9

НДПИ на нефть

864 732,3

1 082 215,1

1 060 003,4

НДПИ на газ горючий природный

71 559,3

135 271,1

158 145,8

НДПИ на газовый конденсат

4 063,0

5 139,4

6 558,1

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

1 011 779,3

1 251 336,0

1 113 311,4

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

185 827,9

241 464,7

214 337,4

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

402 423,5

510 683,2

546 753,4

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

2 765 984,9

2 974 290,0

3 158 544,2

в % к ВВП

10,9

10,3

10,1

Налог на прибыль организаций

161 141,4

177 768,8

160 561,5

Налог на добавленную стоимость

1 550 476,6

1 735 120,7

1 747 668,1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

889 015,7

978 426,7

978 688,9

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

661 460,9

756 694,0

768 979,2

Акцизы

125 595,4

176 379,1

237 767,4

Ввозные таможенные пошлины

304 934,2

346 986,6

325 743,7

Прочие ненефтегазовые доходы

623 837,3

538 034,8

686 803,5

Разовые платежи за пользование недрами

35 542,2

21 758,9

116 667,9

Доходы от перечисления части прибыли Банка России

153 069,6

16 301,5

73 130,3

Прочие доходы

435 225,5

499 974,4

497 005,3


 

        Динамика поступления доходов федерального бюджета за I полугодие 2011 - 2013 годов характеризуется увеличением с 21,0% к ВВП за  
I полугодие 2011 года до 21,5% к ВВП за I полугодие 2012 года и снижением до 20,0% к ВВП за I полугодие 2013 года.

За I полугодие 2013 года доходы федерального бюджета снизились по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 1,5% к ВВП, при этом нефтегазовые доходы уменьшились на 1,3% к ВВП, а ненефтегазовые доходы - на 0,2% к ВВП. Снижение нефтегазовых доходов обусловлено изменением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации (снижение мировой цены на нефть марки «Юралс» на 5,3 долл. США/барр., экспортных цен на газ природный на                     6,3 долл.США/тыс.куб.м, объемов экспорта нефти, газа природного и товаров, выработанных из нефти, на 2,1%, 2,6% и 0,5% соответственно, а также объемов добычи газа горючего природного на 4,6%).

Снижение ненефтегазовых доходов связано с уменьшением поступлений налога на добавленную стоимость (в основном, за счет роста в I полугодии 2013 года по сравнению с I полугодием 2012 года курса доллара США по отношению к рублю и, соответственно, увеличения рублевых сумм налоговых вычетов по экспортным товарам), ввозных таможенных пошлин (в результате снижения средневзвешенной ставки импортного тарифа с 10,0% до 8,6%), налога на прибыль (за счет снижения объемов прибыли прибыльных организаций, а также увеличения сумм начисленной амортизации в связи с предоставлением права налогоплательщикам начислять амортизацию по объектам основных средств на дату ввода их в действие, а не на дату государственной регистрации).

Основная часть поступлений федерального бюджета за I полугодие 
2011 - 2013 годов обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых.

На долю указанных доходов за I полугодие 2013 года приходится около 78,0% всех доходов федерального бюджета. Увеличение доли прочих доходов на 0,8% обусловлено, в основном, поступлением разовых платежей за пользование недрами и акцизов по подакцизным товарам.

Поступление доходов в федеральный бюджет за I полугодие 2013 года в разрезе классификации доходов бюджетов приведено в приложении 2 к настоящей пояснительной записке.

 Федеральный бюджет за I полугодие 2013 года исполнен с профицитом 367 869,0 млн. рублей (приложения 1 и 11 к настоящей пояснительной записке). Профицит за I полугодие 2013 года составил 1,2% к объему ВВП, первичный профицит составил 1,7% к объему ВВП.

В таблице 7 представлены данные по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета с учетом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации за I полугодие 2013 года и отклонения от фактического исполнения за I полугодие 2012 года:

Таблица 7

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета[2]

Вид

обязательства

I полугодие

2012 года

I полугодие

2013 года

Отклонение

ОФЗ-ПД

привлечение

погашение

220 484,0

265 472,8

44 988,8

65 788,3

361 524,7

295 736,4

- 154 695,7

96 051,9

250 747,6

ОФЗ-АД

привлечение

погашение

- 15 241,6

0,0

15 241,6

- 2 600,0

0,0

2 600,0

12 641,6

0,0

- 12 641,6

ГСО-ППС

привлечение

погашение

40 000,0

40 000,0

0,0

- 69 963,0

0,0

69 963,0

- 109 963,0

- 40 000,0

69 963,0

 

Итого:

сальдо

привлечение

погашение

 

245 242,4

305 472,8

60 230,4

 

- 6 774,7

361 524,7

368 299,4

 

- 252 017,1

56 051,9

308 069,0


 

Поступление от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности – 17 419,1 млн. рублей.

Сальдо по операциям  с государственными запасами драгоценных металлов и драгоценных камней – 2 659,8 млн. рублей, из них поступления от реализации – 2 659,8 млн. рублей.

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации за счет средств федерального бюджета за I полугодие 2013 года не осуществлялось в связи с отсутствием требований об исполнении гарантий.

Сальдо по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета в валюте Российской Федерации – (-) 13 025,7 млн. рублей, в том числе:

- предоставление кредитов  – (-) 39 518,5 млн. рублей,

- возврат кредитов – 26 492,8 млн. рублей.

Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – 345 156,2 млн. рублей, в том числе:

- погашение  обязательств (в том числе компенсационные  выплаты по сбережениям граждан) – (-) 5 018,8 млн. рублей;

- увеличение финансовых  активов в федеральной собственности (операции по управлению остатками  средств на единых счетах бюджетов) – 350 175,1 млн. рублей.

Сальдо по бюджетным кредитам, предоставленным федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) – 644,8 млн. рублей, в том числе:

- предоставление кредитов  – (-) 144,6 млн. рублей,

- возврат кредитов – 789,4 млн. рублей.

Сальдо по прочим бюджетным кредитам (ссудам), предоставленным федеральным бюджетом внутри страны – 45,2 млн. рублей (возврат прочих кредитов – 45,2 млн. рублей).

По состоянию на 1 января 2013 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 885 676,4 млн. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 68 «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2012 году» в январе 2013 года нефтегазовые доходы в сумме 713 475,4 млн. рублей зачислены на счет по учету средств Резервного фонда.

Курсовая разница от переоценки средств Резервного фонда на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-июнь 2013 года составила 171 772,6 млн. рублей.

 Таким образом, по состоянию на 1 июля 2013 года  совокупный объем средств Резервного  фонда в рублевом эквиваленте  составил                                    2 770 924,4 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2013 года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 2 690 630,2 млн. рублей.

В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2012 году, в апреле 2013 года часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России, а именно 81,8 млн. долларов США, 62,5 млн. евро и 11,9 млн. фунтов стерлингов, реализована за 5 714,5 млн. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета.

Курсовая разница от переоценки средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах во Внешэкономбанке, за январь-июнь 2013 года составила 14 611,2 млн. рублей.

Профицит консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам I полугодия 2013 года составил  535 299,9 млн. рублей. При этом результат исполнения бюджетов входящих в состав  консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет:

профицит федерального бюджета – 367 869,0 млн. рублей;

профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 5 233,0  млн. рублей;

профицит бюджетов государственных внебюджетных фондов –   
117 503,8 млн. рублей;

профицит бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – 44 694,0 млн. рублей.

Таблица 8

 

Основные показатели исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации  и бюджетов государственных внебюджетных фондов

за 2009 - 2013 гг.[2]

Показатель

Кассовое исполнение 

2009 года

2010 года

2011 года

2012 года

2013 года

1

2

3

4

5

6

ДОХОДЫ – всего

6 042,7

7 603,5

9 885,1 

11 101,5

11 370,7

% к ВВП

34,4

36,3

39,1

38,5

36,3

РАСХОДЫ – всего

6 619,7

7 331,2

8 138,7

9 961,2

10 835,4

% к ВВП

37,7

35,0

32,2

34,6

34,6

Процентные расходы

112,4

131,0

140,1

188,0

213,9

% к ВВП

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

Непроцентные расходы

6 507,3

7 200,2

7 998,7

9 773,3

10 621,4

% к ВВП

37,0

34,3

31,6

33,9

33,9

ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

- 577,0

272,3

1 746,4

1 140,2

535,3

% к ВВП

3,3

1,3

6,9

4,0

1,7

Источники внутреннего финансирования

31,2

- 448,4

582,4

758,6

810,9

из них:

         

курсовая разница

492,8

- 186,6

- 123,4

109,4

321,9

Изменение остатков средств на счетах

630,6

45,8

- 2 274,1

- 2 001,7

- 1 309,0

Источники внешнего финансирования

-84,8

130,3

- 54,7

102,9

- 37,2

Справочно:

объем ВВП

17 579,5

20 972,8

25 273,6

28 815,2

31 360,6

Информация о работе Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ