Оценка и прогнозирование финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Основной целью данной работы являет изучение основ и структурной схемы оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия, которая будет функционировать в рамках общефирменной системы управления предприятием, а также разработка рекомендаций по совершенствованию механизма оценки и прогнозирования по данному направлению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВА-НИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие финансового менеджмента и сущность финансового состояния предприятия 5
1.2. Основные показатели оценки финансового состояния на предприятии 30
1.3 Основы планирования и прогнозирования финансового состояния предприятия 58
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОСАЛОНА ЗАО НИЖНЕВАР-ТОВСК-ЛАДА 67
2.1. Организационно-экономическая характеристика автосалона ЗАО Нижневартовск-Лада 67
2.2. Анализ финансового состояния и управления финансами в автосалоне ЗАО Нижневартовск-Лада 73
2.3 Прогнозирование основных показателей финансово-экономической деятельности автосалона ЗАО Нижневартовск-Лада 86

Файлы: 1 файл

ЗАО ЛАДА.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основы планирования  и прогнозирования финансового  состояния предприятия

 

Критика командно-административной системы и связанной с ней  организации плановой работы обусловила ситуацию, когда стали бояться использовать термин «планирование». Здравый смысл не позволяет принять данную точку зрения. Советский опыт планирования, при всех его недостатках, имел и положительное значение. С определенной степенью допущения можно утверждать, что "планирование" необходимо рассматривать в качестве общемирового достижения (как американскую систему организации производства, японскую и шведскую экономические модели), это элементарная форма организации человеческой деятельности.

 Планирование - это  опирающееся на определенное  понимание реалий формирование  образа будущего, и поэтому обязательная  предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие позитивного продвижения в решении сложных задач . При соблюдении определенных правил планирование - наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения, чреватые потерями, невосполнимым деструктивным эффектом.

 Планирование как  особый специфический вид управленческой  деятельности требует учета ряда обстоятельств и подходов, к основным из которых относятся:

- планирование должно  начинаться на самых высших  уровнях управления компаний;

- в организации плановой  работы должен быть исключен "случай", так как ценность планирования состоит в систематической работе, комплексном подходе к решению проблем, в том числе внимательном анализе ситуации и учете случайных факторов, которые при определенных условия могут стать закономерным явлением;

- планирование должно  не только предупреждать негативные явления, но и обеспечивать выявление и использование долговременных возможностей;

- основа эффективного  плана - надежная информация;

- планирование - это динамичный  процесс, что требует постоянной  корректировки и контроля планов;

- планирование должно обеспечить нормальное взаимопонимание между всеми участниками процесса его разработки и реализации;

- эффект планирования  связан с обеспечением нормальной  адаптации плановых решений к  конкретной ситуации.

 В широком смысле  слова прогнозирование предоставляет информацию о будущем или предвидение его и подразделяется на ненаучное и научное. Ненаучное предвидение связано с приметами, жизненным опытом, а научное основано на знаниях развития закономерностей развития природы и общества. Научный прогноз основывается на специальном научном исследовании экономических явлений и процессов с целью поиска объективного экономически оправданного решения по активному воздействию на них. Под прогнозированием понимается комплекс аргументированных предположений, представленных в количественной и качественной форме, относительно вероятностного характера будущего развития экономического субъекта.

 Прогнозирование может  выступать и как самостоятельная  форма регулирования деятельности экономического субъекта и как научно-аналитическая стадия планирования мер по экономическому развитию предприятия. По объектам прогнозирования выделяют: экономические, экологические, научно-технические, социальные и внешнеэкономические прогнозы. По характеру прогнозирования они бывают частные и комплексные, а по продолжительности – краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

 В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает денежное или финансовое прогнозирование и планирование, реализуемое на основе прогнозирования и планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. В последние годы в большинстве компаний традиционные формы прогнозирования и планирования направлены на использование его современной формы - бюджетирования .

 Финансовое планирование - это подсистема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Непосредственным объектом финансового планирования выступает образование и распределение доходов и накоплений, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Содержание финансового  планирования представляется как заранее  определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Задачей финансового  планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Целями финансового планирования являются:

1) определение источников  формирования финансовых ресурсов  и их общей величины;

2) установление оптимальных  пропорций распределения средств  между централизованными и децентрализованными  фондами, отраслями национального хозяйства и административно-территориальными подразделениями;

3) определение конкретного  направления использования ресурсов  и создание необходимых резервов.

Финансовое планирование является важнейшей функцией управления экономикой и ее звеньями. Оно осуществляется органами государственной власти и управления, а также всеми хозорганами, учреждениями и их вышестоящими структурами.

В рыночных условиях ведения  хозяйства финансовое планирование проводится в значительной мере как  прогнозирование в связи с  неопределенностью многих воздействующих факторов на намечаемые конечные результаты хозяйствования.

Прогноз - вероятностное  суждение о состоянии какого-либо явления в будущем на основе специального научного исследования. Прогнозирование - разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого-либо явления, объекта, процесса. Применительно к финансам развитие явления в прогнозировании - это возможное совершенствование финансовых отношений, объект - финансовые ресурсы, процесс - движение фондов денежных средств.

План - система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели заданий, определяющих порядок, сроки  и последовательность осуществления действий или мероприятий.  Планирование - процесс, охватывающий собственно разработку плана, организацию его выполнения и контроль исполнения. В рыночной системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно-координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через экономические регуляторы.

В системе социально-экономического прогнозирования финансовое планирование играет активную роль. При разработке финансовых планов проверяется степень  напряженности производственных заданий, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов за счет более полного использования производственных мощностей по выпуску продукции и улучшению ее качества, резервов снижения издержек и сокращения непроизводительных потерь. Рассматриваются также пути уменьшения потребности в денежных средствах с учетом вовлечения в производство имеющихся материальных ресурсов, ускорения оборачиваемости оборотных средств, снижения сметной стоимости строительства, сокращения расходов на содержание аппарата управления и т.д. Таким образом, финансовое планирование, с одной стороны, - орудие управления финансовыми ресурсами, с другой, - активное средство воздействия на процесс общественного производства.

В основе финансового  планирования лежат следующие важнейшие  принципы: сочетание централизованного  и децентрализованного подходов, единство, непрерывность.

Первый принцип означает органическое сочетание двух начал: централизованного финансового планирования с максимальным развитием творческой местной (низовой) инициативы при составлении финансовых планов. Централизованное финансовое планирование позволяет государству проводить единую финансовую политику, целенаправленно руководить распределением и перераспределением финансовых ресурсов в масштабе государства. Децентрализм в финансовом планировании способствует развитию творческой активности производственных единиц и местных органов власти в составлении реальных планов и их выполнении, в изыскании резервов роста производства и повышения его результативности.

Важное значение приобретает  переход к экономическим методам  управления финансами регионов на основе долговременных нормативов, устанавливающих зависимость бюджетов местных органов власти от результатов деятельности субъектов хозяйствования, расположенных на их территории. Одновременно необходимо последовательное укрепление общегосударственных финансов, повышение устойчивости доходной части государственного бюджета, его роли в усилении социальной ориентации развития общественного производства, повышении эффективности.

Принцип единства находит  выражение в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости финансового планирования с экономическим и социальным планированием. В основе финансовых планов лежат показатели планов и прогнозов экономического и социального развития. В то же время в ходе финансового планирования уточняются установленные параметры развития объекта, проверяются балансовые связи отдельных элементов и разделов плана экономического и социального развития. Единство финансового планирования означает также тесную взаимосвязь всех видов финансовых планов. Показатели финансовых планов вышестоящих организаций включают плановые проектировки подведомственных субъектов. Финансовые планы, составляемые на государственном уровне (государственный бюджет), базируются на показателях финансовых планов предприятий и организаций местных органов управления.

Принцип непрерывности  планирования предполагает тесную увязку перспективных и годовых (текущих) финансовых планов, что достигается продлением срока действия перспективных планов и уточнением их задач в годовых планах. Непрерывность финансового планирования позволяет ликвидировать разрыв между текущими и перспективными планами, лучше ориентировать хозяйственные связи между текущими и перспективными планами, лучше ориентировать хозяйственные организации, определяя реальные перспективы их развития.

В финансовом планировании используются следующие методы :

1. Метод экстраполяции  (или коэффициентов). Состоит в  определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения. Такой порядок имеет существенные недостатки:

не учитывает выявления возможных внутрихозяйственных резервов;

отрицательно сказывается  на использовании материальных и  денежных ресурсов, так как в планируемом  периоде их размеры будут определяться исходя из достигнутого уровня.

2. Метод экспертных  оценок предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.

3. В соответствии с  нормативным методом плановые  финансовые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов.

4. Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей. Соблюдение требований финансового баланса позволяет предупредить возникновение диспропорций между затратами и доходами предприятия, отрасли, бюджетов всего национального хозяйства; определить необходимые темпы и пропорции развития народного хозяйства; всесторонне их обосновать с учетом мобилизации внутренних ресурсов.

5. Программно-целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях - общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения:

установление приоритетов;

повышение эффективности  расхождения средств;

прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

6. Многовариантность  расчетов, выбор наилучших решений  предполагают более широкое использование экономико-математических методов, ЭВМ для финансовых прогнозов на длительный период.

В финансовом планировании исторически сформировались следующие организационные принципы: ведомственный, отраслевой, территориальный и предметно-целевой.

Ведомственный и отраслевой принципы были характерны для периода  централизованного управления экономикой с ее жесткими, командными методами.

В условиях рыночной экономики  большее применение получают территориальный и предметно-целевой принципы. Применение территориального финансового планирования позволяет определить финансовые ресурсы отдельных административно-территориальных единиц, способствует поставить зависимость объема ресурсов от результатов хозяйственной деятельности; в случае недостатка ресурсов по объективным причинам возможно их перераспределение через централизованные фонды для обеспечения приемлемого социального развития региона.

Предметно-целевой принцип в  финансовом планировании направлен  на конкретное формирование и использование  финансовых  ресурсов  для   обеспечения  определенной экономической, социальной, экологической, культурной и других программ, независимо от источников происхождения ресурсов.  Составление финансовых планов осуществляется по этапам.

На первом этапе планирования проводится экономический анализ выполнения финансовых показателей за отчетный период. Анализ финансовых показателей проводится во взаимной увязке с производственными данными. Сопоставление плановых поступлений и расходов с фактическими в сочетании с производственными показателями позволяет вскрыть причины неполной   аккумуляции   средств,   определить   степень эффективности их использования, выявлять внутрихозяйственные резервы.

Информация о работе Оценка и прогнозирование финансового состояния предприятия