Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:48, отчет по практике
Одно из главных требований к подготовке специалистов высшей квалификации – её связь с практикой, знание конкретных задач, особенностей будущей практической деятельности. Важным звеном этой связи является производственная практика.
Цели и задачи производственно-профессиональной практики – это систематизация, закрепление и углубление знания специальных дисциплин на основе изучения экономической и бухгалтерской отчетности деятельности предприятия отрасли; приобретение практических навыков самостоятельной работы по анализу и планированию хозяйственной деятельности предприятия.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика магазина «Монетка» ………………………6
Глава 2. Анализ товарных запасов ……………………………………………10
2.1. Анализ товарных запасов в разрезе товарных групп ………………….15
2.2. Факторный анализ товарных запасов……….. …………………………16
2.2. Планирование товарных запасов ………………………………………...17
Глава 3. Анализ товарооборота
3.1. Анализ розничного товарооборота магазина «Монетка» ……………...19
3.2. Товарооборот магазина в поквартальном разрезе …………………….20
3.3. Факторный анализ товарооборота магазина ……………………………27
3.4. Анализ товарного обеспечения по магазину ……………………………28
3.5. Планирование товарооборота …………………………………………..30
Глава 4. Анализ валового дохода магазина …………………………………34
4.1. Факторный анализ валового дохода …………………………………….36
4.2. Анализ валового дохода по товарным группам ……………………….37
4.3. Планирование валового дохода …………………………………………40
Глава 5. Анализ издержек обращения ……………………………………….41
5.1. Анализ издержек обращения в разрезе статей …………………………45
5.2. Факторный анализ издержек обращений ………………………………46
5.3. Планирование издержек обращения …………………………………….46
Глава 6. Анализ показателей по труду ………………………………………48
6.1. План по труду ……………………………………………………………..49
6.2. Факторный анализ показателей по труду ……………………………….50
Глава 7. Анализ состояния и эффективности использования основных фондов и оборотных средств магазина
7.1. Динамика показателей оборачиваемости основных фондов ………….53
7.2. Динамика показателей оборачиваемости оборотных средств …………55
7.3. Планирование показателей оборачиваемости основных фондов и оборотных средств ……………………………………………………………..57
Глава 8. Анализ прибыльности и рентабельности …………………………..59
8.1. Планирование прибыли и рентабельности ………………………………61
Глава 9. Общие выводы по анализу …………………………………………..63
Заключение ………………………………………………………………………65
Список литературы …………………………………………………
При анализе
динамики товарооборота необходимо
определить и изучить среднегодовой
темп его роста. Среднегодовой темп
увеличения товарооборота и других
показателей хозяйственной
Где Тф − фактический товарооборот;
Тб − базовый товарооборот;
п – количество анализируемых периодов.
% (в действующих ценах)
% (в сопоставимых ценах)
Из таблицы видно, что за последние три года розничный товарооборот увеличился на 33679 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2009 года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 39,0%, что составило 24494,27273 тыс. руб. (91847,27273-67353), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 7366,7 тыс. руб. (101032-93665,3).
Розничный товарооборот магазина за 2011 год в сопоставимых ценах составил 91847,27273 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2009 году составил всего 36%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров увеличилось в 2010 году на 21,343%, в 2011 году на 23,6198%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.
Определим удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте.
Таблица 10
Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах
за 2010 − 2011 годы
Кварталы |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (-), (+) |
Темп отклонения, (%) | ||
Сумма, руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, руб. |
Удельный вес,% | |||
I квартал |
18993 |
23,239 |
24360 |
24,111173 |
+5367 |
128,2578 |
II квартал |
21917 |
26,817 |
22014 |
21,789136 |
+97 |
100,4426 |
III квартал |
20198 |
24,7137 |
26328 |
26,05907 |
+6130 |
130,3495 |
IV квартал |
20620 |
25,23 |
28330 |
28,040621 |
+7710 |
137,3909 |
Итого |
81728 |
100,00 |
101032 |
100,00 |
19304 |
123,6198 |
Товарооборот магазина за отчетный год вырос на 23,6198%, абсолютный прирост составил 19304 тыс. руб. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот магазина «Монетка» распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый.
В I квартале отчетного года товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 28,2578%, а абсолютное увеличение составило 5367 тыс. руб. Во II квартале товарооборот по сравнению с плановым годом увеличился всего на 0,4426%, прибыль составила 97 тыс. руб.. В III квартале товарооборот по сравнению с 2010 годом вырос на 30,3495%, абсолютное отклонение составило 6130рублей. В IV квартале наблюдается рост: относительный − 23,6198%, а абсолютное отклонение составило 7710 тыс. руб..
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что увеличился удельный вес I квартала (с 23,239% до 24,111173%). Удельный вес II, III, IV квартала увеличился по сравнению с плановым годом. Но товарооборот по кварталам в 2010 году распределился более равномерно, чем в 2011 году.
Для определения
равномерности развития розничного
товарооборота целесообразно
Среднее квадратичное отклонение:
- процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
- процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;
- число месяцев (кварталов) изучаемого периода.
Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Коэффициент вариации:
Где - среднее квадратичное отклонение;
- темп отклонения товарооборота за квартал.
По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя.
Коэффициент ритмичности:
- коэффициент вариации.
Для расчета этих показателей выполняется следующая таблица.
Таблица 11
Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2010 – 2011 года
Квартал |
Темп отклонения (%) |
Х-Хсреднее |
(Х-Хсреднее)^2 |
I квартал |
128,2578 |
+4,1476 |
17,2026 |
II квартал |
100,4426 |
-23,6676 |
560,1553 |
III квартал |
130,3495 |
+6,2393 |
38,9289 |
IV квартал |
137,3909 |
+13,2807 |
176,3770 |
Xсреднее |
124,1102 |
- |
15403,3417 |
Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 62,055%. Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным только на 50,0001%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.
На основе квартальных изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
Таблица 12
Определение сезонности продажи товаров по кварталам года
за 2009 -2011 года
Квар-тал |
2009 год Сумма, руб. |
2010 год Сумма, руб. |
2011 год Сумма, руб |
итого за три года Сумма, руб. |
средний за три года Сумма, руб. |
Коэффи-циент сезонно-сти, % |
I |
14867 |
18993 |
24360 |
58220 |
19406,667 |
93,10915 |
II |
14307 |
21917 |
22014 |
58238 |
19412,667 |
93,138702 |
III |
15678 |
20198 |
26328 |
62204 |
20734,667 |
99,481435 |
IV |
22501 |
20620 |
28330 |
71451 |
23817 |
114,26995 |
Итого за год |
67353 |
81728 |
101032 |
250113 |
83371 |
400 |
Сред.кварт.т/от |
16838,25 |
20432 |
25258 |
62528,25 |
20842,75 |
- |
По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2012 года.
Проведем анализ структуры товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме товарооборота.
Удельный вес группы товаров определяется по следующей формуле:
Где Тгр – товарооборот группы товаров;
То – товарооборот общий.
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в товарные группы. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы.
Таблица 13
Динамика и структура реализации товаров магазина «Монетка» по группам товаров в 2009 – 2011 гг.
товарная группа |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
отклонения |
темп роста, % | |||||||
сумма, тыс.руб. |
уд.вес, % |
сумма, тыс.руб. |
уд.вес, % |
сумма, тыс.руб. |
уд.вес, % |
по сумме, тыс.руб. |
по удел.весу, % |
2010 г.от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. | |||
2010 г.от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2010 г.от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. | |||||||||
Хлеб и хлебобулочные изделия |
5920,79 |
3,81 |
6037,07 |
3,67 |
6560,71 |
3,91 |
116,28 |
523,64 |
- 0,14 |
0,24 |
101,96 |
108,67 |
Бакалея |
15959,72 |
10,27 |
16959,72 |
10,31 |
17400,15 |
10,37 |
1000,00 |
440,43 |
0,04 |
0,06 |
106,27 |
102,60 |
Ликеро-водочные, пиво |
12649,67 |
8,14 |
13768,47 |
8,37 |
13742,26 |
8,19 |
1118,79 |
- 26,20 |
0,23 |
- 0,18 |
108,84 |
99,81 |
Колбаса и колбасные |
16270,53 |
10,47 |
16828,12 |
10,23 |
16963,89 |
10,11 |
557,60 |
135,77 |
- 0,24 |
- 0,12 |
103,43 |
100,81 |
Мясо и мясопродукты |
10474,05 |
6,74 |
10758,16 |
6,54 |
10856,22 |
6,47 |
284,10 |
98,06 |
- 0,20 |
- 0,07 |
102,71 |
100,91 |
Овощи, фрукты |
3294,51 |
2,12 |
3388,65 |
2,06 |
3557,22 |
2,12 |
94,15 |
168,56 |
- 0,06 |
0,06 |
102,86 |
104,97 |
Кондитерские |
9293,00 |
5,98 |
9524,42 |
5,79 |
9748,78 |
5,81 |
231,42 |
224,36 |
- 0,19 |
0,02 |
102,49 |
102,36 |
Гастрономия |
6387,00 |
4,11 |
7155,65 |
4,35 |
7198,33 |
4,29 |
768,66 |
42,67 |
0,24 |
- 0,06 |
112,03 |
100,60 |
Консервы |
2470,88 |
1,59 |
2352,32 |
1,43 |
2617,57 |
1,56 |
- 118,56 |
265,26 |
- 0,16 |
0,13 |
95,20 |
111,28 |
Безалкогольные напитки |
7707,91 |
4,96 |
8274,24 |
5,03 |
8540,67 |
5,09 |
566,33 |
266,43 |
0,07 |
0,06 |
107,35 |
103,22 |
Мороженое |
1740,50 |
1,12 |
2105,57 |
1,28 |
2097,42 |
1,25 |
365,08 |
- 8,16 |
0,16 |
- 0,03 |
120,98 |
99,61 |
Молоко и молочные продукты |
12463,19 |
8,02 |
13423,02 |
8,16 |
13658,37 |
8.14 |
959,83 |
235,35 |
0,14 |
- 0,02 |
107,70 |
101,75 |
Рыба и морепродукты |
8935,58 |
5,75 |
8340,04 |
5,07 |
8993,72 |
5,36 |
- 595,54 |
653,68 |
- 0,68 |
0,29 |
93,34 |
107,84 |
Прочие продовольственные товары |
6091,73 |
3,92 |
5411,98 |
3,29 |
5671,41 |
3,38 |
- 679,76 |
259,43 |
- 0,63 |
0,09 |
88,84 |
104,79 |
Полуфабрикаты |
14716,51 |
9,47 |
15314,75 |
9,31 |
15638,33 |
9,32 |
598,23 |
323,58 |
- 0,16 |
0,01 |
104.07 |
102,11 |
Товары бытовой химии |
9526,11 |
6,13 |
10182,41 |
6,19 |
10369,62 |
6,18 |
656,31 |
187,21 |
0,06 |
- 0,01 |
106,89 |
101,84 |
Парфюмерно-косметические товары |
7210,62 |
4,64 |
7616,25 |
4,63 |
7701,71 |
4,59 |
405,62 |
85,46 |
- 0,01 |
-0,04 |
105,63 |
101,12 |
Печатная продукция |
870,25 |
0,56 |
970,54 |
0,59 |
889,30 |
0,53 |
100,29 |
- 81,23 |
0,03 |
- 0,06 |
111,52 |
91.63 |
Игрушки |
1740,50 |
1,12 |
1858,83 |
1,13 |
1828,95 |
1,09 |
118,33 |
- 29,88 |
0,01 |
- 0,04 |
106,80 |
98,39 |
Прочие непродовольственные товары |
1678,34 |
1,08 |
4227,59 |
2,57 |
3758,57 |
2,24 |
2549,26 |
- 469,03 |
1,49 |
- 0,33 |
251,89 |
88,91 |
Итого |
155401,40 |
100,00 |
164497,80 |
100,00 |
167793,20 |
100,00 |
9096,40 |
3295,40 |
0,00 |
0,00 |
105,85 |
102,00 |
При общем росте товарооборота в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 9096,40 тыс.руб. или 5,85% и на 3295, 40 тыс. руб. или 2% по отдельным товарным группам в основном отмечается рост объема реализации товаров. Однако в структуре товарооборота присутствуют группы товаров, по которым объем реализации снизился. В частности, в 2010 году по сравнению с 2009 годом отмечается уменьшение товарооборота по группе «Консервы» на 118, 56 тыс.руб. или 4,80%, «Рыба и морепродукты» на 595,54 тыс.руб. или 6,66%, «Прочие продовольственные товары» на 679,76 тыс.руб. или 11,16%. В 2011 году по сравнению с 2010 годом снижение товарооборота произошло по группам «Ликеро-водочные, пиво» на 26,20 тыс.руб. или 0,19%, «Мороженое» на 8,16 тыс. руб. или 0,39%, «Печатная продукция» на 81,23 тыс.руб. или 8,37%, «Игрушки» на 29,88 тыс.руб. или 1,61%, «Прочие непродовольственные товары» - на 469,03 тыс.руб. или 11,09%.
Также необходимо отметить, что по всем остальным группам товаров рост товарооборота также происходит достаточно неравномерно: в 2010 году по сравнению с 2009 годом наибольший темп роста отмечается по группам «Мороженое» (120,98%) и «Прочие непродовольственные товары» (251,89%), а в 2011 году по сравнению с 2010 годом – по группам «Консервы» (111,28%) и «Хлеб и хлебобулочные изделия» (108,67%).
Факторами неравномерного развития товарооборота по группам товаров можно назвать такие, как различная динамика развития внутригруппового ассортимента, качество поставляемых товаров, тенденции изменения покупательского спроса.
Для расчета влияния цен на объем товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах прошлого года
Тс = Тф / Јцен
Где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах
Тф – товарооборот в фактических ценах;
Јцен – индекс цен
Јцен в 2011г. = 1,1
Тс = 101032 / 1,1 = 91847,2727
Влияние изменения цен = 101032 - 91847,2727 = 9184,727273 тыс. руб.
За счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а за счет ресурсоотдачи – интенсивный.
В том числе за счет изменения физического объема товарооборота:
91847,2727 – 81728 = 10119,27273 тыс. руб.
итого: 9184,727273 + 10119,27273 = 19304 тыс. руб.
Для определения влияния трудовых ресурсов используем метод разниц:
ПТ = Т/Ч
Где ПТ – производительность труда;
Ч – численность рабочих
ПТ (плановая) = 81728/12 = 6810,66667 тыс. руб.
ПТ (фактическая) = 101032/14= 7216,571429 тыс. руб.
Влияние численности работников:
(Чф-Чпл)*ПТпл
Где Чф – численность фактическая;
Чпл – численнсоть плановая;
ПТпл – производительность труда плановая.
Влияние производительности труда:
(ПТф-ПТпл)*Чф
Где ПТф – производительность труда фактическая;
ПТпл - производительность труда плановая;
Чф – численность фактическая.