Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:59, курсовая работа
Эффективность управления организацией зависит от множества внутренних и внешних параметров, при этом одним из определяющих и направляющих факторов выступает персонал. Процесс управления человеческими ресурсами в организации, реализуемый через мотивационные функции, предусматривающие использование инструментов, побуждающих к эффективной трудовой деятельности, приобретает все большее значение
Введение…………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и сущность системы мотивации…………………………………………….4
1.1 Сущность систем мотивации персонала на предприятии....………………..……………4
1.2 Выбор стратегии и методов мотивирования……...………………………………………11
Глава 2. Исследование системы мотивации в ООО «РА Оранж».…………………………….16
2.1 Организационно-управленческая характеристика ООО «РА Оранж»..……...................16
2.2 Анализ системы мотивации персонала на ООО «РА Оранж»..……...…….….................29
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала на ООО «РА Оранж» и их экономическая оценка………………………..................................................32
Заключение………………………………………………………………………………………...40
Список использованной литературы...…………………………………………………………..44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Социально-экономический факультет
Кафедра экономики, управления и бизнеса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория управления»
Тема:
«Разработка систем мотивации персонала на предприятии»
Выполнила:
заочной формы обучения
Жеребцова Кристина Андреевна
Профессор
Антипин Сергей Анатольевич
Оценка __________________
Орехово-Зуево
2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность системы мотивации…………………………………………….4
1.1 Сущность систем мотивации персонала на предприятии....………………..……………4
1.2 Выбор стратегии и
методов мотивирования……...…………
Глава 2. Исследование системы мотивации в ООО «РА Оранж».…………………………….16
2.1 Организационно-управленческая
характеристика ООО «РА Оранж».
2.2 Анализ системы мотивации
персонала на ООО «РА Оранж»..…
2.3 Разработка рекомендаций
по совершенствованию системы
мотивации персонала на ООО
«РА Оранж» и их экономическая
оценка………………………...............
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы...……………………………………………
Введение
Широта изучения темы управления мотивацией персонала заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников.
Эффективность управления организацией зависит от множества внутренних и внешних параметров, при этом одним из определяющих и направляющих факторов выступает персонал. Процесс управления человеческими ресурсами в организации, реализуемый через мотивационные функции, предусматривающие использование инструментов, побуждающих к эффективной трудовой деятельности, приобретает все большее значение. В этой связи, изучение потенциала мотивации многих компаний с позиций достижения максимального эффекта от использования во многом определяется значительными финансовыми и интеллектуальными ресурсами. В данном ключе следует отметить, что в процессе управления человеческими ресурсами персонал необходимо рассматривать не как издержки, а как активы предприятия, которые в перспективе функционирования организации позволят повысить уровень ее доходности и конкурентоспособности.
Мотивированный работник лучше использует свои способности, новые возможности, технические средства на своем рабочем месте, что приводит к получению желаемого результата и более эффективной деятельности всей организации.
Повышение эффективности деятельности организации в современных условиях возможно только при увеличении отдачи сотрудников, что требует от менеджеров по персоналу все большего внимания. Важную роль в связи с этим играет целостная система мотивации работников предприятия. Менеджеры по персоналу нуждаются в четких инструментах при реализации такого воздействия.
Влияние уровня мотивации на производительность труда сложно переоценить. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Несмотря на обилие научных взглядов по данной проблематике, вопросы мотивации труда привлекают все большее внимание исследователей и практических работников, так как мало изучены.
Теоретической основой исследования курсовой работы послужили нормативные акты, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой, труды отечественных и зарубежных авторов по управлению персоналом, основам предпринимательской деятельности, в частности, таких, как: Андреева В., Веснин В.Р., Виханский О.С., Глухов В.Р., Ильин Е.П., Кабушкин Н.И., Машков В.Н., Томилова В.В., Уткин Э.А., Шекшня С.В. и др.
Целью курсовой работы является анализ системы мотивации персонала предприятия на примере ООО «РА Оранж».
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть
сущность системы мотивации
- определить выбор стратегии и методов мотивирования;
- дать организационно-
- проанализировать систему мотивации персонала на ООО «РА Оранж»;
- определить
мероприятия по
Объект исследования – предприятие ООО «РА Оранж».
Предмет работы – система отношений мотивации работников на предприятии.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовался системный подход, применялся научный инструментарий, включающий методы диалектического, статистического анализа, методы индукции и дедукции, синтез.
Теоретической основой исследования бакалаврской работы послужили нормативные акты, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой, труды отечественных и зарубежных авторов по управлению персоналом, основам предпринимательской деятельности, в частности, таких, как: Андреева В., Веснин В.Р., Виханский О.С., Глухов В.Р., Ильин Е.П., Кабушкин Н.И., Машков В.Н., Томилова В.В., Уткин Э.А., Шекшня С.В. и др.
Базой для практической части работы стали документы ООО «РА Оранж»: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, результаты собственного исследования мотивации персонала на предприятии.
Практическая значимость исследования определяется содержащимися в нем результатами анализа существующей системы мотивации на предприятии ООО «РА Оранж» и рекомендациями по совершенствованию мотивации персонала в целях повышения эффективности деятельности организации.
Практически каждый человек, даже неискушенный в вопросах управления персоналом, сталкивался с понятием мотивации и стимулирования. Есть несколько определений данного понятия, которые применяются в менеджменте, остановимся на одном из них. Мотивация персонала – это процесс удовлетворения потребностей и ожиданий работников в работе, которую они выбрали. Этот процесс осуществляется, когда цели работников совпадают с целями предприятия, где они трудятся.
Сущность мотивации персонала состоит именно в том, чтобы персонал предприятия эффективно выполнял работу, руководствуясь каждый своими правами и обязанностями, в соответствии с решениями руководящего состава предприятия. Если руководство умеет планировать и координировать работу коллектива и организации в целом, то его решения всегда будут направлены на максимальную реализацию потенциальных возможностей работников. Задача мотивационного процесса – сделать каждого сотрудника владельцем своей рабочей силы.
Удовлетворенность трудом можно считать одним из критериев поведения сотрудника в организации с точки зрения его эффективности: если степень удовлетворенности трудом у сотрудника низкая, то и его поведение в организации будет неэффективным. То есть существует прямо пропорциональная зависимость между такими категориями, как удовлетворенность трудом и эффективность организационного поведения сотрудника: чем ниже степень удовлетворенности трудом, тем менее эффективно его поведение в организации.
Так как удовлетворенность работой сотрудника в организации может возникнуть только при условии соответствия характеристик самой работы, условий труда, социально – психологической атмосферы индивидуальной структуре потребностей, интересов, ценностей, имеющих свою мотивационную составляющую, то можно считать, что именно мотивация является базовой составляющей удовлетворенности сотрудника трудовой деятельностью в организации и, соответственно, одним из ключевых факторов, определяющих эффективность организационного поведения.
Мотивация в организации может рассматриваться:
– как функция управления (мотивация изучается как процесс побуждения к деятельности);
– как сила, побуждающая к действию (в этом понимании мотивация сходна с понятием «мотив») (рисунок 1).
Рис. 1 – Понятие мотивации
Мотивация как функция управления - это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает вести себя таким образом, чтобы стратегические цели данной организации были достигнуты, т.е. именно мотивация «побуждает» сотрудника к действию.1
Виды мотивации персонала немного различаются у разных авторов, но несложно выделить несколько основных. Виды мотивации персонала по основным группам потребностей: материальная (стремление сотрудника к достатку), трудовая (содержание и условия работы), статусная (стремление индивида занять более высокое положение в команде, отвечать за более сложную и квалифицированную работу).
Виды мотивации персонала по используемым способам: нормативная (воздействие с помощью информирования, внушения, убеждения), принудительная (использование угрозы неудовлетворения потребностей, принуждения, власти), стимулирование (косвенное воздействие на личность, блага и стимулы, побуждающие сотрудника к нужному поведению).
Виды мотивов по источникам возникновения: внутренняя и внешняя. Внешние мотивы – это воздействие извне, с помощью определенных правил поведения в коллективе, через приказы и распоряжения, оплату работы и т.д. Внутренние мотивы – это воздействие изнутри, когда сам человек формирует мотивы (например, познание, страх, желание достичь определенной цели или результатов, и т.п.). Последний вид стимулирования гораздо эффективнее, чем первый, поскольку работа выполняется качественнее и на нее тратится меньше усилий.
Виды мотивации персонала по направленности на достижение целей и задач организации: положительная и отрицательная. Положительная – это персональные бонусы и премии, поручение наиболее важной работы и вип-клиентов и т.д. Отрицательная – это различные замечания, выговоры и взыскания, психологическая изоляция, перевод на нижестоящую должность и т.п. Причем все виды взысканий должны доводиться и объясняться всему коллективу, а не только конкретному индивиду.
С.С. Фролов выделяет два типа мотивации (рисунок 2):
– экономическая мотивация – осуществляется посредством воздействия на состояние материальных (экономических) условий существования работника и реализуется через систему оплаты эффективной работы, распределения материальных благ и т.п.;
– неэкономическая мотивация – осуществляется с использованием нравственных, моральных, идеальных и дисциплинарных мотивов, опирающихся на соответствующие ценности и нормы, ценности личности в трудовой деятельности.2
Рис. 2 – Типы мотивации
Рассматривая мотивацию как силу, побуждающую к действию, т.е. практически как мотив, можно выделить такие функции мотивов трудовой деятельности, как:
1) ориентирующую, направленную на
выбор сотрудником типа
2) смыслообразующую, определяющую
субъективную значимость
3) опосредующую, возникающую на стыке внешних и внутренних мотивов сотрудника, побуждающих его к действию и влияющих на его поведение;
4) мобилизующую – мобилизует
внутренние резервы сотрудника,
необходимые для выполнения
5) оправдательную, заложенную в
отношении сотрудника к
Факторы мотивации персонала можно выделить следующие:
Потребность работать в успешной и известной компании. Здесь основную роль играет престижность или «брэндовость предприятия», когда его работники гордятся тем фактом, что принимают активное участие в жизни организации. Кроме этого, каждый сотрудник (а ключевые менеджеры обязательно) должен знать стратегию компании, и четко представлять ее будущее.
Информация о работе Разработка систем мотивации персонала на предприятии