Управление денежными потоками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:04, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - дать оценку состояния и движения денежных потоков на предприятии.

Файлы: 1 файл

Диплом в рамке.DOC

— 1.15 Мб (Скачать файл)
  • подготовка исходной информации. Сбор данных у руководителей подразделений, бухгалтерии.
  • на основе данных, представленных подразделениями и бухгалтерией, рассчитываются следующие величины:
    1. остаток денежных средств на начало планового периода по предприятию в целом;
    1. суммарные поступления по рассматриваемым интервалам планирования по подразделениям и предприятию в целом;
    2. суммарные платежи по рассматриваемым интервалам планирования по подразделениям и предприятию в целом;
    3. «сальдо», т.е. разница между поступлениями и платежами подразделений и предприятия в целом;
    4. строки «денежных средств на начало периода» в планах подразделений и предприятия в целом.
  • проводится анализ результатов в табличной и графической форме: остатков денежных средств и динамики их изменения на заданное количество периодов планирования вперед.

     Если  план движения денежных средств финансово  реализуем, то переходим на Этап 6 - Утверждение плана.

     Этап 2. Если выявлены периоды с отрицательными остатками денежных средств (дефициты), то план финансово нереализуем и  необходимо его корректировать.

     Возможны  следующие способы корректировки  плана:

  • за счет увеличения поступлений в предшествующие и текущий интервалы времени;
  • за счет снижения платежей в предшествующие и текущий интервалы времени;
  • за счет перенесения части поступлений на более ранние сроки;
  • за счет перенесения части платежей на более поздние сроки;
  • за счет увеличения остатка денежных средств на начало периода;
  • за счет взятия кредитов.

     Рассматриваются способы корректировки:

  • увеличения поступлений за счет:
    1. роста объемов продаж;
    1. увеличения цены (потребительских свойств продукции);
    2. возможны комбинированные варианты: увеличение объема продаж при уменьшении цены;
  • уменьшение платежей за счет:
    1. снижения себестоимости (цены прихода);
    2. снижения постоянных издержек;
    3. более рационального управления издержками;
    4. прочие;
  • перенесение поступлений на более ранние сроки за счет:
    1. перехода на другую форму оплаты продукции;
    2. сокращение оборачиваемости товарно-материальных ресурсов;
    3. сокращения времени оборота денежных средств;
    4. ускорения сроков реализации проектов развития, приносящих прирост поступлений и др.;
  • перенесение платежей на более поздние сроки за счет:
    1. перехода на другую форму оплаты поставщиков: от предоплаты - к оплате по факту; от оплаты по факту - к оплате в рассрочку;
    2. замедления или сдвига во времени сроков реализации проектов развития и др.;
  • увеличение собственных денежных средств на начало периода за счет:
    1. увеличения уставного капитала;
    2. реализации высоко ликвидных активов и т.д.;
  • взятие заемных средств.

     На  каждом этапе технологии происходит выработка новых вариантов плана  движения денежных средств. При этом идет два процесса:

  • последовательное улучшение плана;
  • параллельное создание нескольких вариантов плана при помощи разных технологий.

     Далее все планы снова попадают на Этап 1 проверки финансовой реализуемости.

     Этап 3. Корректировка денежных потоков  путем сдвига поступлений и платежей.

  • последовательно рассматриваются все статьи поступлений и платежей (желательно с разукрупнением по ЦФО, подразделениям, товарным группам, проектам). Проверяются возможности:
    1. сдвига поступлений последующего интервала в текущий интервал (дефицитный);
    1. сдвига платежей текущего интервала на последующий интервал;
  • оцениваются возникающие при этом:
    1. возможные  конфликты с потребителями (из-за требования произвести авансовые платежи);
    2. потери за счет выплаты штрафов, пеней; ухудшение отношений с поставщиками; социальная напряженность в коллективе фирмы;
  • вырабатываются новые варианты планов движения денежных средств.

     Происходит  переход на Этап 1.

     Этап 4. Взятие заемных средств (кредитов).

     Этап 5. Увеличение собственных средств  на начало планового периода. (Предназначено в основном для корректировки долгосрочных планов: один год, полгода. Как правило, возникает при необходимости финансирования проектов развития фирмы).

     Рассматриваются следующие возможности:

  • реализация активов фирмы (основные средства и т.д.);
  • снижение дебиторской задолженности (работа с дебиторами);
  • выпуск векселей.

     По  каждому варианту просчитывают выручку  и затраты на осуществление (издержки).

     Составляются  новые варианты планов движения денежных средств,

     Происходит  переход на этап 1 проверки финансовой реализуемости планов.

     Этап 6. В результате проведения этапов 1-5 возникает несколько вариантов плана движения денежных средств.

     Не  менее важной проблемой при управлении денежными средствами является поиск  способов увеличения их поступления на предприятие. Рассмотрим основные из них:

     Рекомендации  по изысканию дополнительных денежных поступлений от основных средств предприятия:

  • проанализировать степень использования оборудования (имущества) с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности;
  • обсудить с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для  поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, возможности оптимизации использования помещений;
  • определить круг потенциальных покупателей (пользователей) излишнего оборудования (имущества) посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества;
  • выбрать наиболее подходящие каналы коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложения о продаже (сдаче в аренду) имущества;
  • сдать в аренду (продать) мало используемое оборудование (имущество).

     Рекомендации  по взысканию задолженности с  целью ускорения оборачиваемости денежных средств:

  • создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с деловым партнером. Общая зависимость от .такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту;
  • установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;
  • сделать менеджеров по продажам ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают.

     Рекомендации  по разграничению выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств:

  • разделить поставщиков на категории по степени их важности для деятельности и прибыльности компании. Интенсифицировать контакты с критически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание я стремление к сотрудничеству;
  • предложить различные схемы платежей:  убедить кредиторов, что новый подход был бы наилучшим способом для обеих сторон сохранить взаимовыгодные отношения;
  • отложить осуществление платежей менее важным поставщикам;
  • найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, и использовать эту информацию для дальнейших переговоров с нынешними поставщиками.

     Рекомендации  по реорганизации инвентарных запасов:

  • разнести по категориям запасы по степени их важности для стабильности деятельности компании. Проанализировать оборот запасов по видам: уменьшить объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования бизнеса;
  • уменьшить размеры неприкосновенных запасов (или запасов, хранящихся в качестве буфера), за счет достижения договоренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку такого товара, если возможно;
  • улучшить деятельность в области заказов на снабжение путем внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения и отпуска товаров, перераспределение площадей хранения или улучшение (минимизация) документооборота. Работать более плотно с поставщиками над вопросами ускоренной поставки и предоставить им стимулы в виде более привлекательных для них условий оплаты;
  • рассмотреть возможность распродажи залежавшихся запасов со скидками с тем, чтобы получить дополнительные денежные средства, однако следует избегать перенасыщения рынка своими товарами  по бросовым ценам, так как это негативным образом скажется на последующих продажах товаров, а также сделает невозможным реализацию стратегии повышения цен.

     Рекомендации  по увеличению притока денежных средств  за счет пересмотра планов капитальных  вложений:

  • оценить, какие срочные потребности в капитальных инвестициях можно отложить на более поздний срок;
  • остановить инвестиционные проекты, которые стали менее эффективными в результате изменения финансовой ситуации в России. Изучить возможности возврата полностью или частично вложенных средств;
  • изменить график инвестиций так, чтобы уменьшить пиковую нагрузку на денежные потоки, путем пересмотра этапов вложений так, чтобы сопутствующий отток денежных средств не ухудшал бы способность компании осуществлять другие срочные платежи;
  • отказаться от тех капитальных расходов, которые не могут дать немедленную отдачу для компании.

     Рекомендации  по увеличению поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников, не связанных с взаимной торговлей:

  • исследовать финансовые условия краткосрочного финансирования, предлагаемого банком, и варианты их улучшения;
  • пересмотреть условия долга предприятия (отсрочка выплаты основной суммы, снижение процентной ставки), и изучить возможность рефинансирования кредитов в других банках.

     Рекомендации  по увеличению продаж:

  • тщательно оценивать прогнозируемые наценки по группам реализуемых товаров для того, чтобы определить группы товаров, приносящие наибольшую прибыль;
  • переоценить факторы потребительского спроса, такие как потребительские свойства (приоритет) при приобретении, цена, качество, тенденции моды, сезонные факторы и т.д.;
  • определить группы продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, и сконцентрироваться на них;

     Указанные мероприятия позволять более  эффективно осуществлять формирование денежных потоков.

     Одним из мероприятий улучшения обеспеченности предприятия денежными средствами является разработка плана поступления и расходования денежных средств и контроль за его осуществлением.

     План  поступления и расходования денежных средств разрабатывается на предстоящий  год в помесячном разрезе с  тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. Он составляется по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом.

Информация о работе Управление денежными потоками на предприятии