Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:04, дипломная работа
Цель данной работы - дать оценку состояния и движения денежных потоков на предприятии.
Скрин-шоты программы представлены в приложении Ч.
5.3 Выбор
и внедрение информационной
Для того, чтобы оценить результаты работы компании, спланировать ее развитие, генеральный директор должен иметь перед глазами ясную картину ее финансовой деятельности. Бухгалтерская отчетность в этом вопросе мало поможет, основным документом, на который следует опираться в управленческих решениях, является бюджет денежных потоков (кэш-фло).
Наиболее сбалансированной оценкой эффективности работы компании, согласно принципам финансовой отчетности, должен быть отчет о прибылях и убытках, а состояние фирмы в каждый момент времени лучше всего должен характеризовать ее баланс. Но это теория, которая, к сожалению, далека от реальных потребностей руководителя. Отчет о прибылях и убытках построен по принципу начисления, то есть расходы в нем отражаются не тогда, когда за них надо платить, а тогда, когда они будут списаны. Это означает, что даже при идеальной отчетности мы будем видеть не те платежи, которые сделала компания (или которые предстоит сделать, если речь идет о плановой отчетности), а условные экономические результаты. Но даже и эти результаты, если мы будем опираться на бухгалтерию, окажутся сильно искажены, так как их оценки находятся под влиянием налоговой оптимизации, учетных условностей и различных требований законодательства.
При принятии управленческих решений будет необходима отчетность, которая отвечает следующим требованиям:
Из этих отчетов должно быть видно, насколько компания обеспечена денежными средствами в любой момент времени.
Отчеты должны быть свободны от всякого влияния законодательных и учетных требований, то есть предназначены только для руководства компании.
Насколько это возможно, отчет должен охватывать все аспекты работы компании.
Именно кэш-фло, причем построенное как управленческая отчетность, а не взятое из бухгалтерских данных, наилучшим образом отвечает этим требованиям. В данном случае, в одном отчете собраны все данные по операционной деятельности, инвестициям, источникам финансирования. При этом отказ от свойственного отчету о прибылях и убытках принципа начисления, как правило, только повышает качество данных, приближая информацию к тем цифрам, которыми и оперирует генеральный директор в своей работе.
Дополнительным аргументом в пользу бюджета движения денежных средств будет тот факт, что именно эта отчетность используется для оценки эффективности инвестиций, поэтому при рассмотрении перспективных направлений развития компании можно будет опираться на уже имеющиеся форматы данных.
Сама идея отчета о движении денежных средств очень проста, за что его и любят руководители. Но вот при подготовке этого бюджета компания может столкнуться с рядом проблем, решение которых может затянуться, а то и полностью развалить процесс формирования бюджета.
Первая, самая бросающаяся в глаза сложность – совмещение данных бухгалтерского учета и информации в бюджете движения денежных средств. Учетные данные мало пригодны для построения прогнозов, да и в анализе прошлой деятельности надо бы полагаться на управленческую отчетность и не слишком оглядываться на бухгалтерию. Но не все так очевидно. Именно в бухгалтерских записях хранится наиболее полная и актуальная информация обо всех операциях компании. И поскольку любая компания обязана вести бухгалтерский учет, то некоторый минимальный уровень качества этих данных будет обеспечен. Вести параллельную управленческую отчетность небольшая компания может с трудом, а крупное предприятие обычно просто не сможет. То есть управленческая отчетность и прогнозные бюджеты неизбежно будут опираться на данные из бухгалтерии, в большей или меньшей степени.
С учетом этого, важно уже при изначальной разработке бюджета движения денежных средств определить ряд важных положений, касающихся его связи с бухгалтерской отчетностью:
Кэш-фло будет опираться на данные бухучета, но не обязательно точно учитывать всю бухгалтерскую информацию. Нельзя переносить все условности и абсолютное внимание к деталям, свойственные бухучету, в управленческую отчетность.
При обработке данных бухгалтерии следует стремиться передать экономическую суть финансовых операций, пренебрегая несущественными деталями и тонкостями разнесения затрат.
Необходимо
добиваться совпадения итоговых цифр
с оборотами по расчетному счету,
вот тут важны даже мелочи, так
как это позволяет
Вторая важная проблема анализа денежных потоков – оценка и прогнозирование оборотного капитала. Особенно это касается прогнозных бюджетов. Суть проблемы в том, что при описании доходов и затрат компании перед финансистами стоит выбор – напрямую моделировать поступления и выплаты денег, или примерно оценивать как будут выглядеть денежные потоки с учетом графика поставки продукции и выполнения работ. На самом деле, это продолжение проблемы несовпадения бухгалтерии и бюджета движения денег. Можно долго описывать, с одной стороны, как важно правильно отразить именно денежные потоки, а с другой стороны, насколько сложной и запутанной может быть модель и насколько много ошибок и неверных интерпретаций могут скрываться за формально правильными данными.
На коротких интервалах (несколько недель, 1-2 месяца) необходимо использовать прямое описание платежей, то есть любые доходы и затраты описываются как суммами «отгрузки», так и графиком платежей.
Если бюджет используется для длительных прогнозов, например, для построения пятилетнего плана развития компании, то график платежей следует формировать примерно, с учетом ожидаемых параметров оборачиваемости.
При подготовке годового бюджета может использоваться смешанный подход, то есть некоторые статьи будут прогнозироваться полностью (прямой метод), а основная масса платежей будет формироваться на основе оборачиваемости (косвенный метод).
Вообще, этот подход является основным принципом планирования бюджета. Чем дальше в будущее направлен прогноз, тем меньше он должен опираться на конкретные цифры, введенные финансистами, и больше использовать приблизительные расчеты. И еще один пример этого –планирование налоговых платежей.
С одной стороны, суммы ожидаемых налоговых выплат являются достаточно сложным результатом ведения бухгалтерского учета. Поэтому в тех случаях, когда ожидаемые налоги известны (а это бывает при горизонте планирования в 1-2 месяца или при оценке прошлых результатов), их лучше указывать в модели напрямую. По мере же продвижения в будущее, приходится переходить к примерным оценкам сумм налоговых платежей, рассчитанным по приблизительным бухгалтерским показателям. Это неизбежно будет связано с отходом от точных показателей. Например, планируя открытие нового подразделения, не стоит пытаться определить точную сумму налогов с зарплаты каждого сотрудника, тем более что их сумма будет меняться в течение года (так как социальные налоги снижаются после достижения накопленной суммы выплат), достаточно использовать эффективную ставку, которая даст примерную величину платежей. Аналогичная картина будет складываться и по другим налогам.
Описанные проблемы – главные; но не это не полный список возможных сложностей. Могут быть и другие трудности стыковки отчетности. Для того, чтобы успешно решать их, надо помнить, что бюджет движения денежных средств это управленческий отчет для высшего руководства компании и для него должен быть выбран компромисс между подробностью и точностью с одной стороны, и читаемостью и легкостью обновления – с другой.
Поскольку
в ООО «Энергосервис» используется
бухгалтерская программа «1с-
Для фирмы может быть предусмотрено преобразование бухгалтерской информации в управленческую для целей финансового менеджмента.
Расходы
по установке и наладке программы
представлены в таблице 35.
Таблица 35 – Оценка экономической эффективности внедрения программы для оценки денежных потоков ООО «Энергосервис»
руб.
Показатели | Сумма |
1 | 2 |
Стоимость программы | 21600 |
Учебная версия программы | 300 |
Установка программы | 3900 |
Цена старого комплекта | 7800 |
Итого окончательная стоимость комплекта | 18000 |
Продолжение таблицы 35
1 | 2 |
Экономия рабочего времени менеджера | 24900 |
Эффект от использования нового комплекта | 6900 |
Эффект от использования программного продукта составит:
24900-18000=6900
(руб.).
Проведенное исследование показало, что в ООО «Энергосервис» ресурсы используются достаточно эффективно, что, несомненно, должно оказать влияние на эффективность деятельности предприятия в целом.
За анализируемый период исследования финансовые результаты ООО «Энергосервис» изменились в сторону улучшения, хотя в целом наиболее прибыльным можно считать 2009 год, когда ООО была получена прибыль от продаж 3528 тыс. руб.
Можно считать, что у ООО «Энергосервис» есть резервы повышения эффективности его деятельности.
ООО не имеет нормальных источников формирования запасов за исключением 2008 года, когда часть запасов формировалась за счет краткосрочных кредитов.
В 2009г, 2010 г. имеем 4 тип финансовой устойчивости - кризисное финансовое состояние, то есть всех нормальных источников недостаточно для формирования запасов и затрат, для чего привлекалась кредиторская задолженность.
В ООО «Энергосервис» в настоящее время наблюдается тенденция ухудшения его финансового состояния.
Активы ООО за исследуемый период с 2008 по 2010г.г. снизились на 23,72 % или на 8744 тыс. руб. Снижение их произошло за счет резкого сокращения дебиторской задолженности (на 68,85% или на 12108 тыс. руб.)
За исследуемый период с 2008 по 2010гг. ООО «Энергосервис» не обладало моментальной платежеспособностью, так как общество не имеет ликвидных активов на покрытие наиболее срочных обязательств.
На ближайший срок предприятие также является неплатежеспособным так как существует недостаток по быстро реализуемым активам для покрытия краткосрочных пассивов.
Общество не обладает и перспективной платежеспособностью, так как излишка по медленно реализуемым активам недостаточно на покрытие недостатка по 1-ой и 2-ой группе активов.
Наибольший удельный вес в составе денежных средств в 2008 г. занимали остатки на расчетных счетах организации, причем к 2010г. он снизился на 23,08 п.п. и составил 50,75% от общей суммы денежных средств.
Это снижение было обусловлено ростом остатков в кассе организации и финансовых вложений.
В структуре оборотных активов денежные активы занимают незначительный удельный вес: в 2008 году он составлял 0,96 % общего объема оборотных средств, хотя к 2010 году их доля возросла на 0,39 п.п. и составила 1,35 %.
За анализируемый период времени наблюдается сокращение операционного и финансового циклов в ООО, что является положительной тенденцией.
Данный факт свидетельствует о том, что денежные средства предприятия стали использоваться более эффективно.
В
то же время в 2010 г. имеем отрицательную
величину финансового цикла, что
свидетельствует о том, что кредиторская
задолженность не успевает за оборачиваемостью
запасов и дебиторской
Произведенные
расчеты показали, что период оборота
в исследуемой организации
Информация о работе Управление денежными потоками на предприятии