Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:08, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - использование методов диагностики для выработки оперативных решений по предотвращению банкротства и совершенствованию управления финансовой деятельностью.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методологические основы диагностики организации: сущность, цели, задачи, виды, методы.
2. Оценить конкурентную позицию продукта дорожно – строительной организации ООО «Автодор».
3. Рассмотреть практику применения методов диагностики финансового состояния.
4. Выработать и рассчитать экономический эффект от реализации управленческих решений по предотвращению банкротства и совершенствованию управления финансовой деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Теоретическая глава. Диагностика финансовой деятельности организации: сущность, цели, задачи, виды, методы
1.1Диагностика в деятельности организации…………………………………………..7
1.2Методы и методика диагностирования финансовой деятельности……...............13
2 Практическая глава. Совершенствование управления финансово-хозяйственной деятельностью ООО «Автодор»
2.1 Анализ финансово – экономической ситуации……………………………………27
2.2 Практика применения методов экспресс диагностики
финансового состояния... ……………………………………………………………….34
2.3 Анализ финансового состояния организации………………………………….......39
2.4 Экономический эффект от реализации мероприятий……………………………..51
Заключение………………………………………………………………………….......59
Глоссарий………………………………………………………………………………..62
Список использованных источников………………………………………………..64
Рисунок 2.1.4 - Структура расходов за 2009-2011 гг.
Как следует из данных таблицы 2.1.3, затраты на производство работ в 2010 году возросли на 13,5% и составили 8, 799 млн. руб., в 2011 году - снизились на 12,4% и составили 7,707 млн. руб. Наблюдается положительная динамика снижения показателя практически по всем статьям себестоимости.
Вместе с тем, настораживают такие факты, как:
- в
структуре себестоимости
- в
структуре себестоимости
Как показали исследования первичных документов, прирост доли материальных расходов и дополнительное отвлечение финансовых средств в сумме 0,515 млн. руб. (10,29*0,05) вызвано: на 17,6% ростом цен на сырьё и материалы; на 9% ростом тарифа на энергоносители, на 0,4% - сверхнормативным расходом материальных ресурсов по непредвиденным работам.
Исследования сметной и разработанной на её основании, плановой, производственной документации показали, что:
- сметная документация, практически не корректируется в сторону увеличения первоначальной стоимости объектов строительства на суммы увеличения затрат на приобретение материалов, топлива, социальные составляющие;
- сметная цена рабочей силы не соответствует её рыночной цене и занижена более, чем в три раза. В среднем по данным выборки цена 1 чел. дн. рабочего первого разряда в ООО «Автодор» составила в среднем не больше, чем 800 руб. при средней рыночной цене – 1500 руб.
Вывод: как следствие несоответствия официальных сметных норм рыночным отношениям теряются объемы работ и дополнительные источники финансирования, ухудшаются все основные экономические показатели финансово – экономической деятельности организации.
В таблице 2.1.4 приведено соотношение ресурсов в структуре сметной стоимости продаж сложившееся у Общества и в среднем у более успешных конкурентов аналогичного масштаба и вида деятельности.
Как следует из таблицы 2.1.4, у Общества сметная прибыль составила 10% и находится в пределах норматива (8-11%), но в два раза ниже, чем у конкурентов (20%) по причине более высоких накладных расходов.
Таблица 2.1.4
Анализ
структуры сметной стоимости ра
Наименование показателя |
Структура расходов по факту, % к сметной стоимости |
Норматив, % | |
Общество |
Конкуренты (усредненные данные) | ||
1.Затраты на материалы |
51 |
50 |
50-60 |
2. Основная заработная плата рабочих |
13 |
18 |
10-17 |
Итого прямые затраты |
64 |
68 |
65-80 |
3. Накладные расходы |
26 |
12 |
12-20 |
Сметная прибыль |
10 |
20 |
8-11 |
Итого сметная стоимость строительных работ |
100 |
100 |
100 |
Превышение накладных расходов против норматива и против данных конкурентов минимально на 14 пунктов (26-12).
Объясняется в основном неблагоприятными факторами, исходящими из внешней среды, такими как удорожание арендной платы - 42% и платы за кредит на 28%; неблагоприятными факторами, исходящими из внутренней среды - рост зарплат АУП на 30%.
У Общества фонд оплаты труда производственных рабочих занижен против норматива на 4 пункта (13-17), против данных конкурентов на 5 пунктов (13-18) неблагоприятный фактор, исходящий из внутренней среды.
Перспективы развития
Дорожно
- строительные работы уже давно
перешли в разряд необходимых
для жизнедеятельности общества
Таким образом, несмотря на усиливающуюся конкуренцию ООО «Автодор» имеет перспективы дальнейшего развития на рынке г. Подольска и Подольского района. Общество продемонстрировало улучшение качества контроля над расходами. Темп роста расходов впервые оказался существенно меньше темпа роста доходов – 13,5% и 17,9% соответственно, а в 2011 году существенный рост прибыли (+50,7%) связан, прежде всего, с опережающим темпом сокращения расходов (минус 12,4%) над темпом снижения доходов (минус 2,1%). У Общества стоит задача повысить доходы за счёт изменения структуры работ в пользу СМР.
2.2 Практика применения методов экспресс диагностики финансового состояния
Финансовое состояние
является важнейшей характеристикой
финансовой деятельности. Экспресс
диагностика позволяет
Модели прогнозирования вероятности банкротства
где |
x1 |
0,44 |
- показатель покрытия – (2,150/ 4,686); |
x2 |
0,60 |
- соотношение заемных средств к активам (долговые обязательства/совокупные активы) – (9,005/14,880). |
Расчет
Z = 0,3877 – 1,0736 · 0,44 + 0,0579 · 0,60 = (-0,05).
Вывод: так как Z < 0, то наиболее вероятно, что организация останется платежеспособной.
Расчет
Z = 0,717 · 0,14 + 0,847 · 0,051 + 3,107 · 0,086 + 0,42 · 0,65 + 0,995 · 0,69 = 1,37,
где:
х1 = 2,150/14,880 = 0,140 - показатель ликвидности;
х2 = 0,760/14,880 = 0,051 - показатель прибыльности;
х3 = 1,287/14,880 = 0,086 - показатель устойчивости;
х4 = 5,874/9,005 = 0,65 - показатель платежеспособности;
х5 = 10,290/14,880 = 0,69 - показатель активности.
Вывод: z = 1,37 < 1,81 - дает основание сказать, что организация не состоятельна.
3. Методика, заключающаяся в классификации предприятий по степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя5 (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1
Оценка степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Коэффициент быстрой ликвидности |
Коэффициент текущей ликвидности |
Коэффициент финансовой независимости |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом |
Минимальное значение границы |
Фактически сложившиеся финансовые показатели ООО «Автодор» в 2011 году | ||||||
0,05 |
0,30 |
0,44 |
0,39 |
< 0 |
< 0 |
х |
Критерии оценки финансового состояния соответствующие VI классу риска | ||||||
0,05 — 0 |
менее 0,05 - 0 |
менее 1,0 - 0 |
менее 0,4 - 0 |
менее 0,4 - 0 |
менее 0,5 - 0 |
- |
Вывод из таблицы 2.2.1: фактически сложившиеся финансовые показатели ООО «Автодор» в 2011 году соответствуют критериям оценки финансового состояния VI класса риска согласно методике Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой. Это означает то, что организация не состоятельна.
Рейтинговые оценки М.М. Баканова и А.Д. Шеремета (табл. 2.2.2). Рейтинговое число (R) будет выглядеть следующим образом:
R = 2 Ко + 0,1 Ктл + 0,08 Ки + 0,45 Км + Кп.
Таблица 2.2.2
Изменение финансового состояния ООО «Автодор» за период 2010-2011 гг.
Показатель |
Нормативное минимальное значение |
2010 год |
2011 год |
Изменения, % |
1. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ко) |
0,1 |
-1,8 |
-3,1 |
-42 |
2. Коэффициент покрытия (Ктл) |
2 |
0,50 |
0,44 |
-12 |
3. Интенсивность оборота авансируемого капитала (Ки) |
2,5 |
0,90 |
0,76 |
-16 |
4. Км (менеджмента) |
0,44 |
0,16 |
0,25 |
+56 |
5. Рентабельность собственного капитала (Кп) |
0,2 |
0,25 |
0,23 |
-8 |
6. Рейтинговая экспресс – оценка (R) |
1 |
-3,15 |
-5,75 |
-83 |
Расчет финансовых коэффициентов
1. 2010 год - Ко. = (5,312-9,684)/2,420 = - 1,8.
2011 год – Ко = (5,874 – 12,729)/2,150 = - 3,1.
2. 2010 год - Кп. = (2,420/4584)/ = 0,5.
2011 год – Кп = (2,150/ 4,686) = 0,44.
3. 2010 год - Ки. = 10,512/(11,089 + 12,088)/2 = 0,90.
2011 год – Ки = 10,290(12,088 + 14,880)/2 = 0,76.
4. 2010 год - Км. = 1,713/10,512 = 0,16.
2011 год – Км = 2,583/10,290 = 0,25.
5. 2010 год - Кп. = 1,268(4,678 + 5,312)/2 = 0,25.
2011 год – Кп = 1,287(5,312 + 5,874)/2 = 0,23.
6. R2010. = 2 · (-1,8) + 0,1 · 0,5 + 0,08 · 0,9 + 0,45 · 0,16 + 0,25 = (- 3,15).
R2011. = 2 · (-3,1) + 0,1 · 0,44 + 0,08 · 0,76 + 0,45 · 0,25 + 0,23 = (- 5,75).
Данные таблицы 2.2.2 позволяют сделать вывод о значительном ухудшении финансового состояния организации, о чем свидетельствует снижение рейтинговой экспресс – оценки на 83%.
Это обусловлено, прежде всего, снижением прибыльности организации на 8%. За 2011 год ей не удалось покинуть зону «неудовлетворительного» финансового состояния (рейтинговая оценка менее 1) по причине снижения доли собственных оборотных средств на 56% и интенсивности оборота на 16%.
Итоги экспресс диагностики сведены в таблице 2.2.3.
Таблице 2.2.3
Экспресс - диагностика финансовой деятельности
с использованием экономико – статистических методов
Название модели/ методики |
Заключение |
1. Двухфакторная модель, применяемая особенно в США и рекомендуемая для РФ |
наиболее вероятно,
что организация останется |
2. Модель Э. Альтмана |
организация не состоятельна |
3. Методика Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой |
организация не состоятельна |
4. Рейтинговые оценки М.М. Баканова и А.Д. Шеремета |
Организации не удалось покинуть зону «неудовлетворительного» финансового состояния |
Информация таблицы 2.2.3 противоречива: первая оценка (25%) дает основание утверждать, что финансовое состояние организации удовлетворительно остальные оценки (75%) позволяют утверждать, что организация не состоятельна.
Таким образом, экспресс диагностика финансового состояния, выполненная с использованием экономико - статистических методов, позволяет сделать предварительный вывод: финансовая деятельность ООО «Автодор» неудовлетворительна.
По мнению большинства авторов, финансовый анализ и анализ финансового состояния являются основными методами диагностики финансовой деятельности организации. Далее выполним классический анализ финансового состояния.
Оценка структуры баланса
Анализ финансового состояния
начинают с изучения состава и
структуры имущества
Данные аналитических расчётов анализа состава и структуры имущества Общества представлены в Приложении Б.
Как можно видеть из Приложении Б, общая стоимость имущества предприятия, включая деньги и средства в расчётах, увеличилась за 2011 год на 23,1%, что выше показателя 2010 года на 14,1%. В составе имущества на начало 2011 года оборотные (мобильные) средства составляли 2, 420 млн. руб., за данный период они снизились на 11,2%, а на начало 2010 года они составляли 2, 389 млн. руб. и за данный период увеличились на 1,3%.
Снижение оборотных активов в 2011 году на 11,3% связан преимущественно со снижением НДС по приобретенным ценностям. Удельный вес оборотных (мобильных) средств в стоимости активов в 2011 году снизился на 5,5% и на конец 2011 года составил 14,5%, тогда как в 2010 году их удельный вес снизился на 1,5%.