Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:15, курсовая работа
Предприятие в процессе своей деятельности несет различные по экономическому содержанию и целевому назначению затраты: связанные с текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (затраты на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг); затраты капитального характера, т. е. инвестиционные затраты (на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала); связанные с удовлетворением разнообразных социально-культурных потребностей членов трудового коллектива.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия…………………………………………………………………….…6
1.1. Понятие себестоимости, ее виды……………………………………………6
1.2. Характеристика состава и структуры затрат на производство и реализацию продукции…………………………………………………………...9
1.3. Планирование себестоимости…………………………………………..………..16
Глава 2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции………………………………………………………………….……..20
Глава 3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции……………………………………………………….………………..25
3.1. Резервы снижения себестоимости…………………………....……………25
3.2. Основные факторы снижения себестоимости…………………………….27
3.3. Пути снижения себестоимости в ЗАО «Маркетинг Союз»………………31
Расчетная часть…………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………52
2005 год |
2006 год |
2007 год | |
Полная себестоимость |
75693 |
76955 |
82140 |
Товарная продукция в отпускных ценах |
46173 |
46173 |
47641 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции |
0,61 |
0,6 |
0,58 |
Снижение затрат на рубль товарной продукции говорит о повышении производительности труда и качества продукции, улучшением использования производств, ресурсов, опережающим ростом объема товарной продукции по сравнению с затратами на ее произ-во.
Экономически обоснованное планирование себестоимости должно опираться на систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов материальных, трудовых и денежных затрат. Система планирования направлена на организацию контроля затрат и получения прибыли, а также координацию всех планов организации.
Прямой метод планирования затрат состоит в расчете калькуляции единицы продукции на основе предварительно составленных смет комплексных расходов. Себестоимость отдельных изделий или группы однородных изделий и их планируемого выпуска определяется на основе плановых калькуляций.2 Однако применение такого метода не создает условий для действенного контроля за снижением издержек производства, выявления путей снижения себестоимости продукции, повышения рентабельности производства.
Наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.
Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т. е. нормативная база конкретного предприятия.
Отклонением от норм считается как экономия, так и дополнительный расход сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат.
При нормативном методе учёт затрат ведётся в пределах установленных норм и по отклонениям от них. Информация об отклонениях важна для оперативного воздействия на процесс формирования себестоимости продукции.
При этом методе фактическая
себестоимость продукции
С ф = С н ± О н,
где С ф – фактическая себестоимость продукции;
С н – нормативная себестоимость продукции;
О н – отклонение фактической себестоимости продукции от её нормативной себестоимости.
Аналитический метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам дополняет нормативный, так как позволяет учесть факторы, влияющие на себестоимость продукции в плановом периоде:
При калькулировании однотипных, но разных по качеству изделий применяется параметрический метод. Он заключается в установлении закономерностей изменения издержек производства в зависимости от качественных характеристик продукции. Так определяют себестоимость изделия на основании стоимости одного килограмма, одной тонны конструктивного веса аналогичных машин и оборудования. Могут применяться и другие показатели, наиболее характерные для данной продукции. Этим же методом можно рассчитывать и дополнительные затраты на улучшение качественных характеристик продукции.
На исследумой организации «Маркетинг Союз» детальный анализ сложившегося в базисном периоде уровня затрат предшествует планированию и прогнозированию себестоимости продукции. В процессе анализа выявляются резервы снижения себестоимости продукции, которые затем учитываются при разработке текущих и перспективных планов.
Глава 2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции
Все затраты, связанные
с производством и реализацией
продукции, промышленные предприятия
производят значительно раньше их возмещения
из выручки за реализованную продукцию.
В связи с этим у предприятия
возникает потребность в
Основой для определения нужной суммы собственных оборотных средств являются объем производства, сметы затрат на производство, длительность производственного цикла и условия заготовки и приобретения сырья, топлива и других необходимых материалов.
Самофинансирование. В этом случае речь идет о финансировании деятельности фирмы за счет генерируемой ею прибыли. Суть этого варианта заключается в следующем. Собственники предприятия всегда имеют выбор между: полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другое проекты; реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным, и комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части — реинвестированная прибыль и дивиденды.
Самофинансирование — наиболее очевидный способ мобилизации дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Поэтому любое стратегическое направление развития бизнеса с неизбежностью предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.
Финансирование через механизмы рынка капитала. Достаточно очевидно, что никакое предприятие не ограничивается самофинансированием. Дело в том, что жить в долг выгодно; правда, в том случае, если этот долг обоснован. Поэтому предприятие прибегает к привлечению средств из других источников. Наиболее значимый источник — рынки капитала. Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа.
Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму — сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным. Получение банковского кредита, в принципе, не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовых рынках; объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита может быть сделано в кратчайшие сроки и т. п. Главная проблема заключается в том, как убедить банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях.
В основном банки вьщают краткосрочные кредиты (краткосрочность обычно трактуется как погашаемость в течение двенадцати месяцев с момента получения кредита); эти кредиты используются для финансирования текущих операций и поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия. Долгосрочные кредиты в основном используются для финансирования затрат по капитальному строительству, реконструкции и другим капитальным вложениям, а потому они должны окупиться за счет будущей прибыли, ожидаемой к получению в результате проводимых мероприятий «капитального» характера. Имешю поэтому получение долгосрочного кредита обычно сопровождается предоставлением банку экономических расчетов, подтверждающих способность заемщика расплатиться в дальнейшем за полученный кредит и погасить его в срок. Кроме того, кредитный договор может предусматривать целевое использование кредита.
Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, чтр этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
Источником финансирования текущей деятельности, безусловно, выступает прибыль предприятия. Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций. В мировой практике известны различные способы эмиссии акций:
• продажа непосредственно инвесторам по подписке;
• продажа через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем распространяют акции по фиксированной цене среди физических и юридических лиц;
• тендерная продажа (несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивают аукцион, по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);
• размещение акций брокером у небольшого числа своих клиентов.
Финансирование текущей деятельности заключается, по сути, в оптимизации обеспечения оборотных средств источниками финансирования в надлежащих объеме и структуре. Таковыми источниками являются:
а) собственные оборотные средства;
б) краткосрочные банковские кредиты и займы;
в) кредиторская задолженность
(задолженность перед
Любая компания обычно финансируется
из нескольких источников одновременно.
С позиции стратегии
объемов деятельности обычно сопровождается ростом кредиторской задолженности).
В отношении затрат все источники можно подразделить на две группы:
• платные источники (таких большинство —например, за привлечение кредитов и займов платятся проценты, акционерам платятся дивиденды, кредиторская задолженность по товарным операциям нередко связана с отказом от скидки, т. е., по сути, тоже не является бесплатной и т. п.);
• бесплатные источники (сюда относятся некоторые виды текущей кредиторской задолженности, например задолженность по заработной плате).
Оптимальное финансирование оборотного капитала зависит от качества управления, которое должно обеспечивать наличие необходимого объема оборотных средств. Под необходимым объемом оборотных средств понимается такой их размер, который был бы минимальным, но вполне достаточным для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности в конкретном периоде времени.
К собственным средствам относятся также уставный капитал и резервный капитал.
Главную роль в организации оборотных фондов предприятия играют собственные средства, что обеспечивают его имущественную и оперативную самостоятельность, и вообще финансовое состояние предприятия.
Глава 3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции
3.1. Резервы снижения себестоимости
Снижение себестоимости продукции — важная задача в деятельности предприятий и фирм, одно из условий повышения конкурентоспособности товаров, средство увеличения объема производства при неизменной стоимости материальных и трудовых ресурсов. Основными факторами снижения себестоимости являются: повышение технического уровня производства, улучшение организации труда, изменение объема и структуры выпускаемой продукции, повышение доли кооперированных поставок. В результате этого достигаются снижение материальных затрат (материалоемкости) и рост производительности труда.
Резервы снижения себестоимости представляют собой элементы затрат, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. К основным источникам снижения себестоимости относятся:
Основные пути снижения материалоемкости продукции связаны с повышением качества сырья и материалов, применением прогрессивных малоотходных и безотходных технологий, снижением потерь от брака; расширением использования вторичных ресурсов; усилением контроля за использованием материальных ресурсов.
Важнейшим условием снижения себестоимости продукции за счет экономии фонда оплаты труда являются опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы.
Резервы роста производительности труда на предприятии многообразны: повышение технической оснащенности труда, расширение механизации и комплексной автоматизации производственных процессов, сокращение числа лиц, занятых ручным трудом (особенно на вспомогательных заготовительных и подсобных производствах), сокращение управленческого и обслуживающего аппарата и др.
Информация о работе Затраты на производство и реализацию продукции