Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:08, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка основ и механизмов обеспечения самостоятельности бюджетов на региональном и муниципальном уровнях, как фактора повышения финансовой устойчивости территорий.
Для достижения цели дипломной работы в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия самостоятельности бюджетов, как фактора повышения финансовой устойчивости муниципального образования; провести практический анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования; выявить основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования.
Введение 3
1 Теоретические основы самостоятельности бюджетов муниципального образования 6
1.1 Понятие и сущность самостоятельности бюджетов
муниципальных образований в России 6
1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения финансовой устойчивости муниципального образования 17
1.3 Проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования в современных условиях 27
2 Анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования
с. Покровского 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика 32
2.2 Анализ формирования и использования финансовых
ресурсов 39
2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального
образования 48
3 Основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования 60
3.1 Приоритетные направления повышения самостоятельности
бюджетов муниципального образования 60
3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов 68
3.3 Способы повышения финансовой устойчивости
муниципального образования 78
4 Безопасность муниципального образования 93
Заключение
Исходя из дескриптивных2 подходов к моделированию аналитических и оценочных процедур, предлагаем показатели группировать в соответствии с видами анализа. Авторская новация заключается в формировании состава таких показателей и методических подходов к их определению.
Необходимо определять структурные показатели доходов бюджетов. Необходимым условием оценки структуры бюджетного потенциала выступает возможность формирования динамических рядов таких показателей за ряд периодов, что позволило бы оценивать и на этой основе прогнозировать структурные сдвиги в составе доходов и, что не менее важно, источников их формирования.
Ведущим методическим подходом к оценке доходного потенциала как инструмента управления территориальными финансовыми ресурсами выступает разработка системы аналитических коэффициентов.
Поскольку администраторами
бюджетных доходов в
Показатели ликвидности и платежеспособности бюджетов позволяют оценить способность территории обеспечить расходные обязательства органов власти или местного самоуправления соответствующими доходными поступлениями. В результате расчетов устанавливается степень достаточности такой обеспеченности. В этой группе показателей предлагаем рассчитывать:
1 - Показатель, характеризующий величину собственных средств соответствующего территориального (регионального и/или муниципального) бюджета. Это расчетный абсолютный показатель, зависящий как от структуры доходных платежей, так и от величины и структуры источников собственных доходов. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.
Кпокр = ∑Дсовок : ∑Рсовок, (1)
где Дсовок - сумма совокупных текущих (на конкретную дату) доходов соответствующего бюджета; Рсовок - сумма совокупных текущих (на конкретную дату) расходных обязательств соответствующего бюджета.
Этот показатель характеризует, во-первых, реализацию одного из принципов бюджетной системы России - принцип общего (совокупного) покрытия расходов, который предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита . При этом доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Во-вторых, он дает
общую оценку ликвидности бюджетных
активов (доходов), показывая, сколько
денежных единиц (руб.) доходов приходится
на один рубль расходных обязательств.
Логика расчета этого показателя
в том, что органы власти (местного
самоуправления) выделяют ассигнования
на покрытие своих расходных обязательств
за счет доходов, аккумулируемых в бюджете
данной территории. Следовательно, если
потенциальные (текущие) бюджетные
доходы превышают величину текущих
расходных обязательств, то данный
доходный потенциал (территориальный
бюджет) может рассматриваться (с
условной долей допустимого риска)
как устойчивый. Размер такого превышения
и задается коэффициентом покрытия.
Значение показателя может значительно
варьировать по территориям и
уровням бюджетной системы, но его
разумный рост в динамике обычно рассматривается
как благоприятная тенденция. В
качестве порогового нижнего значения
коэффициента покрытия предлагается считать
1; все значения больше единицы указывают
на возможности увеличения его доходной
базы в целях покрытия дополнительных
(вновь возникающих) расходных обязательств.
Применительно же к текущему бюджетному
процессу - свидетельствуют о
Кплат =
∑Дтек : ∑Рсовок,
где Дтек - сумма текущих (на конкретную дату) доходов соответствующего бюджета без учета источников финансирования его дефицита; Рсовок - сумма совокупных текущих (на конкретную дату) расходных обязательств соответствующего бюджета .
Является наиболее жестким критерием бюджетной ликвидности; он показывает, какая часть расходных обязательств может быть погашена немедленно за счет текущих доходных поступлений (без учета источников финансирования его дефицита). Поскольку этот показатель не использовался при оценке бюджетов территорий, то разработка нормативов этого коэффициента - дело ближайшей перспективы. В современных же условиях целесообразно проводить анализ динамики этих коэффициентов, дополняя его сравнительным анализом дополнительных бюджетных показателей.
Одной из важнейших
характеристик финансового
Кавт
= ∑Дсобств
: ∑Двсего,
где Дсобств - сумма собственных доходов бюджетов, Двсего - сумма доходов без учета субвенций из федерального и регионального фонда компенсаций.
Этот показатель характеризует
долю собственных доходов
Кзавис
= ∑Двсегор
: ∑Дсобств,
Это показатель, обратный коэффициенту автономности региональных (муниципальных) бюджетов; сумма этих показателей должна быть равной 1 (или 100%).
Вопрос о пороговых
значениях, характеризующих долю собственных
средств в общей сумме доходов
бюджетов, сегодня, к сожалению, нет
единства мнений. С введением новой
трактовки понятия «
Ксобств/заем
= ∑Дсобств
: ∑Дпривлеч,
где Дпривлечен - сумма доходов, привлекаемых в бюджеты в форме финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий.
Этот показатель дает наиболее общую оценку устойчивости доходного потенциала; рост его значений в динамике свидетельствует о снижении зависимости данного территориального бюджета от вышестоящих бюджетов и иных источников финансирования его дефицита. Его значения могут колебаться в интервале 0 < К Собст/заемн < 2. Значения коэффициента меньше 1 свидетельствуют о значимой зависимости от указанных источников привлечения бюджетных доходов, а значения больше 1 - об укреплении бюджетной устойчивости и самостоятельности территорий.
Кгенер
= ∑Дсобств. всего
: Ч,
где Дсобст.всего - сумма бюджетных доходов без учета средств финансовой помощи, Ч - численность постоянного населения данного территориального образования.
Этот коэффициент,
может быть, применим как для оценки
бюджетной обеспеченности
Немаловажное
значение в оценке доходного потенциала
территорий играет группа показателей
оценки имущественного комплекса региона
(муниципального образования) как источника
поступлений от пользования государственным и
муниципальным имуществом, его реализации,
эксплуатации, поступлений от государственных
и муниципальных унитарных предприятий
и т.п. К числу таких показателей предлагаем
относить: совокупную стоимость имущества,
находящегося в распоряжении государства
и/или органов местного самоуправления;
коэффициент износа имущества в разрезе
отраслей и видов имущества по административно-
Представленный нами критериальный ряд может не в полном объеме использоваться в каждом конкретном случае при оценке доходного потенциала соответствующего территориального бюджета. Выбор тех или иных показателей для оценки во многом зависит от субъективных факторов - решения специалистов управленческого звена. Следует отметить, что любой финансовый анализ, построенный на системе взаимосвязанных критериев, нельзя принимать как абсолютную данность, поскольку на полученные показатели оказывают влиянии е еще множество различных факторов; состав этого множества может значительно варьироваться в зависимости от конкретных внешних условий. Поэтому указанные нами предельные значения отдельных показателей следует, с нашей точки зрения, рассматривать как рекомендательные значения, используемые в творческом процессе принятия тех или иных управленческих решений менеджерами. В силу этого любая оценка представляет собой как объективный процесс, основанный на расчете конкретных показателей, так и субъективный, проявляющийся в выработке и принятии управленческих решений субъектами оценочно-аналитической деятельности.
«Устойчивый» доходный потенциал предполагает системный подход к своей оценке.
Для разработки системы показателей
оценки доходного потенциала необходимо
решить ряд проблем методического
и практического характера, связанных
с особенностями российского
статистического учета и