Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:08, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка основ и механизмов обеспечения самостоятельности бюджетов на региональном и муниципальном уровнях, как фактора повышения финансовой устойчивости территорий.
Для достижения цели дипломной работы в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия самостоятельности бюджетов, как фактора повышения финансовой устойчивости муниципального образования; провести практический анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования; выявить основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования.
Введение 3
1 Теоретические основы самостоятельности бюджетов муниципального образования 6
1.1 Понятие и сущность самостоятельности бюджетов
муниципальных образований в России 6
1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения финансовой устойчивости муниципального образования 17
1.3 Проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования в современных условиях 27
2 Анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования
с. Покровского 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика 32
2.2 Анализ формирования и использования финансовых
ресурсов 39
2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального
образования 48
3 Основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования 60
3.1 Приоритетные направления повышения самостоятельности
бюджетов муниципального образования 60
3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов 68
3.3 Способы повышения финансовой устойчивости
муниципального образования 78
4 Безопасность муниципального образования 93
Заключение
Это должно касаться
всех этапов бюджетного процесса, включая
и исполнение бюджета. В регионах
возникают проблемы в связи с
переходом к казначейскому
Далее провозглашается право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, если федеральным законодательством не предоставлена на региональном и местном уровнях необходимая налоговая инициатива в указанных направлениях, то реального значения для самостоятельности бюджета это положение не может иметь.
Далее в Кодексе зафиксировано право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Но при этом направление расходов не должно противоречить требованиям Конституции РФ.
Это положение, в отличие от указанных выше, не нуждается в дополнении и уточнении, то есть не носит декларативный характер.
С учетом произведенного
выше анализа указанных положений,
характеризующих
Таким образом, на основе проведенного анализа элементов, раскрывающих содержание самостоятельности бюджетов, считаем возможным уточнить экономическое содержание принципа самостоятельности бюджетов как совокупности финансовых прав и ответственности региональных и местных органов власти, обеспечивающих относительную (до максимально возможного уровня) бюджетную самостоятельность в формировании и использовании бюджетных ресурсов своих территорий.
1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения финансовой устойчивости муниципального образования
Проблема обеспечения
подлинной самостоятельности
В законодательстве Российской Федерации региональная самостоятельность и компетенция определена по следующим направлениям:
- регионам разрешено принимать законы на территориальном уровне, придерживаясь «рамочных» федеральных законов. Так, например, в Ростовской области действуют законы по единому налогу на вмененный доход, по упрощенной системе налогообложения малого бизнеса;
- разрешено изменять налоговые ставки в сторону увеличения, например, по налогу на игорный бизнес;
- предусмотрено ограниченное регулирование региональных и местных налогов.
Хотя проблемы регионального
налогообложения постоянно
В работе нами предлагается принять в качестве основного критерия и условия реализации принципа самостоятельности региональных бюджетов долю собственных доходов в общем объеме бюджетных доходов, адекватную доходному потенциалу региона как результату функционирования региональной экономики. В развитие этого вопроса перечень основных элементов, раскрывающих самостоятельность бюджетов, предложено дополнить следующим положением: обеспечить через федеральное налоговое и бюджетное законодательство необходимые исходные условия органам власти на каждом уровне для максимально возможной мобилизации собственных финансовых ресурсов.
Это, в свою очередь, может зависеть от уровня налоговой составляющей в доходах бюджета, уровня доходов, закрепленных (полностью или частично) на постоянной основе (без ограничения сроком), сокращения уровня дотационности, наличия в налоговом и бюджетном законодательстве необходимых исходных условий для развития инициативы региональных и местных органов власти с целью максимальной мобилизации собственных финансовых ресурсов.
Но вначале, необходимо определиться в понятии «собственные доходы». Ни Налоговый, ни Бюджетный кодексы не дают такого определения. В ст. 47 Бюджетного кодекса РФ лишь приведен перечень доходов, включаемых в данное понятие, согласно которому к собственным доходам относятся все налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в соответствующие бюджеты в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством (рисунок 1.2).
Доходы территориальных бюджетов |
Регулирующие доходы |
Собственные доходы |
Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом |
Неналоговые доходы соответствующего бюджета |
Отчисления от федеральных и региональных налогов |
Средства от фондов финансовой поддержки регионов |
Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов |
Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов |
Рисунок 1.2 - Общая схема собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов
Следовательно, к собственным
налоговым доходам следует
Относятся к собственным доходам бюджетов и доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Не давая определения
понятия собственных доходов, Бюджетный
кодекс РФ соответственно и не поясняет,
почему, по каким классификационным
признакам те или иные доходы включаются
в группу собственных доходов. Логично
предположить, что под собственными
доходами Бюджетный кодекс РФ подразумевает
такие доходы бюджета, направление
использования которых
Для органов власти, отвечающих за составление и утверждение бюджета, доходные поступления могут являться действительно собственными только при соблюдении следующих условий:
1. Поступающие в бюджеты доходы должны быть на постоянной основе закреплены за конкретным бюджетом.
2. Соответствующие органы
власти должны иметь
Только при соблюдении
указанных условий региональные
и муниципальные органы власти могут
реалистично планировать
Справедливое распределение
налогов и налоговых доходов
по уровням бюджетной системы
является также важнейшим условием
обеспечения финансовой самостоятельности
региональных и местных бюджетов.
Речь в данном случае идет о том,
что собственные налоговые
Кроме того, в рамках федеративного
государства необходимо с помощью
налогового механизма обеспечить выравнивание
финансовой базы различных субъектов
Федерации, что связано с достаточно
высокой межрегиональной
Решение данной проблемы видится в двух направлениях.
1. Расширение числа региональных и местных налогов.
2. Закрепление за региональными
и местными бюджетами
Что касается местных бюджетов,
то здесь положение намного
За местными бюджетами
следовало бы закрепить такие
доходные источники, которые существенно
укрепили их собственную финансовую
базу и обеспечили стабильное поступление
налоговых доходов. Доходы местных
бюджетов должны формироваться в
первую очередь за счет налогов на
имущество и налогов, получаемых
от деятельности малого предпринимательства.
Это связано с тем, что именно
эти налоги определяют объем и
структуру расходов местных бюджетов
на развитие, и поддержание рынка
недвижимости и малого бизнеса. Вместе
с тем следует тщательно
В связи с этим следует
расширить права муниципальных
органов в части налогов, уплачиваемых
малыми предприятиями, перешедшими
на специальные режимы налогообложения.
Особенно это касается единого налога
на вмененный доход для отдельных
видов деятельности. Согласно бюджетному
законодательству доходы по этому налогу
полностью зачисляются в