Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:08, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка основ и механизмов обеспечения самостоятельности бюджетов на региональном и муниципальном уровнях, как фактора повышения финансовой устойчивости территорий.
Для достижения цели дипломной работы в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия самостоятельности бюджетов, как фактора повышения финансовой устойчивости муниципального образования; провести практический анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования; выявить основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования.
Введение 3
1 Теоретические основы самостоятельности бюджетов муниципального образования 6
1.1 Понятие и сущность самостоятельности бюджетов
муниципальных образований в России 6
1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения финансовой устойчивости муниципального образования 17
1.3 Проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования в современных условиях 27
2 Анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования
с. Покровского 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика 32
2.2 Анализ формирования и использования финансовых
ресурсов 39
2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального
образования 48
3 Основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования 60
3.1 Приоритетные направления повышения самостоятельности
бюджетов муниципального образования 60
3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов 68
3.3 Способы повышения финансовой устойчивости
муниципального образования 78
4 Безопасность муниципального образования 93
Заключение
Отличительной чертой межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации должно стать использование в механизмах распределения межбюджетных трансфертов стимулов для увеличения субъектами Российской Федерации собственной доходной базы, повышения качества управления региональными финансами и совершенствования порядка финансирования инвестиционных трансфертов регионам.
Основу межбюджетных трансфертов составляют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.
Общие тенденции изменения налогового законодательства, направленные на дальнейшее снижение налогового бремени, смогут привести к некоторому снижению доходов субъектов Российской Федерации. Например, сальдированный результат от предусмотренных для бюджетов субъектов Российской Федерации изменений налогового законодательства на 2010 г. оценивается в сумме 23 млрд. рублей. Это составляет порядка 0,5% доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Для снижения степени влияния изменений
налогового законодательства на формирование
доходов бюджетов субъектов Федерации,
законодательством
Однако принципиальные подходы к политике территориального выравнивания должны измениться. Обеспечение средних по России значений бюджетной обеспеченности для всех территорий, как показывает практика, свидетельствует о низкой эффективности такого перераспределения бюджетных ресурсов, что не приемлемо в условиях бюджетного планирования, ориентированного на результат. С нашей точки зрения более целесообразно с позиции финансовой отдачи вложений финансовых бюджетных ресурсов в развитие территорий в качестве основного критерия выравнивания принимать не средние, а минимальные значения бюджетной обеспеченности, необходимые для решения вопросов регионального и местного значения, а высвободившиеся бюджетных средства направлять на развитие приоритетных «точек роста» региональных экономик. Проблема, с нашей точки зрения, в такой постановке вопроса может крыться в возможности субъективизма в определении приоритетов развития и объектов получателей бюджетных средств. Минимизировать подобные риски возможно на основе разработки в рамках стратегии финансирования приоритетного развития территорий реестра целевых региональных программ, нуждающихся в финансовой поддержке за счет бюджетных ресурсов [26].
В целях укрепления позиций неналоговых доходов в региональном и муниципальных бюджетах изменить подход к оценке стоимости объектов, находящихся в региональной собственности, в частности, расширить сферу применения системы рыночной оценки стоимости объектов с привлечением для этой цели независимых оценщиков. Неналоговый сектор стратегии развития доходного потенциала территориальных бюджетов должен опираться на концепцию управления государственной собственностью каждого региона. В ее рамках целесообразно рекомендовать субъектам Федерации:
В качестве одного из элементов доходного потенциала бюджетов территорий многие экономисты, в том числе и представители исполнительной власти федерального и регионального уровня, называют приватизацию объектов государственной собственности регионов с максимально возможным положительным результатом и для регионального бюджета, и для социально - экономического развития республики в целом. Однако, с нашей точки зрения, использование этого резерва увеличения доходов бюджетов территорий не должно стать приоритетным, поскольку сокращение объемов государственной и муниципальной собственности не позволит в перспективе рассчитывать на приток неналоговых доходов в бюджеты территорий. Одним из основных критериев развития приватизационных процессов в регионе должна стать эффективность тех или иных объектов собственности.
Для успешной реализации
указанных целей необходимо в
кратчайшие сроки завершить инвентаризацию
объектов региональной и муниципальной
собственности и внести необходимые
изменения в систему их учета,
обеспечить прозрачность финансовой деятельности
хозяйствующих субъектов с
Таким образом, основными направлениями реформирования системы доходов региональных и муниципальных бюджетов с учетом основных принципов разграничения доходных полномочий органов субфедеральной государственной власти и органов местного самоуправления можно считать следующие:
1) в целях создания для региональных и местных властей исходных возможностей обеспечения финансовой самодостаточности территорий и сбалансирования соответствующих региональных и муниципальных бюджетов необходимо существенно расширить перечень собственных доходных источников на основе предложенной трактовки собственных бюджетных доходов; завершить инвентаризацию земли и иного субфедерального и муниципального имущества, упорядочить системы оценки налоговой базы местных налогов, стимулировать развитие малого бизнеса и др.;
2) приоритетным является достижение безопасной финансовой самодостаточности территорий и сбалансированности бюджетов на основе развития собственного налогового потенциала и сокращения доля внутрирегиональных трансфертных платежей, что потребует переориентации стратегии формирования бюджетных доходов на усиление стимулирования формирования собственной налоговой базы;
3) необходима разработка конкретных механизмов использования инструментов муниципальной собственности для развития доходного потенциала муниципальных бюджетов на основе анализа видового состава имущественного комплекса территорий, увеличения поступлений от государственных и/или муниципальных предприятий, инвентаризации отсроченной, просроченной, иной задолженности бюджетам и ее реструктуризации;
4) принципиально важным является разработка и императивное оформление доходных (бюджетно-налоговых) паспортов региона и входящих в его состав муниципалитетов, отражающих потенциальные возможности региона по укреплению доходной базы территориальных бюджетов и формированию системы внутри регионального бюджетного регулирования на основе отказа от концепции всеобщего выравнивания территорий.
Стратегия регионального развития доходного потенциала территориальных бюджетов должна опираться на механизм дифференцированного подхода к регулированию доходов бюджетов средствами финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.
Критерии такой дифференциации могут быть условно поделены на две группы, характеризующие объективные и субъективные факторы. К числу объективных критериев нами предлагается отнести показатели, характеризующие промышленный потенциал региона, природные ресурсы, природно-климатические условия, структуру населения и т.д. К субъективным нами отнесены показатели активности усилий администраций, налоговых органов, качества планирования бюджетных доходов и др.
Таким образом, в качестве магистральных стратегических направлений развития доходного потенциала бюджетов региона предложены пути и механизмы повышения уровня обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов собственными доходами в рамках совершенствования налоговых механизмов на основе инвентаризации земли и иного субфедерального и муниципального имущества, упорядочения системы оценки налоговой базы местных налогов, развития малого бизнеса и др., а также наращивание неналогового потенциала путем регулирования доходов от собственности на основе анализа видового состава имущественного комплекса терри-торий, увеличения поступлений от государственных и/или муници-пальных предприятий, инвентаризации отсроченной, просроченной, иной задолженности бюджетам и ее реструктуризации. В развитие реформы местного самоуправления и принципов бюджетного федерализма разработаны подходы и механизм стимулирования территорий к финансовому само обеспечению, предполагающие группировку муниципальных образований на основе системы минимальных пороговых значений критериев экономической самодостаточности территорий, влияющих на самодостаточность местных бюджетов, а также принятие дифференцированных по группам муниципальных образований решений о формах финансовых гарантий и помощи.
3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов
Методические подходы к формированию оценки бюджетов должны обеспечивать соблюдение ряда условий, к числу которых можно отнести следующие:
Нами предлагается методика оценки самостоятельности бюджетов, которая, как мы представляем, отвечает указанным выше требованиям. Она основана на использовании методов прямой и косвенной оценки бюджетов.
Прямая оценка предполагает формирование репрезентативной системы доходов бюджетов территорий, исходя из значимости отдельных видов доходов. Анализ структуры доходов регионального бюджета Красногвардейского района Ставропольского края позволяет включить в состав региональной репрезентативной системы доходов бюджетов налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций в части, зачисляемой в региональных бюджет.
Для применения этого метода необходимо иметь сведения по фактически собранным налогам и по налоговым базам по всем рассматриваемым налогам и регионам. Имея данные по всем налоговым базам и по всем регионам, зная средний уровень налоговых усилий, прилагаемых регионами для сбора каждого налога, можно рассчитать объем поступлений, который мог бы собрать каждый регион при соблюдении вышеназванных условий. Именно эта величина и принимается за меру налогового потенциала региона.
Для каждого региона оценка репрезентативной налоговой системы включает пять шагов: определение всех статей доходов местного бюджета; построение единой классификации статей доходов разных регионов; определение состава стандартной налоговой базы; для каждой налоговой базы определяется репрезентативная (средняя) ставка налогообложения; производится расчет налогового потенциала региона.
Данный метод позволяет весьма достоверно и объективно оценить налоговый потенциал региона. Относительные налоговые доходы региона - это налоговые поступления, рассчитываемые на основе репрезентативной налоговой системы, то есть специально разработанной для целей оценки налогового потенциала системы налоговых баз и ставок [8]. В состав такой
системы включаются действующие налоги, но, как правило, не в полном объеме, а в составе наиболее значимых налоговых платежей из общего числа налоговых доходов бюджета. Вместе с тем, это достаточно трудоемкий с практической точки зрения метод оценки вследствие использования чрезвычайно большого объема данных. В качестве его недостатка можно обозначить высокий уровень требований к качеству и сопоставимости используемой информации, которая не всегда в полной мере наличествует в современных условиях.
Для оценки доходного потенциала бюджетов территорий в процессе его планирования и прогнозирования целесообразно использовать приемы и методы аналитических процедур. Нами предлагается система аналитических и расчетных показателей, совокупность которых является рекомендуемой для выборочного или всеобщего применения в зависимости от поставленных управленческих задач. Вместе с тем, ряд показателей целесообразно включить в качестве обязательных индикативных критериев при регулярном мониторинге территориальных бюджетов.