Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:08, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка основ и механизмов обеспечения самостоятельности бюджетов на региональном и муниципальном уровнях, как фактора повышения финансовой устойчивости территорий.
Для достижения цели дипломной работы в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия самостоятельности бюджетов, как фактора повышения финансовой устойчивости муниципального образования; провести практический анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования; выявить основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования.
Введение 3
1 Теоретические основы самостоятельности бюджетов муниципального образования 6
1.1 Понятие и сущность самостоятельности бюджетов
муниципальных образований в России 6
1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения финансовой устойчивости муниципального образования 17
1.3 Проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования в современных условиях 27
2 Анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования
с. Покровского 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика 32
2.2 Анализ формирования и использования финансовых
ресурсов 39
2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального
образования 48
3 Основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования 60
3.1 Приоритетные направления повышения самостоятельности
бюджетов муниципального образования 60
3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов 68
3.3 Способы повышения финансовой устойчивости
муниципального образования 78
4 Безопасность муниципального образования 93
Заключение
Таким образом, собственные
финансовые ресурсы местного самоуправления
- средства местного бюджета и финансовые
ресурсы муниципальных
Кроме того, именно муниципальное
образование находится в
84,4
110,5
123,6
0
20
40
60
80
100
120
140
2010
2011
2012
Тыс. руб.
Рисунок 2.6 – Динамика финансовых поступлений по внебюджетной деятельности Покровского сельсовета в 2010-2012 гг.
Анализ налоговых доходов муниципального образования Покровского сельсовета показал предельно слабую диверсификацию налоговых источников муниципального образования.
Большую часть налоговых доходов составляют доходы от налога на доходы с физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, земельный налог, потому что Красногвардейский район является сельскохозяйственным районом, что является следствием экономически неэффективного разграничения доходных источников на федеральном уровне, а не результатом сложившейся социально-экономической ситуации в муниципальном образовании.
Таким образом, из изложенного материала, в результате проведенного анализа доходной части бюджета администрации с. Покровское Красногвардейского муниципального района, можно сделать вывод, что доходы с. Покровское состоят из налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, бюджет района является дотационным. Доходная часть местного бюджета состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также включает финансовую помощь в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средств по взаимным расчетам. К собственным доходам местного бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доля федеральных бюджетов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются плательщиками в местные бюджеты.
2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального образования
Расходы бюджета Красногвардейского
муниципального района осуществляются
в соответствии с бюджетным кодексом
Российской федерации, Федеральным
законом «О местном самоуправлении
в Российской Федерации» от 06.10. 2003 №
131 – ФЗ: в состав расходов Красногвардейского
муниципального района входят: расходы,
связанные, с решением вопросов местного
значения; расходы, связанные с осуществлением
отдельных государственных
Для оценки эффективности использования финансовых ресурсов муниципального образования, прежде всего, необходимо провести анализ их исполнения, а также выявить основную тенденцию развития.
В таблице 2.5 представлены расходы бюджета Покровского сельсовета в 2010 г.
Таблица 2.5 – Расходы бюджета Покровского сельсовета в 2010 г.
Функционирование местных администраций |
Назначение по бюджету на год, руб. |
Исполнение кассовые расходы, руб. |
Процент исполнения, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Расходы |
799693,17 |
798967,77 |
100 |
Оплата труда и начисления на оплату труда |
763201 |
762476,27 |
100 |
Заработная плата |
581200 |
580497,39 |
100 |
Прочие выплаты |
32500 |
32485,10 |
100 |
Начисления на оплату труда |
149501 |
149493,78 |
100 |
Приобретение услуг |
36492,17 |
36491,50 |
100 |
Услуги связи |
7000 |
7000 |
100 |
Коммунальные услуги |
5000 |
499,33 |
10 |
Услуги по содержанию имущества |
2169,83 |
2169,83 |
100 |
Прочие услуги |
22322,34 |
22322,34 |
100 |
Поступление нефинансовых активом |
4824,23 |
4824 |
100 |
Увеличение стоимости основных средств |
558,70 |
558,70 |
100 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
4265,53 |
4265,30 |
100 |
Расходы всего |
804517,40 |
803791,77 |
100 |
Приобретение услуг |
4800 |
4800 |
100 |
Социальное обеспечение |
10776,50 |
10776,50 |
100 |
Пособие по социальной помощи населению |
10776,50 |
10776,50 |
100 |
Всего расходов |
10776,50 |
10776,50 |
100 |
Расходы |
3867862,24 |
3864761,65 |
100 |
Оплата труда и начисления на оплату труда |
3812821,82 |
3809781,23 |
100 |
Заработная плата |
2940352,58 |
2940297,94 |
100 |
Прочие выплаты |
164990 |
162420 |
98 |
Начисления на оплату труда |
707479,24 |
707063,29 |
100 |
Приобретение услуг |
55040,42 |
54980,42 |
100 |
Услуги связи |
13672,68 |
13672,68 |
100 |
Транспортные услуги |
911,69 |
911,69 |
100 |
Коммунальные услуги |
35376 |
35376 |
100 |
Услуги по содержанию имущества |
5080,05 |
5080,05 |
100 |
Продолжение таблицы 2.5 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Приобретение нефинансовых активов |
834375,48 |
834027,88 |
100 |
Увеличение стоимости основных средств |
80743,75 |
80743,75 |
100 |
Приобретение услуг |
310452,98 |
310430,23 |
100 |
Заработная плата |
218370,54 |
218370,54 |
100 |
Прочие выплаты |
2000 |
2000 |
100 |
Начисления на оплату труда |
46698,894 |
46676,09 |
100 |
Приобретение услуг |
43383,60 |
43383,60 |
100 |
Транспортные услуги |
179,60 |
179,60 |
100 |
Прочие услуги |
43204 |
43204 |
100 |
Приобретение нефинансовых активов |
163391,9 |
163391,9 |
100 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
60631,90 |
60631,90 |
100 |
Всего расходов |
163391,90 |
163391,90 |
100 |
Всего расходов |
5996179,50 |
5991979,93 |
100 |
Исполнение бюджета сельсовета в 2010 г. по расходам произошло на уровне 5991979,93 руб. При этом практически по всем видам расходов бюджета было достигнуто стопроцентное выполнение.
В таблице 2.6 представлены расходы бюджета Покровского сельсовета в 2011 г.
Общая величина расходов бюджета Покровского сельсовета в 2011 г. достигла суммы в 28770,3 тыс. руб., что ниже плана на 2%. Недовыполнение плана бюджета по расходам произошло вследствие снижения объемов финансирования по таким направлениям, как:
- общегосударственные расходы – на 18%;
- жилищно-коммунальное
- культура, кинематография, СМИ – на 13%
Таблица 2.6 – Расходы бюджета Покровского сельсовета в 2011г.
Наименование |
Годовой план, тыс. руб. |
Исполнение, тыс. руб. |
процент к годовому плану |
1 |
2 |
3 |
4 |
Администрация сельсовета |
29472 |
28770,3 |
98 |
Общегосударственные расходы |
3322,3 |
3220,3 |
72 |
Функционирование |
3193,6 |
3091,6 |
97 |
Глава исполнительной власти местного самоуправления |
368,5 |
368,5 |
100 |
Аппарат управления в сфере установленных Функций |
2825,1 |
2594,4 |
92 |
Другие общегосударственные вопросы |
128,7 |
128,7 |
100 |
Поселенческие целевые программы |
64 |
64 |
100 |
Резервные фонды органов исполнительной власти субъектов РФ |
50 |
50 |
100 |
Реализация государственных
функций, связанных с |
14,7 |
14,7 |
100 |
Национальная экономика |
14 |
14 |
100 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
14 |
14 |
100 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
22514,7 |
22283,8 |
99 |
Жилищное хозяйство |
1557 |
1557 |
100 |
Поддержка жилищного хозяйства |
1557 |
1557 |
100 |
Мероприятия в области жилищного хозяйства по строительству, реконструкции, приобретению жилых домов |
1557 |
1557 |
100 |
Коммунальное хозяйство |
20957,7 |
20726,8 |
99 |
Поддержка коммунального хозяйства |
5800,9 |
5570 |
96 |
Мероприятия по благоустройству городских и сельских поселений |
5800,9 |
5570 |
96 |
Фонд софинансирования социальных расходов |
12156,8 |
12156,8 |
100 |
Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ |
12156,8 |
12156,8 |
100 |
Региональные целевые программы |
3000 |
3000 |
100 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
2064 |
1804,2 |
87 |
Здравоохранение и спорт |
31 |
31 |
100 |
Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам других уровней |
1526 |
1526 |
100 |
Финансовая помощь бюджетам других уровень |
1526 |
1526 |
100 |
Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ |
1526 |
1526 |
100 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
29472 |
28770,3 |
98 |
Таблица 2.7 содержит информацию о расходах бюджета Покровского сельсовета в 2012 году.
Таблица 2.7 – Расходы бюджета Покровского сельсовета в 2012 г.
Наименование |
Годовой план, тыс. руб. |
Исполнение, тыс. руб. |
процент к годовому плану |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
38379 |
38346 |
100 |
Общегосударственные вопросы |
4382,8 |
4382,8 |
100 |
Функционирование субъектов Российской Федерации, местных администраций |
3919,7 |
3919,7 |
100 |
Другие общегосударственные вопросы |
363 |
363 |
100 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 |
1 |
100 |
Предупреждения и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона |
1 |
1 |
100 |
Национальная экономика |
10320 |
10320 |
100 |
Сельское хозяйство |
27 |
27 |
100 |
Транспорт |
10293 |
10293 |
100 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
18960 |
18927 |
100 |
Жилищное хозяйство |
2076 |
2076 |
100 |
Коммунальное хозяйство |
16884 |
16851 |
100 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
1365 |
1365 |
100 |
Культура |
1365 |
1365 |
100 |
Здравоохранение и спорт |
32 |
32 |
100 |
Спорт и физическая культура |
32 |
32 |
100 |
Социальная политика |
3022,1 |
3022,1 |
100 |
Межбюджетные трансферты |
296 |
296 |
100 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
296 |
296 |
100 |
Общая величина расходов бюджета Покровского сельсовета в 2012 г. была равна 38346 тыс. руб., что почти полностью соответствует проекту бюджета по расходам.
Наиболее весомыми статьями расходов бюджета являются:
- национальная экономика – 10320 тыс. руб.;
- жилищно-коммунальное
- общегосударственные вопросы – 4382,8 тыс. руб.
Рисунок 2.7 иллюстрирует динамику расходов бюджета Покровского сельсовета в 2011-2013 годах.
Приоритетными расходами местного бюджета считаются расходы, направленные на финансовое обеспечение:
- оплаты труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- социальное обеспечение;
- коммунальные услуги;
- безвозмездные перечисления бюджетам;
- обслуживание и погашение государственного долга;
Финансовое обеспечение указанных расходов осуществлялось в 2012 году в первоочередном порядке в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Рисунок 2.7 - Динамика расходной части бюджета муниципального образования с. Покровское за 2011-2013 гг.
В 2012 году доля поступлений доходов в бюджет села Покровское сократилось на 10 % по сравнению с предыдущим годом. В план 2013 года заложена на 12 % меньше расходной части, чем в 2011 году.
Наряду с увеличением доходов, расходы бюджета Покровского сельсовета также характеризовались возрастающей динамикой. Также как и доходы, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. расходы бюджета имели особенно высокий темп роста. Если сравнить доходы и расходы бюджета, то увидим, что в 2010-2011 гг. бюджет сельсовета был профицитным, а в 2012 г. дефицит бюджета составил 1 572,00 тыс. руб.
5992
28770,3
38436
238,7
1200,5
-1572
-5000
0
5000
10000
15000
20000
25000
30000
35000
40000
45000
2010
2011
2012
Тыс. руб.
Расходы бюджета
Дефицит (профицит)
бюджета
Рисунок 2.8 – Расходы бюджета Покровского сельсовета в 2010-2012 гг.
Динамику расходов по внебюджетной деятельности Администрации с. Покровское демонстрирует рисунок 2.9. Общая сумма расходов Покровского сельсовета по внебюджетной деятельности в 2010 г. составила 76,4 тыс. руб., в 2012 г. указанные расходы увеличились до 116,7 тыс. руб.
Расходование внебюджетных средств администрации с. Покровское в 2012 году произошло по следующим направлениям: - 110725 рублей на проведение мероприятий, посвященных празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне, из них на выплату пособий по социальной помощи ветеранам ВОВ 103600 рублей, в том числе 43600 рублей из администрации Красногвардейского муниципального района; - 2924 рублей на обслуживание расчетного счета; - 3090 рублей на уплату налога на прибыль.