Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:08, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка основ и механизмов обеспечения самостоятельности бюджетов на региональном и муниципальном уровнях, как фактора повышения финансовой устойчивости территорий.
Для достижения цели дипломной работы в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия самостоятельности бюджетов, как фактора повышения финансовой устойчивости муниципального образования; провести практический анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования; выявить основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования.
Введение 3
1 Теоретические основы самостоятельности бюджетов муниципального образования 6
1.1 Понятие и сущность самостоятельности бюджетов
муниципальных образований в России 6
1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения финансовой устойчивости муниципального образования 17
1.3 Проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования в современных условиях 27
2 Анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования
с. Покровского 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика 32
2.2 Анализ формирования и использования финансовых
ресурсов 39
2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального
образования 48
3 Основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования 60
3.1 Приоритетные направления повышения самостоятельности
бюджетов муниципального образования 60
3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов 68
3.3 Способы повышения финансовой устойчивости
муниципального образования 78
4 Безопасность муниципального образования 93
Заключение
Таким образом, в бюджетной системе
в условиях бюджетного федерализма
обязательным является сочетание высокой
роли федерального бюджета, распространяющейся,
на всю бюджетную систему, включая
территориальные бюджеты, и высокой
степени самостоятельности
Большую ясность для оценки уровня
такой самостоятельности дает следующий
из содержащихся в этом словаре принципов
бюджетного федерализма - это принцип
высокой степени
Это значит, что в условиях бюджетного
федерализма на региональном и местном
уровнях власти федеральным налоговым
и бюджетным законодательством
должны быть определены исходные условия
для максимальной реализации имеющихся
на каждой территории возможностей по
сбалансированности бюджета, достижению
необходимой бюджетной
В целях наиболее полного удовлетворения спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития и финансового обеспечения территорий, финансовая помощь из бюджетов вышестоящих уровней вполне оправдана и не противоречит задаче ориентации указанных органов власти, в первую очередь, на собственные силы и лишь при их недостаточности по объективным причинам рассчитывать на такую финансовую помощь.
В то же время имеющийся налоговый
потенциал большинства
Расширение спектра ряда налоговых льгот на федеральном уровне, например, по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, приводит к сокращению налоговой базы субъектов Российской Федерации.
Между тем, целью Программы развития
бюджетного федерализма в Российской
Федерации на период до 2005 года являлось
«формирование и развитие системы
бюджетного устройства, позволяющей
органам власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления
проводить самостоятельную
В развитие результатов реализации данной программы в России разработана и принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы, целью которой является повышение эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации их полномочий, повышение качества управления государственными и муниципальными финансами на всех уровнях бюджетной системы, направленное на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития территорий. Одной из основных задач, сформулированных в данной Концепции, является укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, особенностью реализации
современного этапа развития бюджетных
отношений в Российской Федерации
является обеспечение такой
Рассматривая проблему самостоятельности территориальных бюджетов в условиях бюджетного федерализма, нельзя оставить без внимания и другие его принципы. К ним относятся:
- наличие не менее трех основных уровней бюджетной системы;
- единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов федерации и входящих в них муниципальных образований, как основы сбалансированности интересов всех уровней власти по бюджетным вопросам;
- сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства;
- сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в бюджеты разных уровней на объективной основе;
- активное участие субъектов федерации в формировании и реализации налогово-бюджетной политики государства, включая межбюджетные отношения.
Новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации вопрос об уровнях бюджетной системы решен в соответствии с указанным выше принципом - наличие не менее трех основных уровней бюджетной системы. Теперь в структуру бюджетной системы помимо федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, в составе местных бюджетов выделены бюджеты двух подуровней муниципальных образований: муниципальных районов, городских округов (первый подуровень), внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений в составе муниципальных районов (второй подуровень).
Разделение местных бюджетов на
два подуровня - это решительный
шаг в сторону предоставления
большей самостоятельности
В современной России, в силу своего федеративного устройства, бюджеты разных уровней по отношению друг к другу являются самостоятельными. В соответствии с действующей правовой базой каждый из них утверждается и исполняется собственными властными органами.
Принцип сочетания общегосударственных
интересов и интересов
Об относительном характере самостоятельности (автономии) территориальных бюджетов говорит и принцип сочетания централизма и децентрализма при разграничении налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в бюджеты разных уровней на объективной основе. Этот принцип также подчеркивает большую ответственность федерального центра за создание через федеральное законодательство необходимых исходных условий, позволяющих реализовать в максимально возможной степени принцип самостоятельности территориальных бюджетов.
В большинстве стран региональные
и местные органы власти обладают
некоторыми правами в области
налогообложения, чтобы в той
или иной степени самостоятельно
решать проблему утверждения бездефицитных
бюджетов или сокращения их дефицитности
прежде, чем рассчитывать на финансовую
помощь в разных формах из бюджета
вышестоящего уровня власти. Например,
в Канаде субъекты федерации могут
устанавливать надбавки к налоговым
ставкам некоторых федеральных
налогов: подоходному налогу и налогу
на доходы корпораций, а также вводить
некоторые свои налоги. Право на
установление территориальных надбавок
к налоговым ставкам, установленным
на государственном уровне, имеется
даже в отдельных унитарных
Для наиболее полной реализации принципа самостоятельности бюджетов исключительное значение имеет обоснованное определение основных принципов (критериев) для принятия решений по разграничению расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы.
В числе принципов разграничения расходных полномочий, которые нашли отражение в Программе развития бюджетного федерализма Российской Федерации наиболее важными являются следующие:
- территориальное соответствие (соответствие «зоне обслуживания»);
- приближение к уровню тех территориальных образований, в интересах населения которых осуществляются бюджетные услуги;
- эффект масштаба.
Принцип территориального соответствия (соответствие «зоне обслуживания») означает, что бюджетные услуги закрепляются за тем уровнем власти, подведомственная территория которого охватывает всех потребителей этих бюджетных услуг. Это означает, что если финансирование расходов, осуществляется в интересах населения нескольких субъектов РФ или государства в целом, то данные расходы закрепляются за федеральным уровнем власти и являются расходными обязательствами Российской Федерации. Если финансирование расходов, осуществляется в интересах населения, проживающего на территории субъекта РФ, а также всех или нескольких муниципальных образований, входящих в него, то расходы закрепляются за региональным уровнем бюджетной системы и являются расходными обязательствами субъекта РФ. Соответственно, к расходным обязательствам муниципального образования, то есть на местном уровне, относятся обязательства, выполняемые в интересах населения, в основном проживающего на территории данного муниципального образования.
Второй принцип - приближение к
уровню тех территориальных
Третий принцип - эффект масштаба, подразумевает, что бюджетные услуги закрепляются за тем уровнем власти, который может наиболее эффективно обеспечить качественную реализацию данных услуг. Например, в соответствии с нормами Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на местном уровне решаются вопросы организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом [30].
В Бюджетном кодексе Российской Федерации сформулированы принципы бюджетной системы Российской Федерации, в том числе принцип самостоятельности бюджетов. Там же предусмотрены восемь положений для раскрытия сущности этого принципа. К ним относятся, в частности, право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Естественно, что для реализации такого права и обязанности должны быть соответствующие исходные условия, которые зависят не только от региональных и местных органов власти, но в значительной степени от федерального центра.
В первую очередь,
это относительное (максимально
возможное) соответствие доходных источников
расходным обязательствам на соответствующем
уровне бюджетной системы и
К следующему такому положению относится - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.