Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 12:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование деятельности коммерческих банков по привлечению сбережений населения, а также разработка направлений по их вовлечению в инвестиционный процесс.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы сущности сбережений населения и факторы, влияющие на их формирование;
провести анализ банковской практики по привлечению сбережений населения;
определить пути совершенствования деятельности коммерческого банка по привлечению сбережений населения.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
1.1. Понятие сбережений населения и факторы, влияющие на их уровень
1.2. Мотивы образования сбережений населения, их виды
1.3. Роль сбережений населения в инвестиционном процессе
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ организованных привлеченных средств банковской системы России
2.2. Оценка организованных сбережений населения как источника кредитования и инвестиций
3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции
3.2. Перспективы развития ипотечного кредитования как меры, направленной на повышение эффективности использования сбережений населения
3.3. Необходимость создания системы страхования депозитов в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в качестве предварительных гипотез для последующего анализа мы можем отметить, что среди имеющих сбережения в целом выше доля предпринимателей, менеджеров и квалифицированных специалистов. Значимыми являются также уровень дохода (что естественно) и образовательный уровень. При этом наиболее обеспеченные и образованные респонденты, скорее, склонны держать свои сбережения в коммерческих банках. Те, кто хранит свои сбережения в наличной форме, чаще принадлежат к младшим возрастным категориям.
Наконец, среди вкладчиков Сбербанка
преобладают респонденты
Как показывают данные, приведенные в таблице 2.7, в целом по выборке из семи предложенных вариантов ответа респонденты выше всего оценили репутацию банка (1 место, 4,24 балла по шкале 0 – 5) и уровень его процентной ставки (II место, 3,84 балла). Последующие места с заметным отрывом занимают советы друзей и родственников, ассортимент услуг и местоположение банка (соответственно 2,64; 2,57 и 2,56 балла). Общий рейтинг замыкают данные годового отчета банка (1,99) и реклама (1,47). Таким образом, на первый взгляд полученные результаты свидетельствуют об отсутствии сколько-нибудь серьезного влияния рекламы на выбор банка, а также о максимальном учете респондентами репутации банка.
Оценки, приведенные в столбцах 4-7, рассчитаны как отклонения от средних оценок всех респондентов имеющих сбережения.
Однако в действительности все далеко не так однозначно. Дело в том, что лишь меньшая часть респондентов, отвечая на наши вопросы, отталкивались от собственного практического опыта взаимодействия с банками. Большая же часть ответивших либо не имели сбережений, либо держали их в наличной форме у себя дома. Именно поэтому целесообразно более детально рассмотреть предпочтения разных категорий респондентов.
Как видно из таблицы 2.7, при неизменности верхней части рейтинга респонденты, реально имеющие сбережения, относительно большее значение придают ассортименту услуг банка, а также рекомендациям друзей и родственников. Напротив, те, у кого нет сбережений, в случае их появления, скорее, были бы склонны отдать их в банк, расположенный неподалеку. Можно также отметить, что сумма оценок значимости всех факторов у имеющих сбережения несколько выше. Последнее можно объяснить большим вниманием с их стороны к самой проблеме выбора банка.
Таблица 2.7
Значимость основных факторов, влияющих на выбор банка
Факторы, влияющие на выбор банка |
Средние оценки значимости отдельных факторов | ||||||
Вся выборка |
Не имеющие сбережений |
Имеющие сбережения |
В том числе | ||||
Только в наличной форме |
Только в Сбербанке |
Только в коммерческих банках |
В смешанной форме | ||||
Всего респондентов |
1424 |
559 |
865 |
374 |
272 |
118 |
101 |
Процентная ставка |
3,84 |
3,63 |
3,98 |
-0,29 |
0,13 |
0,41 |
0,23 |
Репутация |
4,24 |
4.07 |
4,35 |
-0,27 |
0,12 |
0,23 |
0.40 |
Ассортимент услуг |
2,57 |
2,25 |
2,77 |
-0,14 |
-0,43 |
0,81 |
0,71 |
Местоположение |
2,56 |
2,74 |
2,44 |
-0,29 |
0,49 |
0,01 |
-0,28 |
Годовой отчет |
1,99 |
1,90 |
2,04 |
-0,17 |
-0.26 |
0,89 |
0,33 |
Реклама |
1,47 |
1,46 |
1,47 |
0,05 |
-0,13 |
0,39 |
-0,25 |
Советы друзей |
2,64 |
2,50 |
2,74 |
0,17 |
-0,30 |
0,47 |
-0,38 |
Сумма баллов |
19,31 |
18,55 |
19,79 |
-0,94 |
-0,38 |
3,21 |
0,76 |
Итак, во всех четырех выделенных группах I и II места в рейтинге факторов занимают репутация банка и его процентная ставка, последнее же место – реклама банка. Вместе с тем как рейтинги остальных четырех факторов, так и общая сумма оценок всех факторов заметно варьируют.
В частности, хранение сбережений только в наличной форме обусловливает снижение суммы оценок всех факторов. При этом их уровень весьма близок к оценкам респондентов не имеющих сбережения. Значимое исключение связано лишь с повышенным вниманием к советам друзей (только в этой группе данный фактор выходит на III место в рейтинге).
Для вкладчиков Сбербанка также
характерна несколько меньшая сумма
всех оценок. Кроме того, очень большое
значение они придают местоположению
банка (и в данном случае Сбербанк
с его многочисленными
Оценки вкладчиков частных коммерческих банков выше для всех факторов без исключения – общая сумма оценок превосходит средний показатель на 3,21 балла. При этом III место в рейтинге занимает ассортимент услуг выбранного банка. Резко отличается от двух предшествующих групп также оценка значимости годового отчета банка.
Наконец, представители «смешанной» группы, хранящие свои сбережения одновременно в нескольких формах, характеризуются самой низкой степенью доверия к рекламе и к рекомендациям друзей, а также наивысшей абсолютной оценкой значимости репутации банка. III место в их рейтинге занимает ассортимент услуг банка.
В целом приведенные данные свидетельствуют о большем внимании к самой проблеме выбора банка со стороны вкладчиков частных коммерческих банков, а также респондентов, использующих смешанные формы хранения сбережений. Судя по рейтингу факторов, для этих двух групп относительно менее значимыми оказываются местоположение банка (VI место) и советы друзей (IV-V место). Напротив, большее значение они придают таким объективным параметрам деятельности банка, как ассортимент его услуг (III место) и информация, содержащаяся в его годовом отчете (IV-V место).
Общеизвестно, что в первые годы экономической либерализации заметное место на рынке индивидуальных сбережений занимали не просто банки с высоким риском ликвидности, но и заведомо недобросовестные банковские институты. Это существенно повлияло на поведение потенциальных клиентов частных коммерческих банков. Поскольку устойчивость банка является ненаблюдаемой для вкладчиков характеристикой, скандалы, связанные с деятельностью «финансовых пирамид», обусловили чрезвычайно скептическое отношение потенциальных клиентов к частным банкам. Новые коммерческие банки оказались в неблагоприятном положении по сравнению со Сбербанком, обязательства которого перед клиентами гарантировались ЦБ РФ. Таким образом добросовестные и относительно стабильные коммерческие банки столкнулись с необходимостью предоставлять информацию о качестве своих услуг (то есть фактической вероятности банкротства) потенциальным клиентам – индивидуальным вкладчикам. Формирование положительных рыночных сигналов, направленных потенциальным клиентам, было трудной задачей, поскольку большинство частных банков к моменту начала экономической либерализации не располагало устойчивой репутацией. Затраты на приобретение репутации – явные или неявные – создавали дополнительные барьеры для входа на рынок и укрепляли рыночную власть доминирующего агента – Сберегательного банка РФ.
Как уже было сказано выше, эффективность рынка сбережений на протяжении 1998-2002 гг. оставалась невысокой. Рассмотрим некоторые факты подтверждающие этот тезис.
1. Велик неиспользованный
2. Вклады домохозяйств очень невелики в качестве источника кредитных ресурсов банка.
3. Зачаточное состояние системы
долгосрочных инвестиций
4. Огромные потери клиентов коммерческих банков в результате деятельности недобросовестных финансовых институтов.
5. Сохранение и упрочение
Несмотря на сохранившиеся негативные тенденции, как уже было отмечено есть и позитивные изменения в динамике организованных сбережений населения. Наблюдается медленный прирост вкладов и вложений в ценные бумаги. Поэтому, считаем что в настоящий момент основной задачей государства и банковской системы является поддержание и развитие того уровня доверия, которое есть у населения. Очередного обмана граждане не простят, а значит необходимо формировать систему, максимально защищающую интересы вкладчиков, в первую очередь физических лиц.
Рассмотрим общие для всех вкладов классификационные признаки:
1. Срок вклада – одна из
основных характеристик. Банку,
2. Валюта вклада – вкладчику предоставляется свобода выбора между рублевыми и валютными вкладами.
3. Величина процента – наверное,
третья по значимости
4. Порядок выплаты дохода или
процентов по вкладу – в
какой момент и какую часть
дохода может получить
5. Возможность изменения
6. Условия досрочного расторжения – определяют возможность и порядок досрочного расторжения. Существует несколько вариантов: возврат только суммы вклада без начисления процентов, штраф за нарушение условий, выплата меньшей суммы дохода (определенная фиксированная сумма, процент по ставке до востребования или процент от первоначально оговоренной суммы дохода).
7. Действия в конце срока без прихода клиента. Существующие варианты: пролонгация на условиях вклада до востребования или на условиях до востребования с повышенным доходом.
8. Минимальная сумма по вкладу
– используется банками для
регулирования потока клиентов.
Для приходных операций
9. Максимальная сумма взноса – используется для ограничения потока клиентов по вкладам с льготными условиями.
10. Зависимость процентной ставки от величины остатка на вкладе – чем больше остаток на счете, тем выше процентная ставка. Таким образом, происходит стимулирование вкладчика к хранению больших сумм на счете.
11. Юридическое оформление –
важная характеристика, показывающая
какие документы оформляются
сторонами при совершении
12. Налогообложение. Характер
Все виды вкладов по критерию срочности разделены на две группы: вклады без срока и вклады на срок. В каждой из этих групп выделены основные виды депозитных инструментов, в зависимости от возможности приходно-расходных операций по счету. Дальнейшая, более детальная классификация зависит от других характерных особенностей вкладов.
Как уже было отмечено, несмотря на значительные изменения в структуре пассивов, значительный объем привлеченных средств составляют вклады населения, т.е. можно рассматривать вклады как относительно стабильный источник формирования пассивов банков. Значительно снизилась доля вкладов до востребования, вырос объем срочного привлечения, который в кризисный период показал себя как более устойчивый. Вместе с тем, возросла доля социально-ориентированных вкладов в общем объеме вкладов населения, что привело к увеличению стоимости привлеченных средств физических лиц.
В I квартале 2008 г. российская экономика развивалась достаточно активно. Макроэкономическая ситуация в целом оставалась стабильной. Развитию отечественной экономики способствовали благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и продолжающееся быстрое расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. По данным Банка России на внутреннем валютном рынке в I квартале 2008 г. рубль укрепился относительно доллара США на 1,2% в номинальном выражении и немного ослаб относительно евро (-1,4%). В реальном выражении укрепление рубля составило 4,0% и 1,5% соответственно.По данным Федеральной службы государственной статистики России, цены на потребительском рынке в I квартале 2008 г. выросли на 4,8%, ускорившись по сравнению соответствующим периодом 2007 г. (3,4%). Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата в I квартале 2008 г. выросла до 15 508 руб., а её рост в реальном выражении по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. составил 14%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в I квартале 2008 г. по сравнению с I кварталом 2007 г., по предварительным данным, увеличились на 10,0% (в I квартале 2007 г. увеличение также на 10,0%). Согласно данным Росстата доля организованных сбережений в структуре использования доходов населения в I квартале 2008 г. составила 8,2%, оказавшись ниже соответствующего показателя 2007 г. на 1,6 п.п. При этом на аналогичную сумму увеличились расходы на покупку наличной иностранной валюты — с 5,2 до 6,9%. Доля расходов на потребление также несколько выросла с 74,1 до 75,4%.
Участие банков в системе страхования вкладов и институциональные аспекты развития рынка вкладов
В I квартале 2008 г. число банков, имеющих право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, снизилось на 4 до 902 кредитных организаций. В целом с 1 апреля 2007 г. по 1 апреля 2008 г. число таких банков сократилось на 18.
По состоянию на 1 апреля 2008 г. в реестр банков-участников ССВ было включено 934 банка. Объем размещенных в них средств населения составил почти 5,3 трлн. руб., увеличившись в I квартале 2008 г. на 2,9%.
В общем объеме вкладов населения в банках-участниках ССВ депозиты и счета, на которые распространяется действие закона о страховании вкладов, (страхуемые вклады) занимают свыше 99%.
Структура страхуемых вкладов в банках-участниках ССВ. По состоянию на 1 января 2008 г. 99,6% вкладов и счетов имели размер до 400 тыс. руб. (по оценкам АСВ, около 50% этих вкладов и счетов имеют остатки менее 100 руб.). На депозиты и счета до 400 тыс. руб. приходится 54,8% всей суммы страхуемых вкладов.
Информация о работе Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал