Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование деятельности коммерческих банков по привлечению сбережений населения, а также разработка направлений по их вовлечению в инвестиционный процесс.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы сущности сбережений населения и факторы, влияющие на их формирование;
провести анализ банковской практики по привлечению сбережений населения;
определить пути совершенствования деятельности коммерческого банка по привлечению сбережений населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
1.1. Понятие сбережений населения и факторы, влияющие на их уровень
1.2. Мотивы образования сбережений населения, их виды
1.3. Роль сбережений населения в инвестиционном процессе

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ организованных привлеченных средств банковской системы России
2.2. Оценка организованных сбережений населения как источника кредитования и инвестиций

3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции
3.2. Перспективы развития ипотечного кредитования как меры, направленной на повышение эффективности использования сбережений населения
3.3. Необходимость создания системы страхования депозитов в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Важной составляющей рынка сберегательных ресурсов являются социальные фонды. Они  заключают в себе значительный объем  накопленных отложенных населением на весьма длительную перспективу финансовых ресурсов и средств жизнеобеспечения.

Классическая система страхования  от социальных рисков, строящаяся на принципах  смешанной экономики, обычно включает государственные, добровольно-общественные и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации. При развитии этой системы важно обеспечивать как гарантированную социальную защиту населения от вероятных негативных причин, таких, как потеря трудоспособности, имущества и доходов, так и исходить из наиболее полного удовлетворения рыночного спроса на услуги по страхованию от социальных, производственных, природных и иных видов рисков. Поскольку страховые фонды аккумулируют сбережения населения на долгосрочной основе, они и могут учитываться в качестве потенциала кредитования и инвестирования в реальную экономику. Кризис отечественной банковской системы привел к оттоку значительной части вкладов в частный сектор и увеличению массы свободных денежных средств. Объем индивидуальной наличности среди различных слоев населения значителен. Основная масса накопления сосредоточена в среде предпринимателей.

Основные направления вложений финансовых резервов населения и  домохозяйств осуществляются на региональном и местном уровнях, в непосредственной близости от места проживания людей  и от объектов инвестирования. При этом предпочтения отдаются формам, которые представляются понятными и надежными держателям сбережений, и именно эти формы создают перспективы для развития малого и среднего бизнеса. Наиболее доступной и широко распространенной формой привлечения инвестиционных средств является частный кредит – привлечение займов друзей, знакомых, родственников, предприятий-партнеров, доверенных финансовых организаций и теневых структур.

Опыт показывает, что многие из традиционных финансовых структур практически недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены услуг и сложностей работы с ними. И в целом инфраструктура рынка пока не приспособлена для каждодневной оперативной работы со средствами индивидуальных мелких инвесторов, что крайне ограничивает использование наиболее массового источника концентрации ресурсов и инвестирования. Необходимо повысить эффективность инвестиционной трансформации сбережений населения, делая особый упор на следующие формы коллективного инвестирования:

    • акционерные инвестиционные фонды;
    • паевые инвестиционные фонды;
    • коммерческие (в перспективе преобразуемые в универсальные и инвестиционные) банки;
    • негосударственные пенсионные фонды;
    • кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы) [32].

В декабре 2002 года в рамках V Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг был проведен круглый стол «Паевые инвестиционные фонды и сбережения населения», основной целью которого явилось представление роли паевых инвестиционных фондов как эффективного механизма сокращения риска мелких частных инвесторов. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы), предоставляя возможности доступа к информации, профессиональному управлению активами, а также возможности по диверсификации портфеля, способствуют снижению инвестиционных рисков и защите интересов инвесторов [12, с. 45].

Специалисты фондового рынка отмечают несоответствие инвестиций сбережениям, низкую эффективность существующих механизмов трансформации сбережений в инвестиции. По мнению автора, эта  проблема являясь одной из важнейших макроэкономических проблем в России, особенно актуальна сегодня, когда, с одной стороны, наблюдается исчерпание неинвестиционных факторов роста, а с другой стороны, происходит интенсивный рост свободных финансовых ресурсов. Опыт показывает, что инвестиционные риски значительно снизили доверие инвесторов к российскому рынку ценных бумаг и стали мощным дестимулирующим фактором для его развития.

Исследования показали, что обращение  населения к возможностям рынка  ценных бумаг в плане обеспечения  эффективного инвестирования сбережений .имеет различные формы, непосредственно связанные с размером сбережений и уровнем специальных знании. Наиболее квалифицированные в сфере финансов, обладающие относительно крупными сбережениями, частные инвесторы тяготеют к самостоятельному принятию инвестиционных решений, что подразумевает создание удобных для них механизмов инвестирования и создание эффективной защиты их интересов в ходе получения ими брокерских услуг от профессиональных участников рынка. Менее квалифицированные частные инвесторы, а также инвесторы, обладающие относительно небольшими объемами сбережений, нуждаются в получении квалифицированных услуг от институтов коллективных инвестиций, что ставит задачу повышения эффективности индустрии коллективных инвестиций в целом.

Следует отметить, что паевые инвестиционные фонды (ПИФы), предоставляя возможности  доступа к информации, профессиональному  управлению активами, а также возможности  по диверсификации портфеля, способствуют снижению инвестиционных рисков и  защите интересов инвесторов. Проблема снижения инвестиционных рисков обусловливает необходимость реализации комплекса мер по защите прав и законных интересов инвесторов. Повышение уровня защиты интересов инвесторов создает необходимые предпосылки формирования благоприятного инвестиционного климата, общие для всех групп инвесторов.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что снижение инвестиционного  риска на рынке ценных бумаг и  повышение уровня защиты интересов  инвесторов является одной из основных задач ФКЦБ России и профессиональных участников рынка ценных бумаг. В этой связи наиболее важными и актуальными являются меры по обучению инвесторов и пропаганде отрасли коллективных инвестиций, а также повышению ответственности управляющих компаний за должный уровень защиты интересов инвесторов.

Меры, призванные ограничить искажения  эффективного распределения и использования  ресурсов, сводятся в современных  условиях к снятию контроля над ценами, ликвидации государственных субсидий, отказу от ограничений в переливе капитала. Но эти же самые меры способствуют выходу на поверхность инфляционных процессов, которые прежде проявлялись в формах, характерных для скрытой инфляции. Пока же банки стремятся формировать кредитные портфели для тех сфер, где мала вероятность потери вложенных средств (торговля, посреднические фирмы), и где гарантируется быстрый оборот капитала. В то же время инвестиции в промышленную сферу носят крайне ограниченный характер.

Созданию более благоприятных  условий для вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс способствует поощрение различных форм кредитной самоорганизации широких масс: кредитных товариществ, кооперативов и союзов. Известно, что институты кредитной кооперации широко развиты во многих странах. Подобные структуры в российских условиях могли бы решить многие проблемы на одном из самых слабых направлений рыночных реформ – в организации рынка инвестиционного кредита для малого и среднего предпринимательства, на базе развития интереса населения в инвестиционном размещении своих сбережений.

Среди сбережений населения, вовлекаемых  в инвестиционный процесс, наибольшую долю средств составляют накопления, предназначенные для вложения в  недвижимость. Перспективным экономическим  инструментом эффективного привлечения  сбережений такого рода в условиях России является ипотечное кредитование.

Темпы и масштабы внедрения и  развития ипотечного кредитования в  различных регионах определяются с  учетом перспективной конъюнктуры  на рынках жилья, готовности нормативно-правовой базы и уровня развития инфраструктуры, а также характера платежеспособного спроса на жилье. Эффективность используемых региональных ипотечных систем повышается в условиях возрастания спроса на жилье и увеличения объемов жилищного строительства; при этом целесообразно рассматривать привлечение на каждый рубль кредита от 4 до 8 руб. средств населения. Внедрение ипотечного кредитования может создавать дополнительные доходы бюджета от 0,8 до 1,5 руб. на каждый вложенный рубль, и они могут направляться на дальнейшее кредитование с целью приобретения или строительства жилья. При этом наряду с получаемым экономическим эффектом улучшается и социальный климат в обществе.

Об этом говорит опыт развития ипотечного кредитования в различных регионах России. Так, и Чувашии в качестве кредита на жилищное строительство предоставляются строительные материалы, чем стимулируется работа строительной индустрии региона. В Саратовской области главный акцент сделан на ипотеку земли и создание инфраструктуры под будущее жилищное строительство в виде тепловых и водопроводных сетей, электро- и газоснабжения районов жилищной застройки, создания дорог. В ряде регионов отрабатывается проблема эффективного возврата денежного кредита. Так, на селе в Белгородской области практикуется «натурный» возврат кредита на строительство жилья в виде продуктов сельского хозяйства. Примечательны появившиеся системы ипотечного кредитования, ориентирующиеся не на перераспределение расходной части местных бюджетов, а на формирование дополнительных доходов, получаемых в самом процессе жилищного строительства. Это, например, стимулируется региональными ипотечными программами (города Пенза, Сочи, Рязань). Наибольший опыт комбинированного использования различных ипотечных программ (боле десяти различных примеров) накоплен в Москве.

3.2. Перспективы развития ипотечного кредитования  
как меры, направленной на повышение эффективности  
использования сбережений населения

В связи с актуальностью развития системы финансирования гражданами жилищного строительства, а также  создания условий для повышения эффективности вложения гражданами своих денежных средств Правительством РФ был разработан проект Федерального закона № 246390-3 «О строительных сберегательных кассах».

Характеризуя текущее состояние  законодательства в области жилищного  ипотечного кредитования, следует отметить, что за последние несколько лет был принят ряд законов, создающих необходимые правовые основы для развития системы жилищной ипотеки, в том числе: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Федеральный закон «Об оценочной деятельности» и другие.

Однако имеются проблемы, которые  препятствуют эффективному развитию рыночной системы ипотечного кредитования в том виде, в каком это действует в большинстве экономически развитых странах. В первую очередь, это связано с недостаточно четко определенными гарантиями возврата кредитов при осуществлении жилищного кредитования населения, несовершенством налоговой политики, слабого развития правовой базы, регулирующей деятельность различных участников рынка жилищного финансирования граждан, включая деятельность кредитных институтов и их взаимоотношения с заемщиками. Кроме того отсутствуют специализированные кредитные организации, которые могли бы выполнять ссудосберегательные операции с населением.

Все вышеназванное сдерживает активность банков в сфере долгосрочного  жилищного ипотечного кредитования.

Опыт реализации программ ипотечного кредитования, в том числе и в регионах, при небольшой финансовой поддержке со стороны местных и региональных органов власти показывает, что рынок ипотечных кредитов развивается очень медленно и неэффективно. В этих условиях имеют место различные формы жилищного кредитования «суррогаты ипотеки», которые осуществляются без лицензии Банка России, в результате физические лица несут существенные риски, связанные в большинстве случаев с деятельностью различных структур, которые на этапе строительства привлекают денежные средства граждан, а затем при покупке квартиры предоставляют краткосрочные кредиты в форме рассрочки платежа. Данные схемы имеют, как правило, локальный и ограниченный по объемам эффект. Иногда инвестиционные жилищные проекты носят мошеннический характер, особенно на стадии привлечения денежных средств.

Дальнейшее формирование развитой, отвечающей потребностям современного российского общества системы жилищного  кредитования, предполагает обеспечение  всесторонней защиты прав и интересов  кредиторов и заемщиков, всестороннее правовое регулирование. К такому регулированию следует отнести деятельность строительных сберегательных касс, предусмотренную проектом федерального закона «О строительных сберегательных кассах». Данный проект закона устанавливает правовой статус и особенности деятельности специализированных кредитных организаций - строительных сберегательных касс, привлекающих во вклады денежные средства физических и юридических лиц и по накоплению строительных сберегательных вкладов, выдающих кредиты только физическим лицам для улучшения жилищных условий.

Проект закона дополняет и развивает  положения, закрепленные Гражданским  кодексом Российской Федерации и  Федеральным законом «О банках и  банковской деятельности».

Проект закона основывается на следующих  принципах:

– четкое установление правового  статуса строительной сберегательной кассы, в соответствии с которым  она создается и осуществляет свою деятельность в виде банка в  организационно-правовой форме, установленной  Федеральным законом «О банках и  банковской деятельности» для кредитных организаций; на строительные сберегательные кассы распространяются требования федеральных законов, установленные для кредитных организаций, с учетом особенностей, определенных проектом закона;

– строго исчерпывающий характер перечня операций и сделок, совершаемых строительной сберегательной кассой, и других разрешенных видов деятельности;

Информация о работе Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал