Исследование финансового анализа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании финансового состояния предприятий химической промышленности на примере Волгоградской области.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе раскрыты теоретические основы изучения финансового состояния предприятия.
Во второй главе выпускной работы предоставлены анализ финансового состояния предприятий химической промышленности на примере Волгоградской области. Рассмотрена общая характеристика предприятий химической промышленности на примере Волгоградской области и проведен анализ показателей финансового состояния предприятия химической отрасли.
Третья глава посвящена выводам и рекомендациям по результатам проведенного исследования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….......................5
1 Теоретические основы изучения финансового состояния предприятия….........9
1.1 Понятие и виды анализа финансового состояния предприятия………….......9
1.2 Основные этапы проведения финансового анализа на предприятии….........18
1.3 Информационная база финансового анализа……………………....................23
2 Анализ финансового состояния предприятий химической промышленности на примере Волгоградской области..............................................................................31
2.1 Общая характеристика предприятий химической промышленности на примере Волгоградской области………………………..........................................31
2.2 Основные показатели финансового состояния предприятий..........................42
2.3 Анализ показателей финансового состояния предприятия химической отрасли........................................................................................................................49
3 Выводы и рекомендации........................................................................................62
Заключение……………………………………………………….............................69
Список использованных источников…………………...........................................72

Файлы: 1 файл

диплом бакалавра.docx

— 198.02 Кб (Скачать файл)

       - исчисления относительных отклонений в процентах по отношению к базисному году.

       Наряду  с абсолютными показателями, характеризующими различные аспекты финансового  состояния, используются и финансовые коэффициенты. Финансовый коэффициент  представляет собой относительные  показатели финансового состояния. Они подразделяются на коэффициенты распределения и координации. Коэффициенты распределения применяются в  случаях, когда необходимо определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Данные коэффициенты используются в  основном в предварительном анализе.

       Коэффициенты  координации используются для выражения  отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения по периодам. В качестве базисных величин могут использоваться показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта.

       Специальные финансовые коэффициенты, расчет которых  основан на существовании определенных соотношений между статьями отчетности, называются финансово-оперативными показателями. Они позволяют реально оценить  положение данного хозяйствующего субъекта.

       Помимо  финансовых коэффициентов в анализе  финансового состояния важную роль играют абсолютные показатели, которые  рассчитываются на основе отчетности (чистые активы — реальный собственный  капитал, собственные оборотные  средства, показатели оборачиваемости  запасов собственными оборотными средствами). С помощью данных показателей формулируются критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния.

       Практика  финансового анализа позволяет  выявить основные методы чтения финансовой отчетности , которые приведены в таблице 1.

       Таблица 1 – Характеристика основных методов проведения финансового анализа

Метод проведения финансового анализа Характеристика
Горизонтальный (временный) анализ Позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ Позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ Позволяет осуществить сравнение позиции с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателей, исключающей случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. С по-мощью тренда определяется возможное значение показателей в будущем.
Анализ  относительных показателей (коэффициентов) Позволяет осуществить расчет отношений данных отчетности,  определить взаимосвязи показателей.
Факторный анализ Позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.
Сравнительный (пространственный) анализ Может осуществляться как внутри предприятия (сравнение внутрихозяйствен-ное по отдельным показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, т.е. сравнение показателей данного хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих субъектов хозяйствования, со средними общеэкономическими данными.
Финансово-экономический  анализ Может осуществляться разными методами. К количественным методам относят статистические (наблюдение, сравнение, абсолютные и относительные величины, ряды динамики, индексы и т.д.), экономико-математические (методы математического программирования, экономико-математи-ческого моделирования и факторного анализа, исследование операции).

       Источник: по материалам [15, с.31]

       Важнейшие принципы анализа хозяйственной  деятельности предприятия и оценки ее эффективности [18, с. 19]:

     1) Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

      2) Оценка должна носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта.

      3) Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

     4) Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

     5) Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

     6) Анализ хозяйственной деятельности и оценка ее эффективности должны быть действенными, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа и оценки для управления предприятием, для разработки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

     7) Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

     8) Оценка должна быть оперативной. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

     9) Один из принципов анализа – его демократизм. Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

     10) Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Данными принципами следует руководствоваться при проведении анализа хозяйственной деятельности на любом уровне.

       Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания.

       В связи с этим выделяют:

       - технико-экономический анализ, которым  занимаются технические службы  предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его  содержанием является изучение  взаимодействия технических и  экономических процессов и установление  их влияния на экономические  результаты деятельности предприятия;

       - финансово-экономический анализ (финансовая  служба предприятия, финансовые  и кредитные органы) основное  внимание уделяет финансовым  результатам деятельности предприятия:  выполнение финансового плана,  эффективность использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

       - аудиторский (бухгалтерский) анализ  – это экспертная диагностика  финансового «здоровья» предприятия.  Проводится аудиторами или аудиторскими  фирмами с целью оценки и  прогнозирования финансового состояния  и финансовой устойчивости субъектов  хозяйствования.

       - социально-экономический анализ (экономические  службы управления, социологические  лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных  и экономических процессов, их  влияние друг на друга и  на экономические результаты  хозяйственной деятельности;

       - экономико-статистический анализ (статистические  органы) применяются для изучения  массовых общественных явлений  на разных уровнях управления: предприятие, отрасли, региона;

       - экономико-экологический анализ (органы  охраны окружающей среды) исследуют  взаимодействие экологических и  экономических процессов, связанных  с сохранением и улучшением  окружающей среды и затратами  на экологию;

       - маркетинговый анализ (служба маркетинга  предприятия или объединения)  применяется для изучения внешней  среды функционирования предприятия,  рынков сырья и сбыта готовой  продукции, ее конкурентоспособности,  спроса и предложения, формирования  ценовой политики и т.д.

       По  методике изучения объектов анализ хозяйственной  деятельности может быть сравниваемым, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

       При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о  результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего, данными  прошлых лет, передовых предприятий.

       Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и  уровень результативных показателей.

       Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой  способ установления характера нарушений  нормального хода экономических  процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного  нарушения. К примеру, если темпы  роста валовой продукции опережают  темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте  остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции  выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации  и автоматизации производства, улучшению  организации труда и на этой основе сокращение численности работающих. Знание признака позволяет быстро и  довольно точно установить характер нарушений не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые  требуют дополнительного времени  и средств.

       Маржинальный  анализ – это метод оценки и  обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании  причинно-следственной взаимосвязи  объема продаж, себестоимости и прибыли  и деление затрат на постоянные и  переменные.

       С помощью экономико-математического  анализа выбирается наиболее оптимальный  вариант решения экономической  задачи, выявляются резервы повышения  эффективности производства за счет более полного использования  имеющихся ресурсов.

       Стохастический  анализ (дисперсионный, корреляционный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

       Функционально-стоимостной  анализ (ФСА) представляет собой метод  выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект и сориентирован на оптимальные  методы их реализации на всех стадиях  жизненного цикла изделия (научно-исследовательские  работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его  основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

       По  субъектам (пользователям анализа) различают внутренний  внешний  анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии  для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании  финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами.

       По  охвату изучаемых объектов анализ делится  на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а  при выборочном – по результатам  обследования только части объектов.

       По  содержанию программы анализ может  быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные  ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости  продукции и пр.

       Каждая  из названных форм анализа хозяйственной  деятельности своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

       Роль  анализа как средства управления производством с каждым годом  возрастает. Это обусловлено разными  обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности  производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко - и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным  переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением  экономики, приватизации предприятий  и прочими мероприятиями экономической  реформы.

Информация о работе Исследование финансового анализа предприятия