Лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение предмета и преимуществ лизинга как современной формы аренды, лизинговых платежей, дальнейшее развитие и место лизинга в экономике.

Файлы: 1 файл

курсовая фин кред Лизинг.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Заемщик будет продолжать начислять амортизационные  отчисления по приобретенному имуществу еще в течение 8 лет. Эти отчисления будут включаться в общие расходы (себестоимость продукции). В результате будет происходить уменьшение размера налогооблагаемой базы по прибыли.

Лизингополучатель, использовав в течение 4 лет механизм ускоренной амортизации и выкупив имущество, в дальнейшем прекратит текущие начисления амортизации. Следовательно, при этом себестоимость работ, осуществляемых на данной технике, сократится, а прибыль начиная с 5-го года и, соответственно, налог на прибыль вырастут.

Для того чтобы учесть эти обстоятельства, следует внимательно отнестись  к так называемой проблеме "хвостов", заглянуть за рамки послепланового периода и провести соответствующие  расчеты с 5-го по 12-й год, используя  технику дисконтирования денежных потоков. При этом рассчитанные выше преимущества лизинга по отношению к кредиту, конечно же, будут сокращаться.

Однако  такой сценарий возможен только в  том случае, если лизинговая операция носит для строительной организации  разовый характер. В том случае, если лизинг является финансовым инструментом для реализации серьезной программы технического развития строительной организации, деятельность которой ориентирована на долгосрочную перспективу, появляется возможность: значительно быстрее по сравнению с конкурентами, которые используют кредитную схему, обновлять свои основные фонды; применить в производстве более производительную и технически совершенную технику. Для такой строительной организации ускоренная амортизация позволяет не только экономить на налоге на прибыль и на налоге на имущество, но и, убыстряя процесс возврата собственных инвестиций через механизм амортизации, ускорять наступление момента их реинвестирования. Такая экономическая политика ведет к росту объемов и качества работ, к дополнительным доходам строительной организации.

Рассмотрим  ещё один пример сравнения кредита и лизинга:

Приобретая  основные средства, каждый руководитель встает перед выбором формы финансирования проекта: лизинг или кредит, прямая покупка или долгосрочная аренда. Для того, что бы грамотно ответить на поставленный вопрос и принять обоснованное и взвешенное решение при выборе варианта реализации схемы приобретения, необходимо проанализировать все финансовые аспекты механизмов финансирования проекта.

Основной  вопрос, на который необходимо ответить – за счет каких средств будет приобретаться имущество: собственных или заемных. При использовании схем с привлечением заемных средств, выбор идет между двумя основными схемами финансирования - варианта покупки за счет кредитных средств и варианта приобретения этого же имущества с помощью лизинга. Это обусловлено определенной схожестью данных двух финансовых инструментов. Приведем основные характеристики обеих схем.

Сопоставительный  анализ схем приобретения имущества  мы проведем исходя из тех затрат и той выгоды которую получит конечный потребитель. Сравнение целесообразно осуществлять по величине суммарного потока денежных средств, затраченных на реализацию проекта.

На примере  приобретения грузового автомобиля, рассчитаем потоки затраченных денежных средств. Результаты сравнительного расчета представлены ниже

Зададим следующие параметры сделки:           

Стоимость автомобиля с НДС                       1180 тыс. руб.

Ставка  НДС                                                      18%

Ставка  налога на имущество                          2,2%

Ставка  налога на прибыль                              24%

Срок  лизинга (кредита)                                   36 месяцев

Размер  первоначального взноса                     30%

Страховка                                                         4,2%   

Несмотря  на кажущуюся выгоду прямой покупки, следует иметь в виду, что в  этом случае первоначально требуется  затратить 100% от стоимости приобретаемого имущества, что приводит к выводу из оборота предприятия значительных денежных сумм. Из приведенной таблицы виден неоспоримый эффект от использования механизма финансового лизинга, по сравнению с финансированием аналогичной сделки за счет иных ресурсов (кредитных или собственных). Как показывает практика, лизинг может привести к сокращению оттока денежных средств по сделке от 7 до 15%, в зависимости от условий по конкретной сделке (тип оборудования, амортизационная группа, срок сделки и т.д.)

Если  же сравнивать лизинг с прямой арендой, то, как известно, ставки аренды во всех сегментах рынка растут из года в год. Лизинговые же платежи, напротив, зафиксированы на весь срок действия договора. Таким образом, в случае лизинга нет  зависимости от рыночной конъюнктуры, и по окончанию срока договора  предприятие-лизингополучатель выкупает имущество по стоимости, значительно ниже рыночной цены аналогичного имущества.

2.4. Примеры сравнения  лизинга и кредита.

Пример 1 :

Предприятие планирует купить оборудование стоимостью 60 тыс. долл. США (без учета НДС) и со сроком полной амортизации 6 лет. Рассчитаем экономию по налогу на прибыль, которую получит предприятие, используя лизинг, а не кредит.

При расчете  амортизации оборудования, поступившего по договору лизинга, предприятие использует для расчета нормы амортизационных отчислений специальный (повышающий) коэффициент, равный трем2. В таком случае величина амортизационных отчислений составит 30 тыс. долл. США (60 тыс. долл. США : 6 лет х 3), а срок ускоренной амортизации — 2 года. При приобретении того же оборудования за счет кредитных средств величина амортизационных отчислений составит 10 тыс. долл. США, срок амортизации — 6 лет. Расчет экономии приведен в табл. 1.

Как видно  из таблицы, экономия, рассчитанная за 6 лет, составит 2,62 тыс. долл. США, а при использовании в качестве расчетного периода срока действия договора сумма экономии больше почти в три раза — 7,8 тыс. долл. США.

Учет  возмещения НДС:

В большинстве  случаев компании, оценивая эффективность  лизинга и кредита, ограничиваются сравнением выплат по налогу на прибыль, стоимости кредитных ресурсов, сроков кредитования, условий предоставления лизинга и кредита и т. д. При этом зачастую не принимается во внимание различный порядок возмещения НДС по приобретаемому имуществу. Это приводит к искажению реальной картины движения денежных средств и, как следствие, к некорректным результатам проводимого анализа.

Если  предприятие приобретает оборудование или другие внеоборотные активы за счет собственных или кредитных  средств, то НДС, входящий в стоимость, может быть возмещен или зачтен в полном объеме на следующий месяц после их постановки на учет. На практике возмещение переплаты НДС на расчетный счет предприятия производится достаточно редко и, как правило, через суд. Тем не менее у большинства компаний всегда существует значительная сумма НДС к уплате в бюджет по основной деятельности. Поставив к возмещению НДС по приобретенным активам, компания получает возможность увеличить собственные оборотные фонды за счет сокращения выплат по налогу на добавленную стоимость в бюджет. При использовании же лизинга НДС начисляется на сумму лизингового платежа и зачитывается равномерно в течение срока действия договора лизинга, что приводит к уменьшению оборотных средств предприятия по сравнению с вариантом приобретения имущества за счет кредита.

Влияние выбранного финансового  инструмента на оборотные  средства:

Для того чтобы сравнить влияние лизинга  и кредита на изменение оборотных  средств предприятия, выделим статьи затрат, размер которых зависит от выбранного финансового инструмента. Это налог на прибыль, налог на имущество, банковский процент по кредиту, маржа лизинговой компании, а также размер возмещения НДС, связанного с приобретением имущества.

Проанализировав изменения по перечисленным статьям, можно судить об эффективности рассматриваемых финансовых инструментов. При этом необходимо учитывать следующее. Сравнивая лизинг и кредит, часто определяют так называемую «экономию по НДС» при лизинге, которая возникает за счет увеличения суммы налога, начисляемого на маржу лизинговой компании и уплаченные проценты. Эта сумма НДС включается в лизинговый платеж, а затем уменьшает задолженность по НДС перед бюджетом. На самом деле никакой экономии здесь нет: в одном случае сумма НДС уплачивается лизинговой компании, в другом — в бюджет. Поэтому при расчете влияния возмещения НДС на эффективность лизинга необходимо учитывать только ту его часть, которая начисляется на величину амортизационных отчислений в составе лизинговых платежей.

Пример 2:

Компания  АВС планирует приобрести новое оборудование и выбирает между способами финансирования — лизингом и кредитом. Условия сделки следующие:

стоимость приобретаемого оборудования — 1180 тыс. руб. c НДС (без НДС на момент постановки на учет — 1000 тыс. руб.);

срок  амортизации имущества — 6 лет;

срок  ускоренной амортизации — 2 года;

сроки кредита и лизинга одинаковы  — 2 года;

процентная  ставка по кредиту и ставка дисконтирования  — 15% годовых;

маржа лизинговой компании — 5% годовых от первоначальной стоимости имущества. При этом лизинговая компания получает кредит в банке на приобретение оборудования, которое будет передано в лизинг, на тех же условиях, что и предприятие. Расчеты приведены в таблице 2.

Как видно  из таблицы, суммарный эффект от использования  лизинга отрицательный. В данном случае компании АВС выгоднее приобрести новое оборудование, получив кредит.

Что выбрать:

Помимо  экономической эффективности при  выборе между лизингом и кредитом нужно учитывать и другие факторы. Например, использование кредита  «ухудшает» баланс предприятия, увеличивая кредиторскую задолженность. 
 
 

ГЛАВА №3. ЛИЗИНГ В РОССИИ.

   Лизинг  – относительно новый вид бизнеса на российском рынке. Первая лизинговая операция в России стали проводится в конце 80-х гг. вместе с началом процесса приватизации. В 1989 году крупнейшие государственные советские внешнеторговые и фрахтовые компании, такие как Сов Фрахт, Авто Экспорт, Совтрансавто и Тракторэкспорт, начали использовать лизинг в международных торговых и финансовых операциях. Первые лизинговые компании были основаны в 1990 году. Однако до 1994 года не существовало законодательства по лизинговому  бизнесу, и условия аренды регулировались только несколькими статьями Гражданского Кодекса РФ. В 1994-1995 годах. Банк России выдал только пять лизинговых лицензий на общую сумму лизинговых платежей 800 тыс. долларов. В 1996 году было выдано 44 лицензии на общую сумму 161,3 мил. долларов.

   Новый этап развития лизинга начался во второй половине 1995 года с выходом  целого ряда законодательных актов, регулирующих лизинговые операции. Снижение темпов инфляции и прибыли на финансовых рынках побудили банки обратить внимание на кредитование в форме лизинга. Российские лизинговые схемы в этот период имели большую «антиналоговую» направленность.

   Российские  компании раньше были далеки от того, чтобы использовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. Министерство экономики РФ оценивает долю инвестиций, которые были направлены на лизинг за 2002 год в размере один процент от общероссийского объема инвестиций «по другим источникам, включая Банк России и другие и правительственные организации, - от 1% до 6%».

   На  данный момент рынок лизинга в России продолжает расти рекордными темпами. В результате быстрого роста лизинговые компании становятся выгодным объектом покупки. Сама же отрасль превращается в привлекательную стартовую площадку для выхода иностранных игроков на российский рынок. В ближайшем будущем на рынке лизинга ожидается волна сделок M&A и консолидация лизингодателей.

   В 1 полугодии 2007 года рост лизингового  рынка оправдал самые смелые ожидания: за полгода лизингодатели заключили  договоров лизинга на сумму, превышающую общую сумму договоров за весь 2006 год. Объем нового бизнеса составил 16 млрд. долл., а суммарный портфель лизинговых компаний - 33,5 млрд. долл. При сохранении такой же динамики развития до конца года, темпы прироста полученных платежей лизинговыми компаниями составят около 120%, а темпы прироста профинансированных средств - около 130%.

   Ведущими  сегментами рынка остаются автотранспорт  и железнодорожный подвижной  состав, а также авиатранспорт, энергетическое оборудование и строительная техника. Наибольшую долю в спросе на лизинг занимает малый и средний бизнес - суммарно 72%.

   Легче жить не стало: отличительной чертой развития рынка в 1 полугодии 2007г. стало  отсутствие значимых изменений в  законодательстве, которые могли  бы позитивно повлиять на рынок. Неурегулированность налоговых и правовых вопросов лизинга остается одним из факторов, сдерживающих развитие рынка. На первое место в настоящее время вышла проблема поиска долгосрочного финансирования в необходимых объемах. Эффективным решением вопроса привлечения дополнительного капитала для дальнейшего развития компании может стать ее продажа стратегическому инвестору - российскому, либо иностранному.

   Характерными  особенностями развития лизингового  рынка в текущем году были: усиление активности банков в части кредитования лизинговых компаний, активное привлечение лизингодателями синдицированных кредитов и облигационных займов. Продолжилось усиление конкуренции между российскими компаниями и компаниями с западным капиталом. 
 

Информация о работе Лизинг