Лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение предмета и преимуществ лизинга как современной формы аренды, лизинговых платежей, дальнейшее развитие и место лизинга в экономике.

Файлы: 1 файл

курсовая фин кред Лизинг.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Лизингополучатели постепенно повышают требования к лизинговой сделке: максимальное увеличение срока лизингового проекта, увеличение отсрочки первого платежа, увеличение набора дополнительных услуг, уменьшение эффективной ставки и размера аванса (а то и полное его отсутствие). И все это зачастую при отсутствии дополнительного обеспечения и при максимальной гибкости лизингодателя в формировании графика лизинговых платежей и своих денежных потоков. Лизингодателям, которые оказались не готовы к качественным переменам рынка, которые не могут своевременно предложить новые продукты, которым не под силу региональная экспансия - работать становится не просто тяжело, а практически невозможно. Это производит своего рода естественный отбор среди лизинговых компаний, который в дальнейшем будет только усиливаться. В этих условиях для небольших независимых рыночных компаний поиск и расширение источников финансирования является необходимым условием дальнейшего выживания. Спрос на услуги многих таких лизингодателей зачастую превышает объемы имеющихся у них свободных ресурсов.

M&A наступают:

Российский  финансовый сектор сегодня очень  интересен для иностранных инвесторов. Лизинг же, как один из сегментов  этого рынка, привлекателен своей  открытостью, быстрой отдачей и  высокими темпами роста. Недостатки отечественного лизингового рынка, заключающиеся в отсутствии на нем регулирующих органов, превращаются в достоинства для иностранных инвесторов: барьеры входа на рынок практически отсутствуют. "Пожалуй единственным барьером на сегодня является невысокая ликвидность лизингового имущества. Многие компании, в том числе и зарубежные, приходят в первую очередь на рынки с наивысшей ликвидностью: транспортные средства, а также строительное оборудование в условиях строительного бума", - отмечает Альфия Гарифуллина.

В каждом сегменте рынка в настоящее время сформировались лидеры, которые теснят конкурентов, поэтому небольшие лизингодатели, не нашедшие себе стратегического инвестора, дающего мощную финансовую подпитку, будут обречены на постепенную потерю рыночных позиций. Впрочем, амбиции небольших компаний в плане развития в среднесрочной перспективе, как правило, ограничиваются лишь усилением веса в "домашнем" регионе и экспансией в соседние области.

В то же время крупные компании показывают существенный рост, и имея возможность  играть на масштабе и снижать ставки, отвлекают и перетягивают на себя клиентскую базу. Сегодня потенциальные лизингополучатели запрашивают условия предоставления лизинга у ряда компаний и идут туда, где дешевле и больше набор услуг. А значит, мелкие лизингодатели будут продолжать терять клиентов.

Что касается лизинговых компаний среднего звена, то их клиентская база, как показывает опыт, в значительной мере сформирована благодаря личным контактам руководителей  и сотрудников данных компаний. Однако в условиях ужесточающейся конкуренции, "дружба" будет отходить на второй план, а на первый выйдет достижение максимальной эффективности использования ресурсов. Возможен отток клиентов к крупным компаниям с меньшим удорожанием и большим набором сервисных услуг.

Конечно, многие лизинговые компании являются кэптивными и решают не только задачи лизинга, но и вопросы оптимизации в рамках холдингов. Вряд ли такие компании продадутся. Это, скорее, инструмент, чем средство извлечения дохода. Крепких же независимых компаний не так много, но именно они являются наиболее перспективными для стратегических инвесторов. В активе таких компаний достаточно серьезный портфель лизинговых сделок, широкая клиентская база, хорошо развитая филиальная сеть, и, что немаловажно, высокие амбиции. Таблица

Таблица 4. Лизинговые компании средних размеров наиболее перспективны для покупки    Версия для печати

Лизингодатели Независимые Аффилированные Лизингодатели
Крупные Перспективны  с точки зрения широкой клиентской базы и филиальной сети, однако могут  отстаивать свою независимость Не заинтересованы в привлечении стороннего инвестора, поскольку имеют «за плечами» поддержку со стороны материнской  структуры, дешевые ресурсы и  амбициозные стратегии Крупные
Средние Наиболее перспективны для покупки: сами ищут инвестора, имеют высокие амбиции, хорошую клиентскую базу и филиальную сеть Не интересны  инвесторам, поскольку чаще всего  играют «техническую» роль, обслуживая интересы группы, в которую они  интегрированы Средние
Мелкие Не интересны  инвесторам, ввиду небольших объемов деятельности и низких амбиций Скорее всего, исчезнут с рынка, так как крупные  специализированные компании предложат  более выгодные условия Мелкие

Процессы  слияний и поглощений, покупки  и консолидации бизнеса, идущие во многих секторах рынка, неизбежны и в лизинге. Наиболее перспективными с точки зрения покупки, по нашему мнению, будут компании средних размеров, с широкой филиальной сетью, причем размер приобретаемой компании будет увеличиваться. Эффективность приобретения компании с маленьким портфелем минимальна с точки зрения направляемых на этот процесс ресурсов, и финансовых, и временных. Средние же компании демонстрируют наибольшие темпы роста бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

График 6. Компании среднего размера в 2004-2006 годах росли быстрее всего

 

Если  проследить динамику прироста портфеля лизинговых компаний, принимавших участие  в исследованиях "Эксперта РА" в 2004-2006 годах, то выяснится, что у  компаний, занимавших с 1 по 15 места  в рэнкингах крупнейших лизингодателей средние темпы прироста портфеля составили 64, 5% (Европлан, РТК-Лизинг, Авангард-Лизинг, ЛК Уралсиб), у компаний пятого-шестого десятка - 90,3% (ТАЛК, БелФин, РЕСОТРАСТ, Дельта Лизинг), у компаний, замыкающих сотню - 77% (Титан-Лизинг, Бэлти-Гранд, Технолизинг, Аргумент).

Покупка на вырост:

Крупные иностранные компании, еще не представленные на российском рынке, но желающие на него выйти, имеют возможность такого выхода путем покупки российской лизинговой компании. Заинтересованность в такой покупке может возникнуть как у финансовых структур, так и у компаний реального сектора.

В случае если покупку осуществляет иностранный  банк, он получает сразу всю клиентскую базу компании - то есть предприятия, нуждающиеся  в обновлении основных фондов, а  также в финансировании деятельности. В результате формируется база для развития в будущем и собственно банковского направления деятельности. Купить же непосредственно российский банк нерезидентам будет значительно трудней - процедура покупки будет гораздо сложнее, дольше, и потребует разрешения со стороны Центробанка.

Крупным иностранным производителям оборудования также будет проще выйти на рынок путем покупки лизинговой компании, чем открывать свое представительство  в стране. Наиболее вероятен выход  на рынок лизинга новых игроков  со стороны крупных зарубежных производителей максимально востребованной в России техники. Это подтверждается и работой на отечественном рынке лизинговых дочек крупнейших автопроизводителей - Scania Financial Services Russia, Фольксваген Груп Финанц, Даймлер-Крайслер Лизинг, Volvo Financial Services, а также известного производителя техники - Катерпиллар Файненс.

Идея  покупки лизинговой компании интересна  инвесторам и с точки зрения перспектив развития. Рынок находится в начале новой волны экономического цикла  развития, поэтому в ближайшие несколько лет его ожидает устойчивый рост.

3.4. Перспективы рынка:  лизинг и теория  волн:

Российский  рынок лизинга еще достаточно молод, ему чуть меньше 10 лет. Между  тем, исследования агентства <Эксперт  РА> уже позволяют сделать вывод  о том, что волновая теория развития характерна и для этого финансового рынка. Согласно данным исследований рынка лизинга, проводимых агентством с 2002 г., рынок на протяжении своей истории прошел уже две полные волны цикла: 1998-2001 и 2002-2005 гг. В настоящее время лизинг находится в начале третьей волны.

Однако, факторы, определяющие развитие лизингового  рынка, в каждый из трех выделенных нами периодов были неодинаковы. Во время  становления рынка лизинга в  России, длина волны на нем определялась главным образом средними сроками заключенных договоров, а также инфляционными ожиданиями участников лизинговых сделок. В настоящее время все большее влияние на развитие рынка оказывает возможность решения инфраструктурных проблем экономики, и соответственно рост инвестиционного спроса.

Волна I: рождение рынка (1998-2001) :

Периодом  зарождения российского рынка лизинга  в современном виде можно считать 1998-99 гг. Кризис 1998 г. стал первой предпосылкой к росту лизинга в России и  превращению его в действенный  инструмент финансирования реального сектора экономики.

Потенциал использования существовавших производственных мощностей был практически исчерпан, поскольку значительная часть оборудования не могла быть задействована из-за морального и физического износа.

Дефолт 17 августа 1998 года и девальвация рубля обусловили возникновение проблем с финансовыми ресурсами у большинства российских предприятий. Они оказа¬лись не способны оплачивать приобретаемые средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие дева¬львации. Между тем, Такая ситуация стала основой для формирования масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг.

Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращении из единичной услуги в массовый продукт. Послекризисные тенденции поддерживали развитие лизинга на протяжении 1998-2002 гг., и позволили этому инструменту получить относительно широкую известность.

Волна II: новые стимулы (2002-2005) :

В 2002 году развитие рынка лизинга получило несколько дополнительных импульсов. В начале 2002 года были внесены существенные изменения в законодательство. Новая  версия закона "О лизинге" была приведена в соответствие с другими  законодательными актами, в том числе с Налоговым кодексом, что усилило эффективность правового обеспечения лизинговой деятельности. С отменой лицензирования были сняты бюрократические барьеры на пути развития лизинговых компаний. Однако самым существенным толчком для развития лизинга стала отмена с 2002 года налоговой льготы по капиталовложениям для предприятий. В результате при приобретении основных фондов за счет собственных средств компании утратили право относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. На себестоимость стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту. Таким образом, только при использовании механизма лизинга, у предприятий осталось право относить затраты на перевооружение производства на себестоимость своей продукции в полном объеме.

В 2003 году лизинг закрепился как "массовый" инструмент финансирования реального  сектора экономики: во-первых, заметно  удлинились сроки лизинговых сделок - сделки в рублях на срок до пяти лет  стали нормальной практикой. Во-вторых, вследствие быстрого роста бизнеса лизинговых компаний, появления новых компаний и вследствие увеличения их доступа к различным источникам финансирования выросла конкуренция на рынке лизинга. Благодаря этому лизинг стал доступен для более широкого круга заемщиков.

Несмотря  на стремительные темпы развития лизинга в России, специфика этого  инструмента, его уникальные преимущества на фоне других финансовых инструментов, оставались не вполне ясны для многих потенциальных участников лизинговых сделок (заемщиков, производителей оборудования, инвесторов). Дефицит информации о лизинге, практически полное отсутствие систематизированных данных как о рынке финансовой аренды в целом, так и о деятельности отдельных лизинговых компаний, являлись существенными препятствиями на пути развития российского лизингового рынка.

Волна III: ждать ли девятый  вал? :

К 2005 году завершилась вторая волна инвестиционного  спроса на рынке лизинга. Большинство  заключенных в 2001-2003 гг. сделок завершились. Об этом в частности свидетельствует снижение в 2005 году темпов прироста объема лизинговых платежей, связанное с "взрослением" рынка и сопутствующим ему удлинением средних сроков лизинговых сделок, а также с появлением сделок, близких к проектному финансированию.

В 2006 году наступил новый этап развития рынка лизинга. Прирост объема профинансированных средств составил, по нашим оценкам, примерно 90%, прирост объема нового бизнеса - 83%. Такой впечатляющий прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2006 году является фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Дальнейшее развитие рынка может пойти двумя путями. С одной стороны, может повториться существующий на рынке пятилетний цикл, и в этом случае после 2008 года темпы прироста начнут снижаться. С другой стороны, на фоне роста российской экономики, и при способствовании государством развитию лизинга, темпы прироста рынка продолжат увеличиваться до 2010 года, а экономический цикл удлинится до 7-9 лет.

В пользу первого варианта говорит уже сложившееся на рынке удлинение экономического цикла (график 9). Во-первых, существующая постоянная нехватка инвестиций в российскую экономику, и соответственно высокий уровень неудовлетворенного спроса на долгосрочное долговое финансирование, обусловливают устойчивый спрос на лизинговые услуги. Во-вторых, недостаток конкурентоспособных мощностей производства почти во всех отраслях промышленности является одним из ключевых факторов, сдерживающих рост экономики России, в результате чего лизинг, как оптимальный финансовый инструмент для обновления основных производственных фондов, будет стабильно востребован. Существующий рост объемов профинансированных средств повлечет за собой и рост объемов полученных лизинговых платежей, конечно, с некоторым временным лагом (график 11). К 2009-2010 годам, согласно первому сценарию, можно ожидать завершения третьей волны развития рынка и снижения темпов роста.  

Информация о работе Лизинг