Лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение предмета и преимуществ лизинга как современной формы аренды, лизинговых платежей, дальнейшее развитие и место лизинга в экономике.

Файлы: 1 файл

курсовая фин кред Лизинг.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

     Табл2. Динамика развития российского рынка лизинга по группам лизингодателей.

Показатель 1997

млн. дол.

2001

(оценка) млн. дол.

2005

(оценка) млн. дол.

Прогноз темпов годового прироста на 2007-2008 г.
Иностранные лизингодатели: 25%
Оборот 3038 16625 39375  
Лизинговые  платежи 140 767 1816  
Отечественные лизингодатели: 33%
Оборот 175 875 2625  
Лизинговые  платежи 8 40 120  
Рынок в целом: 29%
Оборот 3500 17500 42000  
Лизинговые  платежи 148 807 1936  

   Сейчас  же объем рынка лизинга в России к 2011 г составит 37-45 млрд долларов. Об этом на семинаре в рамках конференции "Евромани" сообщила генеральный директор лизинговой компании "Уралсиб" Елена Гущина.

      По ее словам, прогнозируемый  объем лизинга зависит от реалистичности  сценария развития рынка (пессимистичный  и оптимистичный). Объем рынка лизинга по итогам 2006 г составил 17,5 млрд долл, прогноз на 2007 г - 17,7 млрд. 2006 г показал рекордные темпы роста лизинга в России: объем нового лизинга составил 14,7 млрд долл, полученные лизинговые платежи - 5 млрд долл.

      Рынок лизинговых услуг представляет долговременный стратегический интерес как для российских так и для западных компаний. Однако, по данным опроса руководителей ряда российских лизинговых компаний, проведенного Международной финансовой корпорацией, этот спектр услуг наталкивается на ряд ограничений. В качестве основных проблем развития лизинга были названы следующие:

  • нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых компаний, которые зависят от банков учредителей и используются часто лишь как форма кредитования предприятий. Ухудшение финансового положения приводит соответственно к состоянию лизинговой кампании;
  • двойное обложение налогов на добавленную стоимость. Согласно существующему порядку, НДС взимается за приобретаемое лизингодателем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;
  • недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями – потенциальными лизингополучателями;
  • отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;
  • отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которое обеспечивало бы постоянной и доступной информацией о предложениях лизинговых услуг;
  • недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых компаний;
  • высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;
  • неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое имущество обратно при расторжении сделки. В этой связи лизингодателям приходится ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;
  • отсутствие вторичного рынка оборудования;
  • необходимость залогов и крупного аванса;
  • проблемы с определением кредитоспобности партнеров.

     Однако несмотря на указанные  трудности развития лизинговой  деятельности в РФ, лизинговый  бизнес утвердился как эффектный  способ приобретения основного  капитала российскими предпринимателями, а спрос на лизинговые услуги значительно превышает предложение. 

3.1.Состояние рынка лизинга в первой половине 2007 г.

Рост  рынка оправдал самые смелые ожидания - за первое полугодие 2007 года лизингодатели  заключили договоров лизинга  на сумму, превышающую общую сумму договоров за весь 2006 год. Объем нового бизнеса составил 16 млрд. долл., а суммарный портфель лизинговых компаний - 33,5 млрд. долл. При сохранении таких же темпов развития (с учетом ежегодного пика активности на рынке в четвертом квартале) объем нового бизнеса к концу года может составить около 35-37 млрд. долларов (табл. 3).Таблица

Таблица 3. Индикаторы развития рынка лизинга  

Показатели 2003 2004 2005 1 полугодие  2006 г. 2006 г. 1 полугодие  2007 г
Объем нового бизнеса, млрд долл. 3,2 5 8 4.5 14.7 16
Объем полученных лизинговых платежей, млрд долл. 1.5 2 2.8 1.5 5 4.8
Объем профинансированных средств млрд долл. 1.2 2.4 3.9 4.5 7,4 7.5
Совокупный  портфель лизинговых компаний, млрд долл. - - 12* 5.9 19.5 33.5

  Источник: «Эксперт РА»

Первая  половина 2007 года на рынке лизинга  прошла под флагом стабильного роста  и отсутствия каких-либо значимых изменений  в законодательстве. Наиболее заметными  событиями для участников рынка  стали усиление активности банков в  части кредитования лизинговых компаний, а также рекордные объемы привлечения лизингодателями синдицированных кредитов и облигационных займов. Продолжилось усиление конкуренции между российскими компаниями и компаниями с западным капиталом, в особенности, после повышения ставок Euribor.

Таблица 4. Крупнейшие заимствования лизинговых компаний в 1 полугодии 2007 года   

Компания Форма привлечения Сумма Ставка купона, % Дата выпуска Дата погашения
Глобус-Лизинг облигации 500 млн. руб. 12,2 21.06.2007 16.06.2011
Европлан синдицированный кредит 110 млн. долл. - - -
Муниципальная инвестиционная компания облигации 500 млн. руб. 13,2 05.03.2007 01.03.2010
ТрансФин-М облигации 1,5 млрд. руб. 10,5 17.08.2007 10.08.2012
Элемент Лизинг облигации 600 млн. руб. 12,5 28.03.2007 24.03.2010
Югорская  лизинговая компания облигации 1 млрд. руб. 14,0 25.04.2007 28.04.2010

Средняя сумма одного договора лизинга в 1 полугодии 2007 года увеличилась примерно до 6,5 млн. руб., по сравнению с 4 млн. руб. в 2006 году.

Объем полученных платежей лизинговыми компаниями за первое полугодие 2007 г. составил 4,8 млрд долларов. С учетом происходящего обычно увеличения суммы платежей во втором полугодии по сравнению с первым, общий объем платежей, который получат лизинговые компании до конца 2007 г., должен составить около 11 млрд долларов. Таким образом, темпы роста доходов лизингодателей от своей основной деятельности ускорятся по сравнению с прошлым годом и составят порядка 120 %. 

График 2. Динамика роста российского рынка лизинга

 

Объем профинансированных средств вырос наиболее впечатляющими темпами. Только за первое полугодие 2007 года он составил около 7,5 млрд долл. против 7,4 млрд долл. за весь прошлый год. При сохранении таких же темпов роста до конца 2007 года, можно ожидать, что объем профинансированных средств за год составит не менее 17 млрд долл., а темпы прироста показателя за год - около 130 %. (график 2).

Это означает, что прогнозируемая нами тенденция  превышения темпов роста объемов  профинансированных средств над  темпом роста лизинговых платежей, которая началась в 2005 году, продолжает усиливаться.

График 3. Темпы прироста объемов профинансированных средств продолжают увеличиваться

 

3.2. Сегменты рынка  лизинга в России.

Основная  доля нового бизнеса в 1 полугодии 2007 года традиционно пришлась на сегменты железнодорожного и автомобильного транспорта, а также на авиационную и строительную технику. Автотранспорт и подвижной состав суммарно составили почти 46% рынка.

Развитию  сегмента железнодорожного транспорта значительно способствовал заказ  подвижного состава ОАО "РЖД" на сумму 17,42 млрд. руб. Победа в конкурсе на его осуществление позволила компании "РГ Лизинг" подняться на 3 место в общем рэнкинге лизингодателей. В автомобильном сегменте стремительный рост продемонстрировала компания "Лизинг-Трейд", профинансировавшая поставку более тысячи единиц автотранспорта в рамках программы обновления автопарка Казани. Благодаря этой сделке новый бизнес компании в 1 полугодии 2007 года в 17 раз превысил уровень 2006 года.

Значительную  долю лизингового рынка в прошедшем полугодии составила авиатехника, в 2006 году занимавшая 5 место по объему сделок. Примерно 75% объема нового бизнеса в авиасегменте, по нашим оценкам, принадлежит компании "Ильюшин Финанс Ко", в июне подписавшей соглашение о поставке в финансовый лизинг 21 воздушного судна.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

График 4. Сегменты рынка, составившие более 1% нового бизнеса на рынке лизинга в 1 полугодии 2007г., %

Участники лизингового рынка отмечают значительное повышение спроса на лизинг со стороны  малого и среднего бизнеса. "Наибольший и постоянный спрос на лизинговые услуги имеют компании среднего бизнеса, сделки с ними составляют более половины нашего портфеля. Заметно растет заинтересованность в лизинге у малого бизнеса, это мы особенно ощутили в первом полугодии 2007 года. Это явное свидетельство усилий лизинговых компаний в привлечении внимания этой целевой аудитории, очень хороший пример взаимной заинтересованности в движении навстречу друг другу финансовых структур и бизнеса. Мы с удовольствием отмечаем и говорим обратившимся малым предприятиям, что более 95% компаний подавших заявки на лизинг из этого сегмента получают наше положительное решение о финансировании", - говорит Генеральный директор ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" Альфия Гарифуллина.

График  5. Структура лизингополучателей в 1 полугодии 2007г. в соответствии с размерами бизнеса

 

Также заметной тенденцией является повышение  активности крупных федеральных  игроков на региональных рынках, хотя доля Москвы в объеме нового бизнеса  уменьшилась всего на 3% в первой половине 2007 года по сравнению с 2006 годом.

График 6. Распределение нового бизнеса по регионам России

 

3.3. Источники финансирования  сделок.

Среди источников финансирования лизинговой деятельности наибольшую долю занимают долгосрочные кредиты банков. Совокупная доля банковских кредитов составляет около 72% источников средств лизинговых компаний.  
 

График 7. Структура источников финансирования деятельности в 1 полугодии 2007г.

 

Вопрос  привлечения ресурсов является сегодня  основной проблемой большинства лизинговых компаний. Даже лизингодатели, аффилированные с банками, в силу тех или иных причин вынуждены искать альтернативные и сторонние источники финансирования. Но наиболее остро вопрос привлечения ресурсов затрагивает независимых лизингодателей.

В условиях увеличивающейся конкуренции эффективно работать под силу далеко не всем компаниям. Российский рынок лизинга переходит  на очередной качественный уровень, смещаясь от "рынка продавца" в  сторону "рынка покупателя". Это  требует от лизинговых компаний предложения тех продуктов, которые будут востребованы потенциальными потребителями. В текущем году рынок вплотную подошел к работе по принципу "Не улучшил условия - значит проиграл".

Информация о работе Лизинг