Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 19:58, курсовая работа
Цель исследования – изучить управление прибылью торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические основы управления прибылью торгового предприятия;
2) дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Магнит» за 2010-2012 гг.;
3) провести анализ прибыли торгового предприятия;
4) определить пути повышения прибыли на предприятии.
Введение 3
1. Теоретические основы управления прибылью торгового предприятия 5
1.1. Сущность и классификация прибыли торгового предприятия 5
1.2. Цель и функции управления прибылью 19
1.3. Методика анализа прибыли 25
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Магнит» за 2010-2012 гг. 35
2.1. Уставные сведения об организации 35
2.2. Характеристика организационной структуры предприятия 36
2.3. Анализ основных экономических показателей деятельности 38
3.Управление прибылью на ОАО «Магнит» в 2010-2012 гг. 45
3.1 Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли 45
3.2 Факторный анализ прибыли 47
3.3. Расчет показателей рентабельности ОАО «Магнит» в 2010-2012 гг. 49
4. Пути повышения прибыли на ОАО «Магнит» 52
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения 63
Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой, инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Она характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
Прибыль до налогообложения – это результат после выплаты процентов кредиторам.
Чистая прибыль – это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений [24, с.243]
В зависимости от
характера деятельности
По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде [14].
По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.
Механизм формирования данных показателей представлен на рисунке 2.
Распределение и использование прибыли предприятия
Распределение и
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития отечественной экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов [17].
С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).
При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:
1) прибыль, получаемая предприятием
в результате производственно-
2) прибыль аккумулируется
в соответствующих бюджетах (в
настоящее время в местных
бюджетах) в виде налога на
прибыль, порядок исчисления и
уплаты которого в бюджет
3) величина прибыли предприятия,
остающаяся в его распоряжении
после уплаты налогов, не должна
снижать его
4) прибыль, оставшаяся в
распоряжении предприятия, в первую
очередь должна направляться
на накопление, обеспечивающее его
дальнейшее развитие, и только
в остальной части — на
5) распределение чистой
прибыли должно отражать
В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств.
Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного, социального развития и материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником которых является чистая прибыль [5].
Факторы, влияющие на величину прибыли
Изменения социально-
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные.
Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции.
К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.
К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.
Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений [27].
В торговле существуют ряд условий роста прибыли такие как: расширение ассортимента товаров; внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом; отсутствие страха перед коммерческим риском; разумное использование средств, получаемых от экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса [19].
В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:
1) обеспечение роста объема
производства продукции на
2) улучшение условий продажи
продукции, в том числе за счет
совершенствования расчетно-
3) изменение структуры
производимой и продаваемой
4) снижение валовых расходов на производство и обращение продукции;
5) установление реальной
зависимости уровня цен от
качества производимой
6) увеличение прибыли
от прочей деятельности
Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Таким образом, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
1.2 Цель и функции управления прибылью
Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее анализа, формирования, распределения и использования на предприятии.
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:
1. Интегрированность с
общей системой управления
2. Комплексный характер
формирования управленческих
3. Высокий динамизм управления. Системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, считывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.
4. Многовариантноcть подходов к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.
5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.
Информация о работе Основы управления прибылью торгового предприятия