Основы управления прибылью торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить управление прибылью торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические основы управления прибылью торгового предприятия;
2) дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Магнит» за 2010-2012 гг.;
3) провести анализ прибыли торгового предприятия;
4) определить пути повышения прибыли на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления прибылью торгового предприятия 5
1.1. Сущность и классификация прибыли торгового предприятия 5
1.2. Цель и функции управления прибылью 19
1.3. Методика анализа прибыли 25
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Магнит» за 2010-2012 гг. 35
2.1. Уставные сведения об организации 35
2.2. Характеристика организационной структуры предприятия 36
2.3. Анализ основных экономических показателей деятельности 38
3.Управление прибылью на ОАО «Магнит» в 2010-2012 гг. 45
3.1 Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли 45
3.2 Факторный анализ прибыли 47
3.3. Расчет показателей рентабельности ОАО «Магнит» в 2010-2012 гг. 49
4. Пути повышения прибыли на ОАО «Магнит» 52
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения 63

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 234.58 Кб (Скачать файл)

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Сиcтема управления прибылью призвана решать следующие основные задачи:

1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Основными естественными ограничителями размера прибыли выступают максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков.

2. Обеспечение оптимальной  пропорциональности между уровнем  формируемой прибыли и допустимым  уровнем риска. Между этими двумя  показателями существует прямо  пропорциональная связь. Исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.

3. Обеспечение высокого  качества формируемой прибыли. В  процессе формирования прибыли  предприятия должны быть в  первую очередь реализованы резервы  ее роста за счет операционной  деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов.

4. Обеспечение выплаты  необходимого уровня дохода на  инвестированный капитал собственникам  предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.

5. Обеcпечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде.

7. Обеспечение эффективности  программ участия персонала в  прибыли. Программы участия персонала  в прибыли, призванные гармонизировать  интересы собственников предприятия  и его наемных работников, должны  эффективно стимулировать трудовой  вклад этих работников в формирование  прибыли и обеспечивать достаточно  приемлемый уровень их социальной  защиты [2],

 Система управления прибылью реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы:

1) общие функции или функции управления прибылью как управляющей системы (являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от вида деятельности предприятия, его организационно-правовой формы и т.п.);

2) специфические функции или функции управления прибылью как специальной области управления предприятием (их состав определяется конкретным объектом).

В группе функций управления прибылью как управляющей системы основными из них являются:

- разработка целенаправленной  комплексной стратегии управления  прибылью предприятия (разработка  системы целей и целевых показателей  формирования и использования  прибыли на долгосрочный период исходя из общей стратегии экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры товарного и финансового рынков; определение приоритетных задач, решаемых в ближайшей перспективе и разработка системы действий предприятия по основным направлениям развития его прибыли);

- создание организационных  структур, обеспечивающих принятие  и реализацию управленческих  решений по формированию и  использованию прибыли на различных  уровнях (выделение конкретных «центров  ответственности»);

- формирование эффективных  информационных систем, обеспечивающих  обоснование альтернативных вариантов  управленческих решений (определение  объемов и содержания информационных  потребностей управления прибылью, формирование внешних и внутренних  источников информации, удовлетворяющих  эти потребности; постоянный мониторинг  конкурентной позиции предприятия  и конъюнктуры товарного и  финансового рынков);

- осуществление анализа  различных аспектов формирования  и использования прибыли (экспресс-анализ  отдельных хозяйственных операций; исследование уровня и динамики  основных показателей развития  прибыли в разрезе видов деятельности  и «центров ответственности»  предприятия; фундаментальный анализ  факторов, влияющих на формирование  и использование прибыли в  рассматриваемом периоде);

- осуществление планирования  формирования, распределения и использования  прибыли (разработка системы текущих  планов и оперативных бюджетов  по основным направлениям хозяйственной  деятельности, генерирующим прибыль);

- разработка действенной  системы стимулирования формирования  прибыли и ее эффективного  использования (система поощрений  и санкций в разрезе руководителей  и менеджеров отдельных структурных  подразделений предприятия за  выполнение или невыполнение  установленных целевых показателей, нормативов и плановых заданий);

- осуществление эффективного  контроля за реализацией принятых управленческих решений в области формирования и использования прибыли (создание систем внутреннего контроля на предприятии; разделение контрольных обязанностей отдельных служб и функциональных менеджеров; определение системы контролируемых показателей и контрольных периодов; оперативное реагирование на результаты общественного контроля).

В группе функций управления прибылью как специальной области управления предприятием основными из них являются:

- управление формированием  прибыли (обоснование целевой потребности  в общей сумме прибыли, необходимой  для эффективного развития предприятия; прогнозирование возможностей получения  прибыли в разрезе отдельных видов его деятельности; формирование целевых критериев нормы прибыли по предприятию и обеспечение их достижения);

- управление распределением  и использованием прибыли (своевременная  уплата налогов за счет прибыли; формирование системы пропорций  распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части; формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности, а внутри них – по отдельным направлениям использования).

Каждая из рассмотренных функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики хозяйственной деятельности отдельных предприятий.

В структуру механизма управления прибылью входят такие элементы, как:

- система регулирования  финансовой деятельности (государственное  нормативно-правовое регулирование  финансовой деятельности предприятия, рыночный механизм регулирования  финансовой деятельности предприятия, внутренний механизм регулирования  отдельных аспектов финансовой  деятельности предприятия);

- система внешней поддержки  финансовой деятельности предприятия (государственное и другие внешние  формы финансирования предприятия, кредитование предприятия, лизинг, страхование, прочие формы внешней  поддержки финансовой деятельности  предприятия, такие как: лицензирование, государственная экспертиза инвестиционных  проектов, селенг и т.п.);

- система финансовых рычагов (цена, процент, доход, издержки, налоги, амортизационные отчисления, чистый  денежный поток, дивиденды, пени, штрафы, неустойки, прочие экономические  рычаги);

- система финансовых методов (метод технико-экономических расчетов, балансовый метод, экономико-статистические  методы, экономико-математические методы, экспертные методы (методы экспертных  оценок), методы дисконтирования  стоимости, методы наращения стоимости (компаундинга), методы диверсификации, методы амортизации активов, методы хеджирования, другие финансовые методы);

- система финансовых инструментов (платежные инструменты, кредитные  инструменты; депозитные инструменты, инструменты инвестирования, инструменты  страхования и т.д.).

Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления [1].

 

1.3 Методика анализа прибыли

Цель анализа прибыли – дать количественную оценку причин изменения прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние расходов на производство изделий на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных конъюнктурой.

В условиях рынка руководители организаций больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, то есть сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели анализировать результаты фактического исполнения путем сравнения со стандартными решениями [7].

Анализ управления и использования прибыли включает следующие этапы:

  1. оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, ее составных элементов;
  2. выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль (факторный анализ);
  3. анализ показателей рентабельности;
  4. выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации [25].

Основными задачами анализа прибыли являются [10]:

  1. изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка;
  2. систематический контроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики;
  3. определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли;
  4. выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня доходности бизнеса;
  5. оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  6. выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, финансовой отчетности форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы плана предприятия.

Анализируя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования:

  1. изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам и оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты;
  2. изменение метода переоценки основных средств: путем индексации первоначальной стоимости с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода переоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества (добавочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как результат – величина прибыли и собственного капитала предприятия;
  3. использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль;
  4. применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;
  5. выбор метода оценки потребленных производственных запасов;
  6. изменения порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет создания ремонтного фонда);
  7. изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода;
  8. изменение метода определения прибыли о реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты) [16].

Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финанcовых результатов и финансового состояния предприятия.

В процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму брутто-прибыли, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер потребляемой и капитализированной прибыли. Для этого следует отразить в специальной таблице уровень всех показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования [20, c.260 ].

Информация о работе Основы управления прибылью торгового предприятия