Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:31, отчет по практике
Цель преддипломной практики - анализ финансового положения предприятия и разработка мероприятий по его улучшению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Изучаются теоретические вопросы оценки финансового положения предприятия, методика проведения коэффициентного финансового анализа.
Проводится анализ финансового положения ООО «Агропродукт» за 2011-2012 гг.
Введение………………………………………………………………………
1 Теоретические основы прогнозирования и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………….
1.1 Содержание прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………………...
1.2 Классификация и обзор основных методов прогнозирования……………
1.3 Анализ финансового состояния предприятия как основной инструмент прогнозирования…………………………………………………………………..
2. Анализ финансового положения ООО «Агропродукт»
за 2010-2012 гг. ……………………………………………………………………
2.1 Общая характеристика предприятия ………………………………………..
2.2 Анализ внешней и внутренней среды, SWOT - анализа предприятия……..
2.3 Анализ имущества предприятия и источников его формирования ………..
2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности компании …………………….
2.5 Анализ финансовой устойчивости предприятия…………………………….
2.6 Анализ деловой активности предприятия …………………………………..
2.7 Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности предприятия ………………………………………………………………………………….
3. Разработка системы мероприятий по улучшению финансового положения ООО «Агропродукт» …………………………………………………………
3.1 Общие рекомендации по улучшению финансового положения предприятия …………………………………………………………………………………
3.2 Составление прогнозных форм отчетности ООО «Агропродукт» на 2013 год и их анализ на основе существующей тенденции развития предприятия…………………………………………………………………………………..
3.3 Прогноз финансовых результатов предприятия при расширении ассортимента продукции…………………………………………………………..
3.4 Расчет эффективности инвестиционного проекта по строительству
склада ……………………………………………………………………….............
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованных источников ……………
При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы предприятия должны быть пропорционально увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как предприятия предоставляют покупателям более долгие отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации.
Рост активов предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.
Прогноз движения денежных средств -- финансовый документ, который отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.
Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки и, следовательно, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности.
Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.
С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит -- проверить будущую ликвидность предприятия.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в определении источников долгосрочного финансирования, формировании структуры и затрат капитала, выборе способов наращивания долгосрочного капитала.
Основу построения прогнозной модели финансового состояния предприятия составляет прогноз объема продаж и требуемого объема ресурсов.
Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах. В любом случае они помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.
Объем будущих продаж можно рассчитать используя следующие методы.
1. Эвристические. Они основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Этот метод представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя, однако не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
2. Анализ временных рядов. Используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг), включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.
Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдений за объемом продаж в течение выбранного периода времени, на будущее.
Большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности, например, продажа бытовой отопительной аппаратуры неравномерно распределяется в течение года, увеличиваясь в осенне-зимний период.
Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. Например, объемы продаж кирпича и цемента тесно увязываются с планами строительства. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью.
3. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ. темпа инфляции и т.п.), а также от отраслевых показателей (состояние отрасли, уровень конкуренции в ней, емкость отраслевого рынка).
Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.
1.2. Классификация и обзор основных методов прогнозирования
В современной литературе нет четкой классификации методов прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Чаще всего выделяют четыре метода (Г.В. Савицкая [24]):
1) экстраполяция;
2) метод сроков оборачиваемости;
3) метод бюджетирования;
4) метод прогнозных балансов.
При использовании метода экстраполяции исходят из предположения о прямой связи между оборотным капиталом и объемом продаж, которая может быть выражена с помощью уравнения:
,
где - постоянная величина чистого оборотного капитала;
- коэффициент регрессии, отражающий степень зависимости оборотного капитала от объема продаж.
Зная величину этих коэффициентов и прогнозируемый объем продаж, можно определить потребность в чистом оборотном капитале.
Однако этот метод достаточно упрощен, так как учитывает единственный фактор - объем продаж, тогда как потребность в краткосрочном финансировании во многом зависит от срока оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.
Второй метод прогнозирования величины чистого оборотного капитала основан на изучении продолжительности финансового цикла: период оборачиваемости запасов плюс период оборачиваемости дебиторской задолженности минус период оборачиваемости кредиторской задолженности, умноженный на однодневный оборот от реализации:
. (1.2)
Однако и этот метод имеет свои недостатки, так как сроки оборачиваемости не являются нормативными, и изменяются под воздействием различных факторов и поэтому, в свою очередь, требуют прогнозирования и уточнения.
Метод бюджетирования, подробно описанный О.В. Ефимовой [16] И.А. Бланком [10] и др., основан на планировании поступления и расходования денежных средств, в том числе от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Расчет отклонений между поступлениями и выплатами показывает планируемое изменение денежных средств и создает основу для принятия соответствующих управленческих решений. Прогнозирование денежных потоков позволяет определить размеры избытка или недостатка денежной наличности в обороте предприятия. Реальность прогнозов поступления и расходования денежных средств зависит от степени их неопределенности.
Одним из методов финансового прогнозирования является составление прогнозного отчета о прибылях и убытках и прогнозного баланса (О.В. Ефимова [16]). Прогнозная отчетность позволит установить и оценить изменения, которые произойдут в активах предприятия и источниках их формирования в результате хозяйственный операций на планируемый период времени.
Прогнозный баланс может составляться на основании системы плановых расчетов всех показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также на основании динамики отдельных статей баланса и их соотношений. Сопоставление прогнозных значений статей баланса с фактическими на конец отчетного периода позволит установить, какие изменения произойдут в финансовом состоянии предприятия, что даст возможность своевременно внести коррективы в его производственную и финансовую стратегии.
Анализ чувствительности также является одним из эффективных способов прогнозирования изменения финансового состояния предприятия. Он позволяет оценить эластичность всех результативных показателей к изменению внутренних и внешних факторов, а также их реакцию на принятие любого управленческого решения [24, С.506-510].
В экономически развитых странах все большее распространение получает использование формализованных моделей управления финансами. Степень формализации находится в прямой зависимости от размеров предприятия: чем крупнее фирма, тем в большей степени ее руководство может и должно использовать формализованные подходы в финансовой политике. В западной научной литературе отмечается, что около 50% крупных фирм и около 18% мелких и средних фирм предпочитает ориентироваться на формализованные количественные методы в управлении финансовыми ресурсами и анализе финансового состояния предприятия [28].
Исходным пунктом любого из этих методов является признание факта некоторой преемственности (или определенной устойчивости) изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поэтому, в общем случае, перспективный анализ финансового состояния предприятия представляет собой изучение его финансово-хозяйственной деятельности с целью определения финансового состояния этого предприятия в будущем [18, 19].
Перечень прогнозируемых показателей может ощутимо варьировать. Этот набор величин можно принять в качестве первого критерия для классификации методов. Итак, по набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:
1) методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т. д.;
2) методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья (укрупненная статья) баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия. Аналитик получает максимум информации, которую он может использовать для различных целей, например, для определения допустимых темпов наращивания производственной деятельности, для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников, расчета любых финансовых коэффициентов и т.д.
В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно подразделить на три большие группы (рисунок 1.1).
1. Методы экспертных оценок, которые предусматривают многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Это наиболее простые и достаточно популярные методы, история которых насчитывает не одно тысячелетие. Применение этих методов на практике, обычно, заключается в использовании опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей предприятия. Как правило, это обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым образом. Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т. п.
2. Стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.
Рисунок 1.1 - Классификация методов прогнозирования финансового состояния предприятия
Стохастические методы можно разделить на три типовые группы:
1) простой динамический анализ;
2) авторегрессионные зависимости;
3) многофакторный регрессионный анализ.
Выбор для прогнозирования метода той или иной группы зависит от множества факторов, в том числе и от имеющихся в наличии исходных данных.
Первая ситуация - наличие временного ряда - встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Иными словами, речь идет о выделении тренда. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионых зависимостей.
Вторая ситуация - наличие пространственной совокупности - имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием нескольких факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай.