Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:14, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности создания взаимовыгодного сотрудничества фирм-производителей, посредников и предприятий розничной торговли с тем, чтобы через партнерские взаимоотношения обеспечить выполнение маркетинговых целей и задач всех сторон, а именно оптимизации уровня продаж и прибыли в краткосрочном периоде и создании устойчивой базы лояльных потребителей, в долгосрочном плане.
Главной целью этой работы является формирование маркетингового подхода к выработке основных направлений работы посредников по построению прочных отношений с предприятиями розничной торговли как фактора конкурентного преимущества.
Интерес западных компаний к российскому потребителю не остался незамеченным со стороны крупнейших отечественных операторов. Крупные сети розничных магазинов “Перекресток”, “Копейка”, “Дикси” и “Мегамарт” в 2000 году объединились в Российский Розничный Альянс (РРА). Таким образом они решили преодолеть диктат производителей и поставщиков и защититься от возможной экспансии транснациональных торговых корпораций.
Что касается российских потребителей, то на мой взгляд большинство из них положительно относятся к приходу на российский рынок западных торговых сетей, по ряду причин, например, появляются новые большие магазины и ассортимент в них больше нежели в отечественных розничных сетях.
Оценивая российский рынок розничной торговли, многие эксперты отмечают низкую консолидацию розничных сетей, которые представлены большим числом независимых розничных торговцев, работающих преимущественно в средних и мелких форматах магазинов (табл.6) (см. в приложении) [3].
По данным исследований, проведенных в 12 крупнейших городах России, на долю универсальных магазинов приходится не более 1% от числа всех торговых точек, наибольшее распространение получили малые “удобные” магазины (рис.2):
Рисунок 2. Доля форматов магазинов в общей структуре розничной торговли
Источник: A.C.Nielsen, июль 2005
1.3 Дистрибьютор. Определение и характеристики.
Дистрибьютор – независимый оптовый посредник, действующий на основании договора, который он заключает с производителем. В договоре обычно, кроме минимального объёма продаж, оговариваются и другие требования, например размер и условия товарного кредита, размер торговой наценки дистрибьютора, планы по охвату дилерской сети, территория и т.д.[1]
Подразумевается, что основная функция дистрибьютора не прямые продажи конечным потребителям, а развитие и поддержка дилерской сети. Для этого дистрибьютор аккумулирует на своих складах партии товаров, которые он приобретает у различных производителей, а затем перераспределяет эти товары, но уже более мелкими партиями в необходимом ассортименте, ориентируясь на индивидуальные потребности каждого дилера. Естественно, по более высоким ценам, чем отпускные цены производителя.
Для осуществления своей функции дистрибьютор обязан соответствовать ряду требований производителя, в частности иметь:
- современные склады для хранения товара;
- собственную распределительную сеть;
- финансовые возможности для кредитования дилерской сети;
- квалифицированный персонал и т.д.
В обмен на развитие и поддержание дилерской сети производитель обеспечивает дистрибьютора рекламной поддержкой, проводит обучение и консультации, поставляет вспомогательное техническое и торговое оборудование, организует сервисное и гарантийное обслуживание.
Основной критерий выбора дистрибьютора – наличие дилерской сети, ориентированной на работу с целевой аудиторией, соответствующей позиционированию поставляемого товара.
Некоторые производители задают себе вопрос: зачем нужны посредники, если можно осуществлять продажи напрямую. При этом производители рассчитывают зарабатывать больше, исключая дополнительное звено в распределении товаров.[1]
Зачастую к этому
Вот лишь некоторые проблемы, с которыми столкнётся производитель при выводе новой торговой марки на незнакомый рынок, без привлечения к сотрудничеству дистрибьюторских компаний.
Для каждой отдельной компании этот список проблем и выгод может быть совершенно индивидуальным. Важно не принимать спонтанных решений и попытаться взвесить все «за» и «против» при ответе на вопрос: нужен ли посредник?
Понятно что дистрибьюторы необходимы фирмам-производителям, а какое количество дистрибьюторов является оптимальным? Универсального ответа не существует. Оптимальное количество дистрибьюторов для каждой компании может быть разным и должно соответствовать тем задачам, которые она решает в настоящий момент. Например, если компания только выходит на рынок и пытается максимально его охватить, то количество дистрибьюторов на данном этапе обычно достаточно велико и в дальнейшем определяется тем, насколько справляются с поставленной задачей по охвату имеющиеся дистрибьюторы. Но рано или поздно поставщики начинают сокращать количество дистрибьюторов. Это происходит, во-первых, потому что из всей массы начинает выделяться группа лояльных и умеющих работать дистрибьюторов; во-вторых, приходит понимание, что оптимально то количество посредников, которое можно контролировать.
В России существует схема, которая очень неплохо себя зарекомендовала – два-три дистрибьютора на один регион плюс региональный представитель головной компании. Выбранные компании должны быть самыми крупными, самыми лучшими, самыми перспективными. Размер региона, где будут работать выбранные дистрибьюторы, определяется произвольно, с ориентацией на ёмкость этого региона, возможность обеспечить качественную логистику и величину потенциальной дилерской сети. Наличие ограниченного количества дистрибьюторов повышает степень их контроля и даёт им возможность больше зарабатывать. Если дистрибуция строится грамотно, то за имеющимися дистрибьюторами закреплены территории или клиентская база, что предотвращает демпинг внутри региона, повышает качество обслуживания дилеров и упрощает контроль за их деятельностью.[1].
Очевидно, что чем меньше дистрибьюторов, тем легче ими управлять – десять дистрибьюторов будут находиться под большим контролем, чем сто, и с десятью дистрибьюторами всегда легче найти общий язык, чем с сотней. При ограниченном количестве каждому из дистрибьюторов достаётся больший кусок рынка, следовательно, у них появляются дополнительные возможности больше зарабатывать, а значит, и заинтересованность в поставщике у них большая. Однако следует учитывать, что чем меньшее количество посредников с компанией работает, тем сильнее компания ощущает потерю каждого из них. Поэтому многие производители, которые придерживаются концепции ограниченного количества дистрибьюторов, всё же используют не менее десяти, и чтобы на каждого из них приходилось в среднем не более 10% от общего оборота компании. Тогда уход любого из них не так сильно «бьёт по карману» производителя и на период поиска нового дистрибьютора возможно перепоручить обслуживание освободившейся клиентской базы дистрибьюторам, работающим в соседних регионах.
1.4 Система взаимоотношений в каналах сбыта
1.4.1 Природа каналов распределения
Выбор каналов распределения
Реализация продукции в
В качестве посредников
могут выступать снабженческо-
- организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
- создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения.
Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.
Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.[2]
Канал распределения принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал распределения можно трактовать и как путь (маршрут) передвижения товаров от производителей к потребителям.[5].
1.4.2 Организация каналов сбыта и управление взаимоотношениями между их участниками
Большинство современных компаний
в процессе распределения товаров
(продажи, мероприятий по продвижению)
прибегают к услугам
Посредники выполняют задачи, касающиеся
логистики, маркетинга, продаж и сервиса
не только с меньшими издержками, чем производитель,
но и делают это более качественно, так
как в отличие от производителя, ориентированного
на масштабы производства, могут сфокусироваться
на выполнении вышеперечисленных функций,
обеспечить клиенту более широкий ассортимент
и более высокий уровень сервиса.
Основными функциями каналов распределения
являются:
– Внешняя логистика: обеспечение перемещения товара к покупателю, обеспечение его доступности;
– Маркетинг и продажи: деятельность по сбору информации о потребностях и требованиях клиентов, активные действия по предложению продаваемого товара на рынке, убеждению клиентов в необходимости покупки;
– Сервис: обеспечение
услуг, поддерживающих или повышающих ценность товара[5]
Разные посредники могут работать с различными
сегментами потребителей, и каждый посредник
может сфокусироваться на удовлетворении
нужд и потребностей своего клиентского
сегмента, не распыляясь на обслуживание
других. Однако, стратегии и логистики,
и маркетинга, и продаж, и, в некоторых
случаях, обслуживания должны оставаться
в ведении производителя или генерального
дистрибьютора.
Каким же образом осуществляется управление
каналами сбыта предприятия? Кто это должен
делать? На основании какой информации
принимать решения?
Влияние характеристик каналов сбыта и типов системы каналов в целом влияют на взаимоотношения между участниками канала.
Длина канала и стратегии распределения. Первый и самый очевидный параметр любого канала распределения – это его длина: сколько посредников составляют цепочку продвижения товара. Каналом нулевого уровня (или каналом прямого маркетинга) называется прямая продажа производителем товара конечному потребителю. Типичный пример такого канала – магазины при крупных фабриках и заводах, предлагающие продукцию производителя населению напрямую. Каналы нулевого уровня характерны для продажи услуг, часто процесс производства и продажи услуги совмещен. Яркий в этом отношении пример – парикмахерская: здесь продажа продукта осуществляется непосредственно производителем. Соответственно, одноуровневый канал характеризуется присутствием единственного посредника, двухуровневый – содержит двух посредников и так далее.
Очевидно, что чем длиннее канал, тем дороже он обходится потребителю. Прибыль и расходы канала сбыта составляют до 50% цены, которую уплачивает при приобретении товара конечный потребитель. Как правило, использование длинного канала сбыта приводит к тому, что производитель, если он не является монополистом, должен снижать свою маржу, с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособную цену своему товару. Поэтому эффективность сбытового канала – определяющий фактор прибыльности и конкурентоспособности компании-производителя.
Длинные каналы тяжелы в управлении, относительно затратны, однако, зачастую иного выбора у производителя, желающего выйти на массовый рынок, может не быть, особенно если целью является завоевание массового рынка не только в своем регионе, но и по всей стране. В целом, «возможности и мотивация организаций, входящих в канал, определяет возможности поставщика по завоеванию конкурентных преимуществ в обслуживании покупателя и в удовлетворении его потребностей», считает другой классик менеджмента Питер Дойль. Таким образом, выбор каналов распределения, определение их структуры и условий взаимодействия с ними - стратегическое решение, определяющее долгосрочную эффективность работы компании в целом.[5]