Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:03, дипломная работа
Целью антикризисной программы является устойчивость работы предприятия. Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, который позволит выявить причины кризисного состояния и наметить способы его преодоления.
Введение 3
1. Стратегии и инструменты антикризисного управления организации 6
1.1 Сущность и необходимость стратегии антикризисного управления 6
1.2 Инструменты антикризисного управления 19
2. Современный уровень развития и финансового состояния Открытого Акционерного общества «Технология» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 34
2.2 Оценка финансового состояния организации 44
2.3 Диагностика финансовой устойчивости и платежеспособности организации
52
3. Пути совершенствования стратегий и использования инструментов антикризисного управления ОАО «Технология»
63
3.1 Стратегия диверсифицированного роста организации 63
3.2 Реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности
организации
70
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Содержание
Введение |
3 |
1. Стратегии и инструменты
антикризисного управления орга |
6 |
|
6 |
|
19 |
2. Современный уровень развития и финансового состояния Открытого Акционерного общества «Технология» |
34 |
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации |
34 |
2.2 Оценка финансового состояния организации |
44 |
2.3 Диагностика финансовой
устойчивости и |
52 |
3. Пути совершенствования
стратегий и использования |
63 |
3.1 Стратегия |
63 |
3.2 Реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности организации |
70 |
Заключение |
82 |
Список использованной литературы |
85 |
Приложения |
Введение
Актуальность темы данной дипломной работы состоит в том, что в развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Стратегия в антикризисном управлении - это своего рода гарантия стабильного развития предприятия. В стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредотачиваются на путях и средствах выхода из него.
Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная комплексная своевременная диагностика состояния предприятия – первый этап в формировании стратегии антикризисного управления его деятельностью.
Антикризисная стратегия может включать в себя различные направления: уменьшение расходов, ликвидация некоторых отделов, сокращение объемов производства, привлечение дополнительных ресурсов и т. д. Но в любом случае это комплекс мероприятий, которые приводят к положительному результату только в случае грамотной реализации выбранной антикризисной стратегии.
Внедрение антикризисной
стратегии наиболее эффективно, если
она совмещается с уже
Существуют множество различных стратегий антикризисного управления. Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.
Немаловажное значение при выходе из кризиса имеют инструменты антикризисного управления. Существуют различные инструменты антикризисного управления, наиболее важными из которых являются антикризисная программа и реструктуризация.
Целью антикризисной программы является устойчивость работы предприятия. Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, который позволит выявить причины кризисного состояния и наметить способы его преодоления.
В переводе с греческого реструктуризация означает изменение структуры чего-либо. Антикризисная реструктуризация направлена не только на предупреждение банкротства, но и на минимизацию его отрицательных последствий. Эффективность реструктуризации в значительной мере зависит от принципов ее осуществления.
Цель дипломной работы состоит в изучении стратегии антикризисного управления и разработке инструментов антикризисного управления ОАО «Технология».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Перечисленные задачи определили содержание настоящей дипломной работы.
Объектом исследования является финансовое положение и финансовый потенциал ОАО «Технология».
В процессе подготовки работы использовались материалы бухгалтерской отчётности и различные методические источники (бухгалтерский баланс с приложениями, статическая отчётность), нормативно- правовые акты РФ, а также учебная литература отечественных и зарубежных авторов.
1 Стратегия и инструменты антикризисного управления
1.1 Сущность и необходимость стратегии антикризисного управления
Исторически термин «стратегия» связан с военным делом. Так в переводе с греческого «стратегия» - это «искусство генерала». В Древней Греции стратегом назывался военачальник, облеченный широкими военными и политическими полномочиями, в полной мере владеющий искусством побеждать за счет выбора оптимального варианта действий [18] .
В настоящее время понятие «стратегия» широко используется в экономической деятельности. Однако, по мнению А.И. Пригожина, стратегическими разработками в современной России занимаются не более 20-30% компаний, причем большая часть из них, в крупном бизнесе [37].
Существует целый ряд трактовок дефиниций «стратегия».
Так, А.И. Панов в своих исследованиях, подчеркивает, что стратегия — процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям [33].
О.С. Виханский выделяет два противоположных взгляда на понимание стратегии. Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с централизованной плановой экономикой. При таком понимании стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана. Такой подход, бесспорно, основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению.
Примером стратегии данного типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько и чего будет производиться в конечный период.
При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом управлении, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации.
Примерами стратегий данного типа, т.е. тех, с которыми имеет дело стратегическое управление, могут служить следующие стратегии :увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены; начать производство определенного продукта при одновременном сокращении производства другого продукта; проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом; осуществить переход на групповую форму организации труда [19].
По своему существу, как считает И. Ансофф, стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организации руководствуются в своей деятельности. И. Ансофф классифицирует эти правила по четырем группам: правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе; правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами; правила, по которым, устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы; правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными, оперативными приемами [6].
А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд дают определение стратегии в более общем смысле: «Стратегия — это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей [45].
По мнению Э.А. Уткина, стратегия фирмы представляет собой совокупность главных целей и основных способов их достижения. У профессора З. П. Румянцевой стратегия определяется как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений и как общий комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии и достижения хозяйственных целей организации [42,46].
По мнению В.Н. Парахиной, стратегия представляет собой общее направление, способ управления, набор правил и принципов, руководствуясь которыми обеспечивается достижение устойчивых конкурентных позиций и других главных целей фирмы исходя из ее реальных возможностей, определяемых с помощью анализа потребительского рынка, прошлых результатов деятельности, сложившихся отношений с конкурентами, поставщиками и другими организациями. На наш взгляд данное определение является более полным и емким [34].
Формирование стратегии предприятия является сложным творческим процессом, требующим соединения достижений менеджмента и маркетинга в едином подходе к определению перспектив развития предприятия. Основное требование к стратегии — она должна быть эффективной [17].
Существует ряд ключевых характеристик, применяемых в качестве критериев эффективной стратегии. К данным характеристикам относят ментальную правильность выбираемой и (или) разрабатываемой стратегии, ситуационность, уникальность стратегии, будущую неопределенность как стратегическую возможность, гибкую адекватность [36] .
К ментальной правильности выбираемой и (или) разрабатываемой стратегии относятся не только простое понимание, но и определенное постижение того, что все связанное со стратегией и стратегическим управлением есть некоторый органичный синтез менеджмент-науки, менеджмент-искусства и феноменов успешной бизнес-практики. Причем составляющая менеджмент-искусства (т.е. управления, основанного на интуиции, «живом творчестве», креативности и т.п.) во всех случаях является существенно значимой, а в некоторых ситуациях — явно главной и доминирующей.
Ситуационный подход в современном менеджменте вообще занимает особое место, а в частности, эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего, т.е. стратегического успеха данной конкретной фирмы.
Для достижения будущего бизнес-успеха в стратегию конкретной организации должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые в реальной практике ведения бизнеса делают ее значимо отличной от стратегий всех главных конкурентов.
В определенных звеньях и (или) элементах цепочки или системы стоимости организация обязательно должна найти что-то свое положительно-уникальное. Такое уникальное, т.е. присущее только данной конкретной фирме, должно быть заложено в ее стратегию как дна из основ стратегического конкурентного преимущества и соответственно ее будущей конкурентоспособности.
Другими словами, чем-то существенным в данном бизнесе фирмы должна положительно отличаться от своих конкурентов. Сознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнес-успеха там, где его еще не увидели конкуренты [25].