Пути совершенствования стратегий и использования инструментов антикризисного управления ОАО «Технология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:03, дипломная работа

Описание работы

Целью антикризисной программы является устойчивость работы предприятия. Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, который позволит выявить причины кризисного состояния и наметить способы его преодоления.

Содержание работы

Введение 3
1. Стратегии и инструменты антикризисного управления организации 6
1.1 Сущность и необходимость стратегии антикризисного управления 6
1.2 Инструменты антикризисного управления 19
2. Современный уровень развития и финансового состояния Открытого Акционерного общества «Технология» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 34
2.2 Оценка финансового состояния организации 44
2.3 Диагностика финансовой устойчивости и платежеспособности организации
52
3. Пути совершенствования стратегий и использования инструментов антикризисного управления ОАО «Технология»
63
3.1 Стратегия диверсифицированного роста организации 63
3.2 Реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности
организации
70
Заключение 82
Список использованной литературы 85

Файлы: 1 файл

диплом АУ.doc

— 630.50 Кб (Скачать файл)

 

Из данной таблицы  следует, что за анализируемый период дебиторская задолженность перед  покупателями и заказчиками увеличилась  на 48,7%, в том числе авансы выданные увеличилась на 9,7%. Прочая дебиторская задолженность снизилась на 206 тыс. руб. (или на 59,2%).Наличие дебиторской задолженности является отрицательной тенденцией, так как из-за  задолженности покупателей и заказчиков предприятию для нормального функционирования необходимо брать дополнительные займы и кредиты, а также данное предприятие становится дебитором других физических и юридических лиц.

Кредиторская задолженность  включает в себя краткосрочные и  долгосрочные обязательства. К краткосрочной кредиторской задолженности относятся краткосрочные кредиты и займы банков, обязательства по товарным услугам, приобретенным, но неоплаченным, невыплаченные налоги, полученные авансы, векселя к оплате, задолженность перед персоналом организации, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей и другие начисления и расходы.

Долгосрочная кредиторская задолженность представлена кредитами  банков, займами и ссудами, выдаваемыми  различными кредитными организациями, страховыми компаниями, а также другими обязательствами, срок оплаты по которым превышает 12 месяцев [20].

Таблица 8 - Состав и структура  кредиторской задолженности ОАО  «Технология»

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. к 2006 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Краткосрочная

кредиторская задолженность:

- всего: 

 

 

 

24983

 

 

 

100,0

 

 

 

20890

 

 

 

100,0

 

 

 

44068

 

 

 

100,0

 

 

 

19085

 

 

 

176,4

в том числе:

- расчеты с поставщиками и подрядчиками

 

 

 

 

5083

 

 

 

 

20,3

 

 

 

 

3602

 

 

 

 

17,2

 

 

 

 

7334

 

 

 

 

16,6

 

 

 

 

2251

 

 

 

 

144,3

- расчеты по налогам и сборам

 

 

354

 

 

1,4

 

 

650

 

 

3,1

 

 

1138

 

 

2,6

 

 

784

 

 

321,5

- кредиты

14996

60,0

15000

71,8

32000

72,6

17004

213,4

- займы

1382

5,5

53

0,2

2143

4,9

761

155,1

- прочая

3168

12,7

1585

7,6

1453

3,3

-1715

45,9


 

Из таблицы 8 следует, что за анализируемый период кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками увеличилась на 2251 тыс. руб., (или на 44,3%), задолженность  по налогам и сборам увеличилась  на 784 тыс. руб., (или на 221,5 %). Кредиты увеличились на 17004 тыс. руб., (или на 113,4%), займы увеличились на 761 тыс. руб., (или на 55,1%). Прочая кредиторская задолженность уменьшилась на 1715 тыс. руб., (или на 54,1%). С одной стороны, наличие кредиторской задолженности является отрицательной тенденцией, а с другой положительной, так как предприятие может временно использовать в своей деятельности заемные денежные средства.

Доходы и расходы  являются важнейшими факторами, определяющими  конечные финансовые результаты предпринимательской деятельности. Они представляют собой базовые категории бухгалтерского учета и основные элементы финансовой отчетности. В связи с этим большое значение имеет нормативно установленная трактовка этих категорий, которая содержится в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации».

Доходами организации  признается увеличение экономических  выгод в результате поступления  активов  и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением увеличения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходами организации  признается уменьшение экономических  выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы подразделяются на две группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Под расходами по обычным видам деятельности понимаются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг /Под прочими расходами понимаются операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы (табл. 9) [29].

Таблица 9 – Состав и  структура расходов по обычным видам  деятельности ОАО «Технология »

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. к 2006  г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Материальные затраты

 

46649

 

58,3

 

57983

 

51,0

 

72290

 

70,3

 

25641

 

155

Затраты на оплату труда

 

16328

 

20,4

 

19441

 

17,0

 

20597

 

20,0

 

4269

 

126,1

Отчисления на социальные нужды

 

4119

 

5,1

 

4992

 

4,4

 

5294

 

5,1

 

1175

 

128,5

Амортизация

3337

4,2

3342

3,0

3851

3,7

514

115,4

Прочие затраты

9538

12,0

28619

25,0

740

0,7

-8798

7,7

Итого по элементам затрат

 

79971

 

100,0

 

114376

 

100,0

 

102773

 

100,0

 

22802

 

128,5


 

  В исследуемом   периоде  материальные затраты  возросли на 25641 тыс. руб. (или на 55%). Рост данного показателя связан с ростом цен на сырье и материалы, используемые в процессе производства организации. Затраты на оплату труда увеличились на 4269 тыс. руб. (или на 26,1%). Отчисления на социальные нужды увеличились на 1175 тыс. руб. (или на 28,5%), что связано с увеличением заработной платы. Амортизация увеличилась на 514 тыс. руб. (или на 15,4%), что обусловлено увеличением имущества организации, подлежащего амортизационным начислениям. Прочие затраты снизились на 8798 тыс. руб. (или на 92,3%).

Получение прибыли является основным мотивом, движущей силой развития и обновления коммерческой организации. Каждая организация всегда ставит цель получить прибыль. Прибыль — это превышение доходов организации над ее  расходами (обратное положение называется убытком). Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Прибыль предприятия растет высокими темпами главным образом за счет роста цен.

В хозяйственной практике используются различные виды прибыли: валовая прибыль; прибыль от реализации продукции; прибыль от внереализационных операций; балансовая прибыль (прибыль до налогообложения); прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль).

Кроме абсолютного размера  прибыли, показателем эффективности  хозяйственной деятельности выступает рентабельность — уровень прибыльности организации. Рентабельность является одним из ключевых индикаторов конкурентоспособности организации (табл.10) [23].

Таблица 10 – Показатели прибыли и рентабельности ОАО «Технология», тыс. руб.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. к 2006 г.

тыс. руб.

%

Выручка от реализации продукции

 

86674

 

87510

 

111250

 

24576

 

28,3

Себестоимость  продукции

76833

84501

102056

25173

32,8

Валовая прибыль

9841

3009

9194

-647

-6,6

Прибыль от реализации (продаж)

 

9841

 

3009

 

9194

 

-647

 

-6,6

Прибыль   до   налогообложения

 

7194

 

-2626

 

5177

 

-2017

 

-28

Чистая  прибыль   (убыток)

5065

-2957

3308

-1757

34,7

Рентабельность продаж, %

8,3

-3

4,7

-

-3,6


 

Исходя из полученных результатов, мы видим, что выручка  от реализации продукции увеличилась  на 28,3%. Рост данного показателя связан с увеличением объема реализации продукции. Себестоимость продукции увеличилась на 32,8%. Тем не менее, все показатели прибыли предприятия имеют тенденции к снижению. Так, прибыль до налогообложения и чистая прибыль снизились на 28% и на 34,7% соответственно. Как следствие, рентабельность продаж снизилась на 3,6%.

2.3 Диагностика финансовой  устойчивости и платежеспособности  организации.

 

Финансовое состояние  предприятия с позиции краткосрочной  перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и  в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. Предприятие, являющееся ликвидным в состоянии осуществлять свою текущую производственную деятельность, т.е. у него имеется достаточно средств, чтобы произвести необходимые выплаты работникам, поставщикам и инвесторам, заплатить налоги и т.д. Для определения ликвидности предприятия используются следующие коэффициенты: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент быстрой ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности).

Коэффициенты ликвидности  позволяют определить способность  предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода (табл.11).

Коэффициент текущей  ликвидности показывает, в какой  степени текущие обязательства, иначе называемые краткосрочными пассивами, покрываются текущими, или оборотными, активами. Он показывает, сколько денежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. Низкий уровень ликвидности может свидетельствовать о затруднениях в сбыте продукции, о плохой организации снабжения и других проблемах предприятия. Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных активов к  краткосрочным обязательствам. Коэффициент, равный 3,0 и более, означает высокую степень ликвидности и благоприятные условия для кредиторов и инвесторов. Вместе с тем это может означать, что предприятие имеет больше средств, чем может эффективно использовать, что влечет за собой ухудшение   эффективности использования всех видов активов. Коэффициент, равный 2,0, теоретически считается нормальным, однако для различных отраслей он может колебаться от 1,2 до 2,5.

Коэффициент быстрой  ликвидности определяет способность  предприятия выполнять свои текущие  обязательства за счет быстрой продажи  ликвидных активов. Коэффициент  быстрой ликвидности рассчитывается как отношение оборотных активов  за минусом запасов к краткосрочным обязательствам. Предпочтительной считают величину коэффициента равную 1,0, допустимой - величину 0,7-1,0. Высокое значение коэффициента быстрой ликвидности является показателем низкого финансового риска и хороших возможностей для привлечения дополнительных средств со стороны.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и приравненных к ним  средств, то есть при необходимости  погашена в ближайшее время. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемые значения данного показателя: 0,2-0,5 [49].

Таблица 11 - Показатели ликвидности  ОАО «Технология»

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008г. к 2006г., %

Коэффициент текущей  ликвидности (>2)

1,2

1,6

1,2

-

Коэффициент быстрой  ликвидности (>1)

1,0

1,3

1,0

-

Коэффициент абсолютной ликвидности (0,2-0,5)

0,03

0,05

1,2

1,17


 

Из таблицы 11 видно, что  за анализируемый период, коэффициенты текущей и быстрой ликвидности не выявили динамики. Коэффициент текущей ликвидности имеет значение меньшее рекомендуемой нормы, что свидетельствует о затруднениях в сбыте продукции, о плохой организации снабжения и других проблемах предприятия. Коэффициент быстрой ликвидности соответствует рекомендуемому  значению, что говорит о том, что ОАО «Технология» имеет низкий финансовый риск и хорошие возможности  для привлечения дополнительных средств со стороны. Коэффициент абсолютной ликвидности превышает рекомендуемое  значение, что  свидетельствует о том, что при необходимости в ближайшее время организация  может погасить долю краткосрочных долговых обязательств за счет денежных средств и приравненных к ним средств

Платежеспособность - это способность предприятия своевременно рассчитаться по  своим текущим обязательствам  за счет оборотных активов. Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы превышают его внешние обязательства.

Информация о работе Пути совершенствования стратегий и использования инструментов антикризисного управления ОАО «Технология»