Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________________________ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________________ 87

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)


НОУ РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ    (РосНОУ)


 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ  СИСТЕМ

США И РОССИИ

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Студентки Кокоревой Ольги Александровны

4 курса на базе среднего профессионального (профильного)

образования

финансово-экономического факультета

заочной формы обучения

 

    Руководитель: проф.  Регент Т.М.

 

«Допустить к защите»

заведующий кафедрой _____________

 

«______» __________________ 200__г.

 

Москва

2007г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  СИСТЕМЫ США ____ 5

    1. Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
    2. Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13

ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25

2.1.    Сущность  денежно-кредитной системы и ее  особенности в России ___ 25

2.2.    Денежно-кредитная  политика России и состояние  денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

 

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

 

3.1.   Анализ факторов  независимости центральных банков США и России _ 64

3.2.   Сравнительный  анализ механизма страхования  вкладов _____________ 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ __________________________ 83

ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________________ 87

 

 

 

Введение

 

Успешное развитие экономики  во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений в экономической архитектонике особенно усилились на пороге   XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

Сравнительный анализ денежно-кредитных  систем разных стран, учет преимуществ и недостатков каждой из них дают возможность построить систему денежно-кредитных отношений, отвечающую требованиям нового тысячелетия. К тому же процессы глобализации, интеграции и интернационализации мирохозяйственных связей требуют унификации структуры отечественных финансовых отношений.

Актуальность исследования определяется тем фактом, что денежно-кредитная  политика в России на протяжении нескольких последних лет играла скорее пассивную  роль и в значительной степени  являлась эндогенной по отношению к курсовой политике и сальдо счета текущих операций платежного баланса. Вместе с тем по мере ослабления проблемы внешнего долга и снижения зависимости России от внешней конъюнктуры роль данного инструмента макроэкономической государственной политики должна возрасти. В связи с этим представляется уместным обратиться к опыту других стран с развитой экономикой и рассмотреть, как менялись приоритеты при проведении денежно-кредитной политики по мере развития их экономик к рыночной системе. В этом и заключается актуальность темы дипломной работы.

Цель дипломной работы состоит в изучении и сравнительном  анализе денежно-кредитных систем России и США.

Задачами дипломной  работы являются:

• Исследование сущности и структуры денежно-кредитной  системы государства.

• Изучение устройства денежно-кредитной системы США и России.

• Исследование современной  денежно-кредитной политики России и США.

Объектом исследования является денежно-кредитная система  государства.

Предмет исследования –  денежно-кредитная политика России и США в исторической ретроспективе и в настоящее время.

Теоретической и методологической основой исследования являются статистические данные, монографии, посвященные данной теме, экономические исследования и  публикации в прессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Устройство денежно-кредитной системы США

1.1. Денежно-кредитная система США

 

 Денежное обращение США вначале осуществлялось английскими фунтами стерлингов и испанскими серебряными долларами. В 1785 г. конгресс США зафиксировал доллар в качестве денежной единицы. В настоящее время эмиссию денег осуществляет казначейство. Регулирование денежной системы осуществляют органы управления Федеральной Резервной Системой (ФРС), они включают: Совет Управляющих ФРС, комитет по операциям на открытом рынке, совещательный совет, правление отдельных федеральных банков.

В начале ХХ века в США  имелось не менее 5 тысяч эмиссионных (национальных) банков, каждый из которых  обладал правом выпускать в обращение  банкноты на сумму своего основного  капитала. При этом каждый из национальных банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законными платежными средствами).

Сегодня банковская система  США состоит из:

    • Федеральной резервной системы, выполняющей функции центрального банка страны;
    • Коммерческих банков;
    • Инвестиционных банков;
    • Сберегательных банков;
    • Ссудосберегательных ассоциаций.

Кредитная система США  представляет собой совокупность государственных  и частных кредитных институтов. Ее основным государственно-монополистическим  компонентом является ФРС, выполняющая функции центрального банка США.

Важнейшим является деление  финансовых учреждений на учреждения банковского (депозитного) типа и небанковского. Страхование депозитов, естественно, касается только учреждений первого  типа. Вместе с тем имеет большое значение защита клиентов любых финансовых учреждений, по отношению к которым клиенты являются держателями разного рода ценных бумаг, прав и требований, тот процесс практически отсутствует в нашей стране. В этих областях США также имеют обширный опыт. Имеется страхование клиентов брокерских фирм, если эти фирмы управляют ценными бумагами, принадлежащими клиентам. Особая корпорация страхует до определенного лимита эти вложения от банкротства брокерских фирм.

США обладают самой развитой системой финансовых учреждений в современном мире. Когда-то создававшаяся по британскому образцу, она в последние десятилетия сама является предметом "экспорта". В послевоенный период ряд видов финансовых учреждений вырастает в других странах с использованием американского опыта.

Коммерческие банки  являются стержнем всей кредитной системы. Их общее число на конец 2005 г. составляло около 12 тыс. Хотя длительный процесс  концентрации коммерческих банков является их характерной чертой, 60 число относительно мелких и средних банков регионального типа и теперь весьма велико.

По банковскому закону 1933 г. (так называемый Закон Гласса—Стиголла) было произведено разделение коммерческих и инвестиционных банков. Коммерческим банкам было запрещено заниматься операциями с негосударственными ценными бумагами (владение, андеррайтинг, купля, продажа), тогда как инвестиционным банкам был запрещен прием депозитов. Для коммерческих банков были также введены (или сохранены ранее существовавшие) ограничения разного рода, в частности ограничения филиальной сети. В последние полтора-два десятилетия идет законодательный и фактический процесс дерегулирования коммерческих банков, расширения их функций и сфер деятельности. Тем не менее, даже самые крупные американские банки по степени универсализации и теперь заметно отличаются, к примеру, от германских гросс-банков.

В отличие от ряда других стран и в том числе России, система специальных сберегательных учреждений в США также сложилась  без прямого участия государства  и представлена теперь либо частными акционерными, либо взаимными (кооперативными) предприятиями. Во многих случаях кооперативная форма не имеет почти никакого реального рыночного значения.

В сберегательную систему  входят три главных типа учреждений: судо-сберегательные ассоциации, сберегательные банки и кредитные союзы. Исторически все они выросли в основном как институты жилищно-ипотечного и потребительского кредита, поскольку до второй мировой войны коммерческие банки мало занимались этим бизнесом. Хотя среди сберегательных учреждений имеются теперь крупные фирмы банковского типа, в целом они рассредоточены в еще большей степени, чем коммерческие банки.

Тенденция   в  универсализации   коммерческих   банков   проявляется   по линии активных операций в том, что они вторглись в сферу жилищно-ипотечного и потребительского кредита, а по линии пассивных операций — в их экспансии в сферу аккумуляции сбережений населения. В нашей стране такой универсализации нет. Сберегательные учреждения, опять же в отличие от России, являются важным элементом кредитной системы, а защита их вкладчиков в настоящее время находится в центре дискуссий о системе страхования депозитов в США.

Банковская деятельность на основе отделений имеет множество  преимуществ. Она дает возможность предлагать клиентам полный набор банковских услуг даже в небольших деревушках, удовлетворять потребности в заемных средствах как крупных, так и мелких клиентов и перемещать банковских служащих из отделения в отделение, расширяя их профессиональный опыт. Кроме того, сама диверсификация кредитов в рамках общенациональной системы отделений резко снижает риск банкротства банка.

Стремясь удовлетворить  потребности в кредитовании, коммерческие банки за пределами США часто используют овердрафт. Заемщику разрешается допускать перерасход по текущему счету на установленную сумму, а процент взимается со среднего остатка овердрафта, обеспеченного или необеспеченного какими-либо активами. С точки зрения заемщика, такая процедура кредитования предпочтительнее американской, в соответствии с которой кредит выдается на фиксированную сумму и определенный период, а заемщик платит проценты на всю сумму кредита независимо от того, воспользовался ли он им, и часто вынужден депонировать на счете средства в размере определенного процента от суммы кредита. Распространенная в США практика значительно повышает реальную процентную ставку по сравнению с установленной кредитным соглашением. Некоторые банки США разрешают овердрафт по чековым счетам клиентов; овердрафт рассматривается как ссуда, за которую взимается процент.

       В  США кооперативные банки - известные  под названием кредитных союзов -  могут учреждаться в соответствии с федеральным законодательством и законами отдельных штатов. Хотя число подобных банков в США увеличилось, их роль в национальной кредитной системе относительно невелика. За рубежом кооперативные банки нередко организуют кооперативы по закупке и сбыту товаров.

Офшорные банки. Одним из самых заметных событий в развитии банковской деятельности стал рост числа офшорных банков, т.е. банков, находящихся за границей и выведенных из-под национального регулирования. Офшорные банки регистрируются в тех немногих уголках земного шара, где в целях создания благоприятных условий для филиалов крупнейших банков мира налогообложение и законодательные ограничения сведены к минимуму. В число стран с хорошо развитой офшорной банковской структурой входят США (штаты Нью-Йорк и Делавэр), Великобритания (остров Мэн, Нормандские и Каймановы острова), Багамские острова, Бахрейн и Панама. Их появление объясняется не только желанием воспользоваться отсутствием налогообложения и регулирования, но и стремлением привлечь избыточные средства соседей - членов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Одна из связанных с оффшорными банками проблем заключается в том, что отсутствие контроля за их операциями может способствовать различного рода злоупотреблениям.

Вместе с тем имеет  большое значение защита клиентов любых  финансовых учреждений, по отношению к которым клиенты являются держателями разного рода ценных бумаг, прав и требований. В этих областях США также имеют обширный опыт. Послевоенные десятилетия отмечены большим ростом небанковских финансовых институтов, особенно корпоративных пенсионных фондов, страховых и инвестиционных компаний, трастовых учреждений и т.д. В связи с этим доля учреждений банковского типа в совокупных активах кредитной системы США снизилась, по оценкам ФКСД, с 63% в 1952 г. до 32% в 2004 г. Однако это не означает ослабления роли банков в экономике и уменьшения значения их стабильности.

В Европе старейшими центральными банками являются шведский «Све-ригесриксбанк», основанный в 1656, и Банк Англии, учрежденный  в 1694. Как центральный банк, Федеральная резервная система США (U.S. Federal Reserve System), образована на основании федерального закона в 1913г. В большинстве стран центральные банки принадлежат государству, а все высшие руководители этих банков назначаются правительством. В США Федеральная резервная система находится в собственности частных банков, являющихся ее членами. Однако Совет управляющих ФРС состоит из людей, назначенных президентом по рекомендации и с согласия Сената.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно кредитных систем США и России