Управление доходами и расходами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Так, данные учета издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическое обоснование формирования доходов и расходов предприятия
1.1 Доходы и расходы предприятия, их сущность и значение
1.2 Себестоимость и рентабельность как показатели соотношения доходов и расходов
1.3 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Выводы
2. Анализ доходов и расходов ОАО «УАЗ»
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «УАЗ»
2.2 Анализ доходов и расходов ОАО «УАЗ»
2.3 Анализ факторов, влияющих на доходы и расходы предприятия
Выводы
3. Предложения по формированию доходов и расходов в деятельности ОАО «УАЗ»
3.1 Предложения по совершенствованию управления доходами и расходами предприятия
3.2 Направление повышения доходов предприятия
Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая управление доходами и расходами.docx

— 112.29 Кб (Скачать файл)

Расходами признаются только те затраты, которые участвуют в  формировании прибыли определенного  периода, а оставшаяся часть затрат капитализируется в активах предприятия  в виде готовой продукции, незавершенного производства, остатков полуфабрикатов для собственного потребления, незавершенных  объектов капитального строительства, нематериальных активов и т. п.

Отметим, что названные  понятия следует разграничивать во избежание ряда ошибок в планировании затрат. К примеру, контроль расходов на основании информации из отчета о прибылях и убытках не является управлением затратами. При росте  запасов готовой продукции и  одновременном снижении продаж расходы  по данным отчета о прибылях и убытках  компании снижаются, в то время как  затраты увеличиваются.

Безусловно, доминирующими  по значимости являются доходы (расходы) от обычных видов деятельности - именно они дают основной вклад в  формирование конечного финансового  результата.

1.2 Себестоимость и рентабельность как показатели соотношения доходов и расходов

Управление предприятием подразумевает такие воздействия  на факторы финансово-хозяйственной  деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов  и, во-вторых, снижению расходов.

В рамках решения первой задачи - повышение доходов - должны проводиться оценка, анализ и планирование:

*выполнения плановых  заданий и динамики продаж  в различных разрезах; ритмичности  производства и продаж; достаточности  и эффективности диверсификации  производственной деятельности; эффективности  ценовой политики;

*влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность  производственных мощностей, сменность,  ценовая политика, кадровый состав  и др.) на изменение величины  продаж; сезонности производства  и продаж, критического объема  производства (продаж) по видам продукции  и подразделениям и т. п.  Результаты планово-аналитических  расчетов обычно оформляются  в виде традиционных таблиц, содержащих  плановые (базисные) и фактические  (ожидаемые) значения объемов  производства и продаж и отклонения  от них в натуральных и стоимостных  показателях, а также в процентах.

Вторая задача - снижение расходов - подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением  плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного  снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.

Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности  обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного  цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен  в виде достаточно очевидных последовательных процедур:

* прогнозирование и планирование  затрат (определяются долго- и  краткосрочные тенденции изменения  отдельных видов затрат, задаются  их ориентиры, обеспечивающие  выход на определенные значения  показателей прибыли и рентабельности);

* нормирование затрат (устанавливаются  технически обоснованные нормативы  в натуральных и стоимостных  оценках по отдельным видам  затрат, технологическим процессам,  центрам ответственности);

* учет затрат (учитываются  затраты в заданной номенклатуре  статей);

* калькулирование себестоимости  (распределяются фактические расходы  и затраты на объекты калькулирования  себестоимости, т. е. исчисляется  фактическая себестоимость продукции);

* анализ затрат и себестоимости  (анализируются фактические затраты  в сравнении с плановыми заданиями  и нормативами, выявляются факторы,  повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения  себестоимости);

* контроль и регулирование  процесса управления затратами  (вносятся текущие изменения в  систему управления затратами  в случае отклонения от запланированной  динамики затрат, уточняются системы  планирования и нормирования).

При анализе и планировании затрат и себестоимости продукции  наибольшее распространение получили два классификационных признака: экономический элемент и статья калькуляции.

Под экономическим элементом  понимается экономически однородный вид  затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного  предприятия не представляется целесообразным к более подробной детализации. Например, элемент «Амортизация основных средств» обобщает все амортизационные  отчисления независимо от того, для  каких целей - производственных, социальных, управленческих - использовалось то или  иное основное средство; стоимость  покупного полуфабриката нельзя разложить на затраты живого и  овеществленного труда и т. п.

Безусловно, затраты, которые  предприятие вынуждено нести  в ходе производственного процесса, объективны, и предприятие само определяет себестоимость продукции. Вместе с  тем государство в определенной степени регулирует этот процесс  путем нормирования затрат, относимых  на себестоимость и принимаемых  во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли.

Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические  затраты по предприятию в целом  по таким крупным позициям, как  оплата труда, покупные материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия и др.

Под калькуляционной статьей  понимается определенный вид затрат, образующих себестоимость продукции  в целом или ее отдельного вида. Обособление таких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации, оценки и включения (прямого или косвенного, т. е. путем  распределения в соответствии с  некоторой базой) в себестоимость  конкретного вида продукции.

Если группировка затрат по экономическим элементам позволяет  выявить отдельные виды затрат за отчетный период безотносительно к  тому, закончено ли производство продукции  или нет, то группировка по калькуляционным  статьям дает возможность определить себестоимость продукции, полностью  прошедшей производственный цикл и  готовой к реализации или реализованной.

Состав калькуляционных  статей варьирует в зависимости  от отраслевой принадлежности предприятия; в частности, для промышленного  предприятия типовая номенклатура статей имеет следующий вид:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия  на технологические цели.

5. Заработная плата производственных  рабочих.

6. Отчисления на социальные  нужды.

7. Расходы на освоение  и подготовку производства.

8. Общепроизводственные  расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные  расходы.

12. Коммерческие расходы.

Первые одиннадцать статей составляют так называемую производственную себестоимость; с добавлением коммерческих расходов, т. е. расходов, связанных  со сбытом продукции, образуется полная себестоимость производства и реализации.

В системе управления затратами  важную роль играет подразделение затрат на прямые и косвенные расходы. Прямые расходы - это расходы, которые в  момент их возникновения можно непосредственно  отнести на объект калькулирования  на основе первичных документов. К  косвенным относятся расходы, которые  в момент возникновения не могут  быть отнесены на конкретный объект калькулирования, и, чтобы попасть в его себестоимость, они должны быть предварительно аккумулированы на определенном счете и в дальнейшем распределены между всеми объектами  пропорционально некоторой базе.

Примерами прямых расходов являются затраты сырья и материалов, полуфабрикаты, заработная плата работников, занятых производством данного  вида продукции, и др. К косвенным относятся расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и др. Базой для распределения могут служить: прямые затраты, заработная плата производственных рабочих, объем выработанной продукции и т. п.

Следует подчеркнуть, что  фактическая себестоимость продукции  формируется исходя из принципа экономической  целесообразности тех или иных расходов и затрат. Увеличение себестоимости, являясь в целом негативным фактом, приводящим к уменьшению прибыли, имеет  и некоторый позитивный момент - снижение налога на прибыль.

Роль финансовой службы в  управлении расходами уже гораздо  более значима по сравнению с  управлением доходами. Если уровень  доходов в значительной степени  определяется конъюнктурой рынка, то видами и уровнем расходов можно управлять  путем установления более или  менее жестких внутренних нормативов по отдельным статьям расходов. Именно это реализуется в системе  управленческого учета в ходе формирования плановой себестоимости, расчета фактической себестоимости, анализа отклонений фактических  данных от плановых значений, выявления  причин произошедших отклонений и разработке мероприятий по устранению причин, обусловивших появление необоснованных.

Управление факторами  прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных  индикаторов, но и путем регулярного  исчисления разнообразных показателей  рентабельности.

Управление рентабельностью  означает, по сути, обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Поскольку при расчете тех 5или  иных коэффициентов рентабельности используются различные базы (т. е. показатели, с которыми сопоставляется некоторая  прибыль), управление рентабельностью  предусматривает не только воздействие  на факторы формирования прибыли (т. е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности. В частности, меняя  целевую структуру капитала, можно  влиять на показатели рентабельности инвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж и т. п. В любом случае эффективность  и целесообразность принимаемых  решений будет оцениваться комплексно -- показателями прибыли и коэффициентами рентабельности; кроме того, по возможности  должны учитываться и субъективные неформализуемые моменты, факторы  и результаты.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем  прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или потребленными  ресурсами.

Показатели рентабельности - это выраженные в процентах относительные  показатели, в которых прибыль  сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с  одной из двух сторон - ресурсы или  совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж.

1.3 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Основным источником сведений для проведения обоснованного анализа  финансовых результатов является Форма  №1 «Бухгалтерский баланс» хозяйствующего субъекта с прилагающимися специальными формами:

- форма № 2 «Отчет о  прибылях и убытках»;

- форма № 3 «Отчет об  изменениях капитала»;

- форма № 4 «Отчет о  движении денежных средств»;

- форма № 5 « Приложение  к бухгалтерскому балансу;

- «Пояснительная записка»  с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году  на итоговые результаты деятельности  предприятия, с оценкой его  финансового состояния.

В соответствии со статьей 13 главы Федерального закона РФ «О бухгалтерском  учёте» все организации «... обязаны  составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую  отчетность».

Годовую бухгалтерскую отчетность предприятия представляют не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.

Форма №1 «Бухгалтерский баланс» - это способ обобщенного отражения  хозяйственных средств по составу  и размещению по источникам образования  и по целевому назначению в денежном выражении на определенную дату.

Бухгалтерский баланс состоит  из двух статей - актива и пассива  и содержит информацию по всем статьям  как на начало отчетного периода (на начало года) так и на конец  отчетного периода. В активе бухгалтерского баланса сосредоточена информация об имеющемся в распоряжении предприятия  имуществе, выраженная в стоимостной  форме. В пассиве бухгалтерского баланса, в основном сосредоточена  информация об источниках оборотных  средств, на которые приобретено  имеющееся у предприятия имущество.

Информация о работе Управление доходами и расходами предприятия