Управление пассивными операциями банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 15:01, дипломная работа

Описание работы

Коммерческие банки в кредитной системе имеют большую значимость. Отличительная черта современного коммерческого банка состоит в том, что он выступает как независимый хозяйствующий субъект, имеет статус юридического лица и осуществляет посредническую деятельность на основе полученной от центрального банка лицензии в реализации специфических банковских продуктов таких, как кредит, ценные бумаги и валюта и другие.
Для того чтобы коммерческие банки могли осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, они должны иметь в своем распоряжении определенную сумму денежных средств. Спецификой деятельности банков является то, что они, с одной стороны, привлекают из различных источников на время свободные денежные средства, а с другой, размещают их, удовлетворяя потребности предприятий, населения, которые нуждаются в денежных ресурсах. Состав и структура ресурсов коммерческого банка оказывает существенное влияние на его ликвидность и финансовые результаты деятельности в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.1 Сущность и виды пассивных операций коммерческого банка 6
1.2 Необходимость управления пассивными операциями коммерческого банка 10
1.3 Методы управления пассивными операциями коммерческого банка 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ОМСКОГО ОСБ № 8634 ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 27
2.1. Общая характеристика банка 27
2.2. Анализ системы управления пассивными операциями в Омском ОСБ № 8634 ОАО «Сбербанк России» 33
2.3. Анализ структуры и динамики пассивных операций в Омском ОСБ № 8634 ОАО «Сбербанк России» 39
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПАССИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ОМСКОГО ОСБ № 8634 49
3.1. Проблемы при управлении пассивами в ОАО «Сбербанк России» 49
3.2. Рекомендации по управлению пассивами в Омском ОСБ № 8634 ОАО «Сбербанк России» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .73

Файлы: 1 файл

плаг.docx

— 140.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Из данных таблицы 4 видно, что депозиты, открытые в Омском ОСБ № 8634 физическим лицам, имеют тенденцию к увеличению, что способствует росту привлеченных средств отделения банка. Наибольшие темпы прироста имеют депозит «Мультивалютный Сбербанка России» - 34% и «Пенсионный пополняемый». Это связано с условиями предоставления депозита.

Рассмотрим структуру средств клиентов Омском ОСБ № 8634 в 2010-2012 гг., которая представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Структура средств клиентов Омского ОСБ № 8634 в 2010-2012гг.

Средства клиентов

2010

2011

2012

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

- текущие/расчетные счета, в том  числе:

21457759

19,21

27509948

21,72

98122590

22,73

- физические лица

127440

0,11

241829

0,19

277336

0,06

- юридические лица

21330319

19,10

27268119

21,53

97845254

22,66

- срочные депозиты, в том числе

90223340

80,79

99146528

78,28

333647846

77,27

- физические лица

12616643

11,30

24480000

19,33

27500000

6,37

- юридические лица

77606697

69,49

74666528

58,95

306147846

70,91

Итого, в том числе:

111681100

100,00

126656476

100,00

431770436

100,00

- физические лица

12744083

11,41

24721829

19,52

27777336

6,43

- юридические лица

98937016

88,59

101934647

80,48

403993100

93,57


 

Исходя из данных таблицы 5, видно, что в структуре депозитов, наибольший удельный вес занимают срочные депозиты, однако, на протяжении 2010-2012 гг. заметна тенденция увеличения текущих/расчетных счетов клиентов.

На 1 января 2013 года  в Омском  отделении Сбербанка обслуживались 141861 счетов физических лиц с остатком вкладов 27777336 рублей. На 1 января 2012 года в отделении было 141307 счетов на сумму 24721829 рублей. На 1 января 2010 года 138201 счетов – на сумму 12744083 рублей. Отсюда видно, что количество счетов и остаток вкладов увеличился.

Проследим динамику роста вкладов Омского отделения за последние три года, представленную в таблице 6.

Таблица 6 - Динамика роста вкладов граждан Омского ОСБ с 2010 по 2012 годы

Год

Остаток вкладов на конец года, руб.

Темп роста к предыдущему    году,      %

2009

13454356

--

2010

14950650

111

2011

17858519

119

2012

27777336

155


 

Омское отделение № 8634 ОАО «Сбербанк России» сохранило лидерство по объему привлеченных средств частных лиц.

Рост числа клиентов в 2012 году составил 17 %. Остатки средств клиентов на счетах ОАО «Сбербанк России» увеличились на 43 %. Рост объема депозитов стал возможным благодаря высокой надежности Банка, гибкой политике управления процентными ставками и разветвленной филиальной сети.

Весьма значительным источником привлечения кредитных ресурсов являются векселя Сбербанка России, остаток которых увеличился за 2011 год на 51,1% и составил 377 млн. руб., в том числе остаток рублевых векселей 361 млн. руб., валютных - 500 тыс. дол. США. За 2012 год остаток по данной статье увеличился еще на 10% и составил 415 млн. руб., в том числе остаток рублевых векселей 413 млн. руб., валютных – 56 тыс. долл. США. Как видим, положительная динамика наблюдается по привлечению средств в рублевые векселя. Это объясняется снижением доходности по привлечению средств в иностранной валюте, а также возникшей в последнее время нестабильностью американского доллара.

Основной прирост средств юридических лиц был сформирован за счет остатков на текущих, расчетных и бюджетных счетах, которые увеличились за 2011 и 2012 годы на 47,5% и 71,4%.

Рассчитаем средний срок хранения вкладного рубля, для оценки вкладов в качестве ресурсов кредитования  и для более рационального использования средств, привлеченных во вклады, что выполним по формуле:

CД = (Оср : В ) *  Д                                                                                       (1)

где

СД - средний срок хранения (в днях)

Оср-  средний остаток вкладов (тыс. р)

В -   оборот по выдаче вкладов (тыс. р)

Д - количество дней в анализируемом  периоде

За 2010 год СД = (1023648 : 2125468) * 360 =  173,1  дня

За 2011 год  СД = (1056719 : 2302488) * 360 =  165,2  дня

За 2012 год  СД = (7777439 : 19958614) * 360 = 140,3  дня

Из расчета видно, что в 2012 году средний срок хранения вкладов снизился на 24,9 дней. Это говорит о том, что вклады в основном  привлекались на короткий срок, что не давало возможности отделению размещать их в долгосрочное кредитование и другие долгосрочные  проекты. За 2012 год удельный вес безналичных перечислений в общем приходе вкладов  составил  28%,  что на 0,2 %  больше, чем в 2011 году. Увеличение этого показателя положительно,  т. к. безналичные перечисления являются самыми  недорогими  пассивами для отделения.

2012 год  стал достаточно сложным периодом с точки зрения организации привлечения финансирования на публичной основе. Начиная со второго полугодия, из-за сжатия ликвидности многие эмитенты вынуждены были отложить организацию публичных сделок.

Подводя итог, отметим, что в структуре привлеченных ресурсов наибольший удельный вес составляют вклады населения. Ориентируясь на работу с населением Сбербанк Российской Федерации является абсолютным лидером на рынке частных вкладов, аккумулируя около 86% всех денежных средств, размещенных частными лицами в коммерческих банках страны (более 233 млн. счетов). Сбербанк Российской Федерации предлагает частным лицам широкий спектр банковских услуг, разнообразные виды рублевых и валютных вкладов, ориентированные на различные слои населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПАССИВАМИ ОМСКОМ ОСБ №8634

 

3.1 Проблемы при управлении пассивами ОАО «Сбербанк России»

 

 

Кредитные организации oказивают мнoжecтвo уcлуг. Вcтупaют в cлoжниe взaимooтнoшeния мeжду coбoй и дpугими cубьeктaми хoзяйcтвeннoй жизни. Випoлняют paзнooбpaзниe функции, глaвними с кoтopих являютcя кpeдитнo-дeпoзитниe oпepaции.

В Уcлoвия oбocтpившeйcя кoнкуpeнции кредитные организации разрабатывают пути coвepшeнcтвoвaния бaзoвих технолог, внeдpяют нoвиe бaнкoвcкиe инcтpумeнты, пoддepживaют cвoю paбoт aвтoмaтизиpoвaннoй инфopмaциoннoй cиcтeмoй упpaвлeния и oбpaбoтки дaнних, cooтвeтcтвующeй мeждунapoдним тpeбoвaниям и cтaндapтaм.

Для еффeктивнoй paбoт бaнкa нeoбхoдимы пocтoяннoe изучeниe и пpoгнoзиpoвaниe cocтoяния pинкa бaнкoвcких уcлуг, a тaкжe вcecтopoннee плaниpoвaниe бaнкoвcкoй дeятeльнocти и oпepaтивнoe упpaвлeниe финaнcoвими pecуpcaми бaнкa.

На данный момент Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По рыночным позициям, по объему активов и капитала, по финансовым результатам и масштабам инфраструктуры банк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Масштаб и устойчивость банка особенно проявляются в периоды нестабильности на финансовых рынках.

За последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное образование четырех основных групп конкурентных преимуществ банка, а в частности:

- значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;

- масштаб операций;

- бренд и репутация Банка, в первую очередь связаны с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;

- коллектив Банка и большой накопленный опыт. Большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, значительный управленческий опыт в рамках одной из самых масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.

В то же время работа Сбербанка России на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нет возможности говорить о реализации его развития. К ним относятся:

1) низкая  эффективность использования двух  важнейших конкурентных преимуществ  Банка: сбытовой сети и клиентской  базы, что связано с недостаточной  организацией клиентской работы  и неразвитыми навыками и системами  продаж и обслуживания. Проявлениями  этого является низкий уровень  перекрестных продаж, низкий уровень  доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной  клиентской базы;

2) низкое  качество обслуживания с точки  зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия  между банком и клиентом. По  мнению клиентов, банк существенно  отстает по уровню обслуживания  от основных конкурентов.

 

Анализ сложившейся практики ОАО «Сбербанк России» свидетельствует, что управление пассивами любого коммерческого банка, как процесс сложный и трудоемкий, связан с большим количеством проблем как субъективного, так и объективного характера.

К субъективным проблемам относятся такие, как:

- Масштабы  деятельности и слабая капитальная  база банка;

- Отсутствие  заинтересованности руководства  банка в привлечении средств  клиентов, особенно населения, что  продиктовано тактическими и  стратегическими целями и задачами  банка;

- Недостаточный  уровень и качество высшего  и среднего менеджмента;

- Отсутствие  научно-обоснованной концепции проведения  депозитной политики;

- Недостатки  в организации депозитного процесса: низкий уровень постановки маркетинговых  исследований депозитного рынка; ограниченный спектр предлагаемых  депозитных услуг и так далее.

Среди объективных факторов выделяются следующие:

- Прямое  и косвенное воздействие государства  и государственных органов на  коммерческие банки;

- Влияние  макроэкономики, воздействие мировых  финансовых рынков на состояние  российского денежного рынка;

- Межбанковская  конкуренция;

- Состояние  денежного и финансового рынка  России;

- Отсутствие  в России правового механизма  страхования и защиты банковских  вкладов.Исходя из имеющейся информации, можно выявить основную проблему управления банковскими пассивами, Омскому ОСБ № 8634 Сбербанка России ОАО «Сбербанк России»: необходимо тщательное исследование активов и пассивов коммерческого банка как объектов управления.

Еще одной проблемой можно назвать недостаточную обеспеченность системы управления необходимой информацией.

Помимо этого, в условиях множественности информации, будет целесообразным выявить еще одну немаловажную проблему для ОАО «Сбербанк России» - недостаточно организованное управление финансовыми потоками.

Кредитные организации oказивают мнoжecтвo уcлуг. Вcтупaют в cлoжниe взaимooтнoшeния мeжду coбoй и дpугими cубьeктaми хoзяйcтвeннoй жизни. Випoлняют paзнooбpaзниe функции, глaвними с кoтopих являютcя кpeдитнo-дeпoзитниe oпepaции.

В Уcлoвия oбocтpившeйcя кoнкуpeнции кредитные организации разрабатывают пути coвepшeнcтвoвaния бaзoвих технолог, внeдpяют нoвиe бaнкoвcкиe инcтpумeнты, пoддepживaют cвoю paбoт aвтoмaтизиpoвaннoй инфopмaциoннoй cиcтeмoй упpaвлeния и oбpaбoтки дaнних, cooтвeтcтвующeй мeждунapoдним тpeбoвaниям и cтaндapтaм.

Для еффeктивнoй paбoт бaнкa нeoбхoдимы пocтoяннoe изучeниe и пpoгнoзиpoвaниe cocтoяния pинкa бaнкoвcких уcлуг, a тaкжe вcecтopoннee плaниpoвaниe бaнкoвcкoй дeятeльнocти и oпepaтивнoe упpaвлeниe финaнcoвими pecуpcaми бaнкa.

Информация о работе Управление пассивными операциями банка