Управление прибылью как основным источником развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование механизма управления прибылью на предприятии на основе анализа соответствующих показателей, а также предложение рекомендаций по совершенствованию процесса формирования, распределения и использования прибыли организации.
Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:
Определение экономической сущности прибыли, ее видов и функций;
Рассмотрение путей и инструментов управления прибылью предприятия;
Выявление факторов, влияющих на формирование прибыли предприятия;

Содержание работы

Введение………………………………………………...………………………...….3
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления……..……….....6
Экономическая сущность прибыли, ее роль, виды и функции..……6
Пути и инструменты управления прибылью предприятия………...17
Факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия…....26
2. Управление прибылью на предприятии ОАО «Оркла Брэндс Россия»……29
2.1. Анализ формирования и распределения прибыли…………………29
2.2. Факторный анализ прибыли от продаж…………………………….39
2.3. Расчет точки безубыточности и порога рентабельности…………..43
2.4. Анализ показателей рентабельности………………………………..47
2.5. Планирование прибыли……………………………………………...53
3. Совершенствование управления прибылью на ОАО «Оркла Брэндс Россия»………………………………………………………………………………….58
3.1. Снижение непроизводственных расходов и потерь……………….58
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма формирования, распределения и использования прибыли………………………………………..63
Заключение……………………………………………………………………...…..66
Список использованной литературы……………………………………………...69
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Управление прибылью предприятия.docx

— 136.43 Кб (Скачать файл)

в) Анализ прибыли по отдельной  операции. Предметом такого анализа  может быть прибыль по отдельным  коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным реальным проектам и другим операциям.

4. По объему  исследования выделяют полный  и тематический анализ прибыли:

а) Полный анализ прибыли  проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения  и использования в комплексе.

б) Тематический анализ прибыли  ограничивается лишь отдельными аспектами ее формирования или использования. Предметом тематического анализа прибыли может являться изучение влияния проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; прибыльность сформированного фондового портфеля; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия; эффективность избранной политики распределения прибыли; анализ альтернатив возможного использования прибыли и ряд других аспектов.

5. По периоду  проведения выделяют предварительный,  текущий и последующий анализ прибыли:

а) Предварительный анализ прибыли связан с изучением условий  ее формирования, распределения или предстоящего использования; с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых и инвестиционных операций с предварительным расчетом ожидаемой прибыли по ним.

б) Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; реализации отдельных хозяйственных операций с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Как правило, такой анализ прибыли ограничивается кратким периодом времени.

в) Последующий (или ретроспективный)  анализ прибыли, осуществляется обычно менеджерами и собственниками предприятия за отчетный период (квартал, год). Он позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как базируется на завершенных результатах финансового учета и отчетности, дополняемых данными управленческого учета.

Для решения конкретных задач  управления прибылью применяется целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике [11, с. 147-150].

В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии:

1. Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда).

2. Вертикальный (или  структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использован и я. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли.

3. Сравнительный  анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.

4. Анализ уровня  рисков неотделим от анализа уровня прибыли по операциям всех сфер деятельности предприятия — производственной, инвестиционной и финансовой. Это связано с тем, что, определяя меру прибыли по хозяйственной деятельности (отдельным ее операциям) следует всегда одновременно определять и меру риска ей сопутствующего. В связи с этим система анализа уровня рисков должна получит широкое использование в процессе управления прибылью предприятия.

5. Анализ коэффициентов  (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия.

6. Интегральный  анализ прибыли позволяет получить наиболее обобщенную характеристику условий ее формирования. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы интегрального ее анализа:

а) Дюпоновская система  интегрального анализа прибыли.

б) Объектно-ориентированный  анализ прибыли.

в) Портфельный анализ прибыли.

7. Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования [7, с. 15-18].

 

 

    1. Факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности  предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно  отнести инфляцию, изменения в  законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.

Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

Основными взаимовлияющими  факторами являются:

- объем продажи товаров,

- розничные цены на  реализуемые товары,

- издержки обращения,

- оборачиваемость и состав  оборотных средств (оборотного  капитала),

- фондовооруженность работников,

- налогоемкость предприятия,

-численность работников.

К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства. 

При использовании метода комплексного анализа исходят из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный рост другого. Развитие предприятия возможно при следующих необходимых условиях:

Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,                                                                    (1.3) 
где Тп - темп роста прибыли;

Тт - темп роста товарооборота;

Ти - темп роста издержек обращения;

Тф - темп роста фондовооруженности работников;

Тр - темп роста численности  работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются  путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие предприятия  может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда работников, увеличением капитала [5, с. 129-133].

Снижение издержек обращения  в розничной торговле зависит  от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ними отчислений на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежной практике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через так называемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретают акции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие дивиденды. Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убытка фирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры, снижением спроса населения, сокращением производства товаров и т.п.

Величина прибыли зависит  от объемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие при продаже товаров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких меньше, поскольку существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от группы товаров [6, с. 14-16].

 Методика расчета влияния  факторов на прибыль от обычной  деятельности включает следующие шаги:

1. Расчет влияния фактора  «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого  фактора нужно разложить на две  части. Так как выручка организации — это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние  инфляции.

1.1. Расчет влияния фактора  «Цена»

1.2. Расчет влияния фактора  «количества проданной продукции  (товаров)»

2. Расчет влияния фактора  «Себестоимость проданной продукции»

Здесь при анализе нужно  быть внимательным, так как расходы — это факторы обратного влияния по отношению к прибыли.

3. Расчет влияния фактора  «Коммерческие расходы»

4. Расчет влияния фактора  «Управленческие расходы»

Остальные показатели — факторы  от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные — не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида [5, с. 345-347].

2. Управление прибылью  на предприятии ОАО «Оркла  Брэндс Россия»

2.1. Анализ формирования  и распределения прибыли

Прежде, чем начать анализ формирования и распределения прибыли  на исследуемом предприятии, необходимо оценить его текущее финансовое состояние. Источниками информации в данном случае выступает Бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2).

В качестве основных показателей, характеризующих текущее финансовое состояние предприятия, выберем  нижеследующие и для наглядности  сведем результаты в таблицу (см. Таблица 2.1):

 

Таблица 2.1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ОБР»

 

Показатель

Значение на конец 2010 г., тыс. руб.

Значение на конец 2011 г., тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп прироста, %

Основные средства

779 108

2 036 560

1 257 452

161,4

Внеоборотные активы

2 377 099

3 841 018

1 463 919

61,58

Запасы

441 420

1 037 824

596 404

135,11

Дебиторская задолженность

1 026 960

2 288 544

1 261 584

122,85

Оборотные активы

1 600 003

3 508 104

1 908 101

119,26

Уставный капитал

822 008

822 008

-

-

Долгосрочные займы

1 606 575

2 228 987

622 412

38,74

Краткосрочные кредиты и займы

187 958

562 970

375 012

199,52

Кредиторская задолженность

898 892

3 119 966

2 221 074

247,09

Выручка от реализации

3 500 184

4 751 498

1 251 314

35,75

Себестоимость продаж

2 346 669

3 305 143

958 474

40,84

Валовая прибыль

1 153 515

1 446 355

292 840

25,39

Прибыль (убыток) от продаж

127 888

- 99 201

- 227 089

- 77,57

Чистая прибыль (убыток)

- 88 007

- 132 507

- 44 500

- 50,56

Нераспределенная прибыль

434 095

90 631

- 343 464

- 79,12

Информация о работе Управление прибылью как основным источником развития организации