Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование механизма управления прибылью на предприятии на основе анализа соответствующих показателей, а также предложение рекомендаций по совершенствованию процесса формирования, распределения и использования прибыли организации.
Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:
Определение экономической сущности прибыли, ее видов и функций;
Рассмотрение путей и инструментов управления прибылью предприятия;
Выявление факторов, влияющих на формирование прибыли предприятия;
Введение………………………………………………...………………………...….3
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления……..……….....6
Экономическая сущность прибыли, ее роль, виды и функции..……6
Пути и инструменты управления прибылью предприятия………...17
Факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия…....26
2. Управление прибылью на предприятии ОАО «Оркла Брэндс Россия»……29
2.1. Анализ формирования и распределения прибыли…………………29
2.2. Факторный анализ прибыли от продаж…………………………….39
2.3. Расчет точки безубыточности и порога рентабельности…………..43
2.4. Анализ показателей рентабельности………………………………..47
2.5. Планирование прибыли……………………………………………...53
3. Совершенствование управления прибылью на ОАО «Оркла Брэндс Россия»………………………………………………………………………………….58
3.1. Снижение непроизводственных расходов и потерь……………….58
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма формирования, распределения и использования прибыли………………………………………..63
Заключение……………………………………………………………………...…..66
Список использованной литературы……………………………………………...69
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Поскольку ОАО «ОБР» имеет убыток вместо чистой прибыли, то показатели рентабельности продаж характеризуются отрицательными значениями.
Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров. С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (см. Таблицу 2.7).
Таблица 2.7 – Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ОБР»
Показатель |
Значение на конец 2010 г., тыс. руб. |
Значение на конец 2011 г., тыс. руб. |
Издержки обращения |
2 256 895 |
2 348 259 |
Затраты предприятия |
3 443 113 |
5 208 979 |
Прибыль от реализации |
127 888 |
- 99 201 |
Балансовая прибыль |
- 88 007 |
- 132 507 |
Рентабельность издержек обращения, % |
5,67 |
- 4,22 |
Рентабельность текущих расходов, % |
- 2,56 |
- 2,54 |
По результатам анализа мы видим, что рентабельность издержек обращения сократилась в связи с убытком, тогда как рентабельность текущих активов, несмотря на то, что имеет отрицательное значение, все же немного возросла.
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели.
Рентабельность капитала.
Эффективность использования ресурсов предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (см. Таблицу 2.8).
Таблица 2.8 – Расчет рентабельности собственного капитала
Показатель |
Значение 2010 г., тыс. руб. |
Значение 2011 г., тыс. руб. |
Собственный капитал:
|
522 338 1 275 339 |
1 275 339 1 389 353 |
Средняя величина собственного капитала в течение года |
898 839 |
1 332 346 |
Чистая прибыль |
- 88 007 |
- 132 507 |
Рентабельность собственного капитала, % |
- 9,79 |
- 9,95 |
Как видно из таблицы 2.8, рентабельность собственного капитала в динамике отрицательна, что характеризуется, как негативное явление, но объясняется отсутствием чистой прибыли за исследуемый период.
Рентабельность используемых ресурсов.
Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий (см. Таблицу 2.9).
Таблица 2.9 – Расчет рентабельности трудовых ресурсов
Показатель |
Значение на конец 2010 г., тыс. руб. |
Значение на конец 2011 г.. тыс. руб. |
Балансовая прибыль |
- 88 007 |
- 132 507 |
Затраты на персонал |
599 720 |
743 095 |
Численность работников |
3 267 |
3 089 |
Рентабельность расходов на оплату труда, % |
- 14,67 |
- 17,83 |
Прибыль на одного работника |
- 2 693,82 |
- 4 289,64 |
Проведя анализ показателей прибыли
вышеизложенным способом можно адекватно
и грамотно оценить финансовое положение
предприятия. Это объясняется тем,
что рассчитав самые важные коэффициенты,
менеджер с наибольшей скоростью
и эффективностью может оценить
финансовое положение предприятия
и принять грамотное
После проведения анализа коэффициентов рентабельности необходимо осуществить планирование прибыли.
Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогами на прибыль и НДС. Это повышает точность и объективность расчетов, как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.
Величину прибыли от реализации продукции (Пб) можно определить по следующей формуле:
Пб = å ( Врi – Офi – Наi
– НДСi – Сi ),
где Врi – выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия, тыс. руб.;
Офi – отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену i-й продукции, тыс. руб.;
Наi – акцизный налог, тыс. руб.;
НДСi – налог на добавленную стоимость, тыс. руб.;
Сi – полная себестоимость i-й реализуемой продукции, тыс. руб.;
n – количество видов продукции.
Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого расчета по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием результата в целом по предприятию.
Расчет прибыли от реализации конкретного вида продукции начинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало планируемого года (конец отчетного года – года, предшествующего планируемому) [15, с. 114-117].
Затем рассчитываются остатки
нереализованной готовой
ОПК = (ПТ *НО)
/ 360,
где ПТ - годовой объем товарной продукции в отпускных ценах предприятия, тыс. руб.;
НО - норматив остатков готовой продукции на складе, в днях;
360 - расчетное количество дней в году.
На основе изменения остатков готовой продукции на начало и конец планируемого года и объема товарной продукции, рассчитанных по полной себестоимости и в отпускных ценах, определяется объем реализованной продукции (по полной себестоимости и в отпускных ценах) и доход, полученный от реализации данного вида продукции. Величина дохода (ДВ) рассчитывается как сумма дохода от реализации товарной продукции (ДВТ) и дохода в остатках готовой продукции на начало планируемого года (ДВН) за минусом дохода в остатках на конец планируемого года (ДВК) по формуле:
ДВ = ДВН
+ ДВТ – ДВК,
Величина дохода по каждому виду продукции (ДВi) рассчитывается на основе плана производства, плана изменения остатков готовой нереализованной продукции, отпускных цен и сметы затрат на производство по формуле:
Двi = ВРi – Ci
,
где ВРi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия;
Ci – полная себестоимость, рассчитываемая на основе сметы затрат на производство i-го вида продукции.
На основе сметы затрат
рассчитываются затраты на валовую
продукцию; производственная и полная
себестоимость товарной продукции;
себестоимость реализованной
В заключение рассчитывается плановый объем прибыли от реализации данного вида продукции (Пбi) по формуле:
Пбi = ДВi- Офi
– Наi – НДСi ,
где ДВi - доход от реализации i-го вида продукции;
Офi - отчисления во внебюджетные фонды от i-й продукции;
Наi – акцизный налог от реализации i-й продукции; НДСi – НДС от i-й продукции.
Общий объем плановой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам продукции по формуле:
Пб = å Пбi ,
где n - количество видов продукции (работ, услуг), запланированных к реализации в плановом году.
Произведем планирование прибыли от реализации продукции ОАО «ОБР». Эффективнее осуществлять планирование по каждому виду продукции отдельно, а потом суммировать результаты по всем видам. В качестве примера рассмотрим планирование прибыли только по одному виду продукции. В таблице 2.10 представлены данные о производстве, реализации, налогах, отчислениях и прибыли предприятия, которые представлены на основе планов и прогнозов экспертов предприятия:
Таблица 2.10 – Показатели,
необходимые для расчета
Показатели |
Планируемый год | |
в ценах базисного года |
в ценах планируемого года | |
|
2200 3000 1230 |
2800 4000 1600 |
|
22000 35000 12200 |
28000 42000 15500 |
|
2000 2800 1100 |
2600 3600 1400 |
|
22200 35200 12330 |
28200 42400 15700 |
5. Отчисления во внебюджетные фонды |
5 |
7 |
6. Налог на добавленную стоимость |
400 |
440 |
Информация о работе Управление прибылью как основным источником развития организации